Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

ОТ ОСИНКИ — НЕ АПЕЛЬСИНКИ
Спортивную площадку –
в каждый двор!
Раз словечко, два словечко…
 
 

Реклама

И чистый, и сухой («ВК» №12)

Большинство родителей знают, к какому возрасту дети обычно начинают держать головку, улыбаться, ползать, ходить. А вот вопрос, в каком возрасте приучать к горшку, вызывает полярные мнения. Одни мамы стараются привить своему малышу «туалетные навыки» как можно раньше, чтобы поскорее избавиться от лишней стирки и расходов на памперсы. Другие — откладывают научение на более поздний срок, когда ребенок начнет соображать, что к чему.

Пользоваться туалетом — для ребенка такой же навык, как умение ползать, держать в руке предмет, ходить или говорить. И рано или поздно все дети овладевают этими навыками. Но у каждого ребенка это происходит в свой срок.

Нет универсального подхода в обучении «туалетным премудростям», однако есть основные принципы, следуя которым можно успешно «посадить» ребенка на горшок с наименьшими затратами труда со стороны взрослых. Существует три точки зрения, которые отражают три этапа на пути ребенка к горшку.

Первой придерживаются сторонники так называемого «естественного родительства», которые «высаживают», а точнее, «выдерживают» младенца над тазиком буквально с первых дней его жизни. С момента рождения процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Это безусловные рефлексы, заложенные от природы. Поэтому привитие туалетного навыка в младенчестве состоит в том, чтобы данный безусловный рефлекс сделать условным, происходящем по звуковой «разрешающей» команде взрослого человека (как правило, «пс-пс-пс» и «а-а-а»). Однако взрослый не заставляет писать ребенка по своему желанию, а лишь догадывается, когда малыш сам этого хочет; ловит именно тот момент, когда надо подставить тазик. В результате малыш остается чистым, а подгузники сухими. Фактически, это метод естественной гигиены ребенка, а не приучение к горшку, как к таковому.

Вторая точка зрения заключается в том, что ребенка нужно приучать к туалету после того, как он научится хорошо сидеть (то есть примерно в 7–9 месяцев), тем более, что в возрасте от полугода до года у малыша вырабатывается еще одно важное умение — произвольной задержки мочеиспускания и дефекации. В это время ребенок активно изучает свое тело и то, что оно «производит». Например, может внимательно наблюдать за процессом дефекации, а потом исследовать содержимое горшка; может пописать и похлопать по луже ладошками. Малышу нравится играть, произвольно задерживая и «отпуская» мочу и кал. Так тренируется его способность регулировать работу мышц, участвующих в процессах опорожнения кишечника и мочевого пузыря. Если малыш в это время садится на горшок, то, скорее, для знакомства с ним и игры на нем, но не для регулярных естественных оправлений. Причем, шустрый малыш в этом возрасте может и не усидеть на горшке, а со спокойным малышом может получиться — он привыкнет опорожняться, когда оказывается на горшке. Так у ребенка формируется еще один рефлекс: не только на условные «разрешающие» звуки, а еще и на характерную посадку при ощущении внутренних позывов.

Однако знакомство ребенка до года с такой интересной штукой, как горшок может оказаться поверхностным, мотивация — познавательно-игровой, а выработанные навыки — нестойкими. А все дело в том, что в период так называемого «кризиса одного года» (10–13 месяцев) малыш начинает стремиться к большей самостоятельности и нередко бунтует против предложений и принуждений со стороны взрослых. В том числе, и против пользования горшком. Поэтому в этот период многие крохи отказываются садиться на горшок, даже если были к нему до этого приучены. Чтобы не говорили родители, в ответ они слышат упрямое «нет». И к этому надобно относится спокойно и даже философски. Просто наступает время, когда у ребенка подспудно, под маской непослушания формируется собственный контроль над выделениями. Поэтому после окончания «кризиса одного года» (приблизительно с 15–18 месяцев) можно уже учить малыша пользоваться горшком осознанно и самостоятельно.

Третья точка зрения как раз и сводится к тому, что начинать привитие туалетных навыков следует только после того, как у малыша сформируется полноценный сознательный контроль над выделительной функцией. Ее сторонники считают, что ребенок должен дорасти до умения контролировать свои физиологические позывы и словами или жестами обозначать свои желания. Одним детям это удается уже к полутора годам, а другим — только к трем, но главное, чтобы дети уже понимали свои позывы и воспринимали объяснения взрослых, зачем и как надо ходить на горшок. К тому же, в этом возрасте малыши сами активно интересуются «туалетными делами», стремятся во всем копировать взрослых и старательно овладевают первыми навыками самообслуживания и гигиены.

Поэтому такой важный вопрос, как и когда приучать малыша к чистоплотности с помощью горшка, родители решают индивидуально для каждого ребенка, исходя из его характера, личностных особенностей и условий воспитания. У каждого ребенка — свой благоприятный момент, с которого мама и папа могут побуждать ребенка к контролю над своими выделительными функциями. И делать это надо не насильственно, а мягко и естественно. Если же родители переусердствуют, и процесс обучения пойдет слишком рьяно и грубо, тем более, с криками и наказаниями, то у малыша может выработаться неприязненное отношение к горшку, страх перед своими естественными потребностями, стыд и вина за них, и он еще долго будет пачкать штанишки. Главное правило, которого следует обязательно придерживаться: ни в коем случае не ругать кроху за то, что у него пока что-то не получается, и не пытаться форсировать события.

Продолжение следует.