Объявления

Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

ЧУЖАЯ КОНЦЕССИЯ
ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ обретает одного управляющего

ФЛАЙЛЕДИ: 15 минут — и чистота и красота!
 
 

 

Реклама

Как научиться решать проблемы ч.3 («ВК» №4)

Окончание. Начало в №  №  2, 3.

Нередко проблемы возникают не от неприятных событий, а от нашего неправильного отношения к жизни и к себе. Продолжаем разбирать конкретные примеры и рекомендации, как улучшить ситуацию:

7. Примиритесь с реальностью.

Очень часто мы воспринимаем в качестве проблем ситуации, которые нам не нравятся, которые не соответствуют нашим представлениям о нормах поведения, об отношениях, о привычном для нас порядке вещей. Точно также проблемными мы воспринимаем людей, которые своими привычками и мировоззрением сильно отличаются от нас. Поэтому следующая рекомендация: примите реальность такой, какая она есть.

Поймите, как бы нам не хотелось жить среди единомышленников и близких по духу людей, но в действительности большинство из нашего окружения — домочадцев, детей, родителей, коллег, соседей — будут абсолютно не похожи на нас своими вкусами, образом мыслей, манерой одеваться, интересами и пристрастиями.

Поэтому чтобы не было лишних проблем, примите за аксиому, что в мире на равных живут абсолютно разные люди: от таких, как вы, до прямо противоположных. И события в мире и в вашей жизни происходят (и будут происходить!) разные: и те, которые вам по душе, и те, которые вас возмущают и даже «бесят».

Примите действительность в ее многообразии, твердите себе: «Такова жизнь — в ней есть и такое, и этакое»,— и не драматизируйте по поводу того, чего изменить не можете. Просто научитесь с этим сосуществовать, претерпевая или, по возможности, избегая то, что не устраивает.

8. Правильно рассчитывайте свои силы.

Бывает так, что желая многого достичь, мы хватаемся за большое количество дел, взваливаем на себя непомерные обязанности, берем большую ответственность. И в результате — устаем и истощаемся. От переутомления и хронического стресса часто развивается чувство навязчивой тревоги и недовольства жизнью. И создается впечатление, что кругом одни трудности и проблемы.

Постарайтесь сделать так, чтобы у вас хватало времени не только для работы и заботы о ближних, но и для себя: для отдыха в кругу семьи и в уединении, для общения с друзьями, для сна, для занятий любимыми делами.

9. Принимайте активные меры.

Мы уже говорили о том, что чтобы решить проблему (а точнее, задачу), нужно действовать. Если на работе или дома вам что-то портит жизнь, не ждите, пока эту ситуацию решит кто-то другой,— устраните ее сами. Активные люди более успешны, а потому, решая проблему, вы не только улучшите обстановку в своем окружении, но и почувствуете себя лучше, как физически, так и психологически.

Тем более, что если вы знаете, что делаете свою работу так хорошо, как только можете, это вселяет чувство удовлетворенности и компетентности даже тогда, когда не все складывается так, как вы надеялись. И пусть у вас трудности,— но вы не в тупике! Не стесняйтесь гордиться тем, что обладаете какими-то умениями и хорошо выполняете свои обязанности,— это прекрасная эмоциональная самоподдержка при решении проблем.

10. Прислушайтесь к своему недовольству.

Повседневная рутина, застой в каких-то делах, скука, отсутствие новых впечатлений, упадок сил, недомогание и даже элементарная лень тоже могут восприниматься нами как проблемные ситуации.

Может быть, вы чувствуете себя несчастными от того, что работа вам не подходит, «заел» быт, нет сил на повседневные дела и общение? Если это так, то возможно, пришла пора что-то менять в своем существовании, двигаться дальше, планировать события, которые направят жизнь в более позитивное русло. Рассматривайте недовольство не как повод для самоедства или критики в чужой адрес, а как отличный стимул для перемен.

11. Гнев — плохой советчик и негодный метод решения проблем.

Когда недовольство ситуацией или людьми копится длительное время, когда проблемы «нанизываются» одна на другую и долго не разрешаются, возникает раздражение, которое проявляется гневом, истерикой или слезами обиды. Сначала кажется, что это приносит временное облегчение, но надо понимать, что неконтролируемый взрыв эмоций представляет собой мощный энергетический удар в собственное сердце и всегда чреват новыми конфликтами и неприятностями со здоровьем.

Для того, чтобы избежать гнева, никогда не «накручивайте» себя, не придумывайте полуправдивые-полулживые домыслы по поводу чьих-то слов или поступков, не фантазируйте пугающее будущее, не давайте вашим страхам загнать вас в роль жертвы. Загнанная жертва становится тираном,— а тиран, как правило, впадает в гнев.

Чувствуя, что вас «заносит» от возмущения, остановите себя. Сделайте паузу, выдохните, переведите взгляд, переключитесь на что-то, не связанное с причиной гнева, скажите себе: «Стоп! Что это со мной?».

Осмыслите всю ситуацию, которая привела к гневу, и тогда вы увидите, что ваша вина в вспышке гнева не меньше, чем вина других людей. Лучшая разрядка гнева — физическая работа: разряжайся не словом, а трудом.

12. Имейте мужество уступать, если вы неправы.

Мы уже упоминали о том, что консервативные представления человека, убежденность исключительно в собственной правоте, отсутствие широты и гибкости мышления приводит в общении к столкновению мнений, к спорам, конфликтам, обидам, и в результате,— к проблемам.

Помните, что упрямство (иногда ошибочно принимаемое за упорство) свидетельствует о капризности и психологической незрелости человека. Умейте внимательно выслушать своих оппонентов, уважайте их точку зрения. Будьте самокритичны к своему мнению: не считайте свой взгляд на вещи всегда правильным; все взгляды относительны, и в каждой точке зрения есть доля истины. Разумные компромиссы в общении не только полезны для дела, но и вызывают уважение окружающих.

13. Будьте требовательны, прежде всего к себе.

Не требуйте от других того, на что они не способны; не ожидайте от них того, чего не можете дать им сами. Чрезмерность в требованиях всегда раздражает людей, ибо мера во всем —

основа житейской мудрости. Не стремитесь переделать других на свой манер: принимайте людей такими, какие они есть, или вообще не имейте с ними дела. Старайтесь в каждом человеке найти что-то положительное и опирайтесь на эти качества в отношениях с ним. 

14. Мы все — реальные люди, а не сверхчеловеки.

Сравнение себя с другими может стать источником многих психологических проблем и комплексов. А потому стремитесь к адекватной самооценке. Не думайте, что вы лучше или хуже других: оценивайте себя реально, достойно, с честью, не унижая, но и не возвышая ни себя, ни других людей. Не стремитесь быть сверхчеловеком; перфекционизм может привести к гонке за идеалом, а в итоге — к невротизации и к разочарованию, прежде всего в себе.

Учитесь делать выбор правильно, а это значит — сопоставлять полученный результат (итог ситуации) и свои предшествующие поступки. И если результат не устраивает, начинайте поступать по-другому.

И чтобы ни случилось,— настраивайте себя на то, что жизнь состоит не столько из проблем, сколько из череды успехов при их разрешении.

Психолог Дина Нагимова