Свежий номер! 

 

МИЛЛИОНЫ НЕ ДОХОДЯТ ДО КАСС

Почему "Пушкинская карта" слабо востребована у краснокамской молодёжи

Поздравление АО "Гознак" с Днём отлива первой бумаги

Новогодняя акция "Ёлка Доброты"

Реклама

Учимся сменять гнев на милость ч.2 («ВК» №29)

Окончание. Начало в №  28

Если вы твердо решили учиться контролировать свое состояние и освобождаться от гнева социально одобряемыми способами, то пусть вас вдохновляет мысль, что этим вы принесете огромную пользу не только себе и своему здоровью, но и своему ближайшему окружению: родным и близким, друзьям и коллегам. Потому что именно близкие отношения чаще всего страдают и разрушаются от гнева. Поэтому умение следить за своим настроением и анализировать свои поступки необходимо для всех сфер жизни.

Как этого достичь?

1. Для начала попытайтесь осознать, что именно вас злит и удалите источник раздражения. Вспомните, из-за чего у Вас наиболее часто назревают конфликты и попытайтесь найти какие-то компромиссные решения в этих областях. Таким образом вы на какой-то промежуток времени отвлечетесь от проблемы, ваш гнев спадет, и вам легче будет найти выход из сложившегося положения.

2. Старайтесь не сосредотачиваться на человеке или ситуации, которые вызвали у вас чувство гнева. Если вы будете постоянно проигрывать в памяти неприятные моменты из собственной жизни, то это лишь усилит отрицательные эмоции, и вы будете все больше «накручивать» себя.

3. Постарайтесь мыслить позитивно. В некоторых ситуациях на помощь может прийти юмор: вместо того, чтобы ответить на несправедливые замечания вашего оппонента гневными тирадами, попробуйте перевести все в шутку и таким образом сгладить нарастающий конфликт.

4. Повышайте самооценку. Разберитесь в своих внутренних проблемах и работайте над повышением своей самооценки. Укрепляйте чувство собственного достоинства.

Попробуйте такой прием: прежде, чем выплеснуть свои отрицательные эмоции на близких людей, скажите себе, что вы — самый старший (младший, умный, серьезный, благородный, мудрый, великодушный, вдумчивый, компетентный, осведомленный, лучший),— или назовите любое другое качество, которое подчеркивало бы ваше превосходство. И с высоты этого превосходства постарайтесь более трезво оценить ситуацию и быть более снисходительным к людям.

5. Научитесь приемам релаксации в свободное время. Расслабление помогает преодолеть стресс, а вместе с ним и отрицательные эмоции. Для этого хороши все средства: сон или дрема, возможность просто полежать 10 ‑15 минут, прослушивание медленных музыкальных композиций, различные дыхательные упражнения, молитвы, медитации. Интересный, содержательный досуг и увлечение любимым хобби также гасят негативные эмоции.

6. Проявите мудрость. Помните, что информация, поступающая в мозг при вспышках ярости, отличается от действительной картины происходящего. Если внимательно оценивать свои мысли, не смотря на стресс и волнение, обмануться будет сложнее.

7. Оттяните время. Популярный способ остановить вспышку ярости — сосчитать до десяти, прежде чем как-то отреагировать на грубость или глупость. Вместо счета попробуйте несколько секунд подумать о том, что вам предстоит сделать сегодня или накидайте мысленный план работ на ближайшее время.

8. Оставьте проблемы на том месте, где они возникли. Как правило, остальные окружающие не имеют к ним никакого отношения. Предположим, у вас неприятности на работе. Не тащите их домой, где насупившись и обвиняя весь белый свет в своих бедах, вы будете срываться на домочадцах.

Помните, что одной из самых плохих черт характера является распространение своего дурного настроения на окружающих.

9. Берегите друг друга. Скоропалительно брошенное слово может лишить вас близкого человека. Сдержите свой гнев и подумайте, стоит ли минутная вспышка разрушенных отношений.

Попробуйте такой прием: поставьте себя на место другого человека, взгляните на свою ситуацию его глазами. Вы обнаружите, что со стороны проблемы кажутся не такими уж значительными.

Теперь вам понятна спокойная, а иногда и отстраненная реакция ваших близких на те обстоятельства, которые провоцируют ваш гнев?

10. Есть интересная закономерность: «чем меньше информации, тем больше гнева». Нередко мы начинаем «закипать» на другого человека, ошибочно приписывая его поступкам и словам тот смысл, который нам кажется проявлением неуважения к нам: принимаем молчание за игнорирование, обиду — за неблагодарность, просьбу о помощи — за попытку получить «халяву», медлительность на наши просьбы — за хамство, причем якобы именно в наш адрес.

Но так ли это? Не зная подоплеки, не зная ситуации и системы ценностей человека, очень сложно адекватно судить о его поведении, а делать выводы о других людях по себе и вовсе опрометчиво.

Будьте выше! И когда в очередной раз кто-то вызывает ваше раздражение, не спешите разряжаться громкой руганью, ворчанием или претензиями, а лучше спросите, что с человеком случилось, все ли в порядке и можете ли вы ему чем-то помочь. Ведь справедлива и обратная закономерность: «чем больше информации, тем меньше гнева»!

11. Если вы готовы взорваться гневом или взрыв уже произошел, остановитесь и скажите про себя фразу-энкод (см. статью «Знакомимся с энкодами» в №  27 от 06 июля 2017). Это поможет переключиться и загасить слишком сильные эмоции. Например, «Главное — вести себя достойно!» После этого постарайтесь выражать свои мысли с меньшем напором.

12. А как быть, если вам постоянно приходится общаться с человеком, который взрывается гневом, как граната? Ваша цель в этом случае — взять ситуацию под контроль. Как правило, люди подобного склада любят повторять, что их никто не любит, не понимает, не уважает, не ценит их труда и заботы. Вспышка гнева у них — это ложное ощущение собственной ненужности и отверженности. Не нужно взрываться в ответ или спешить уйти, это подпитает гнев. Проявите хладнокровие. Простите, особенно если просят прощение. Вспомните о положительных качествах человека, попытайтесь понять его чувства. Если ваш ответный гнев, обида и раздражение не проходят, напишите злое письмо и сожгите или порвите его.

Разговор с разгневанным собеседником попробуйте построить по следующему алгоритму:

• Привлеките к себе внимание — несколько раз назовите его по имени. Старайтесь звучать дружелюбно.

• Проявите участие, заботу; скажите человеку то, что он хочет услышать — положительную оценку его деятельности, его заслуг.

• Дайте гневливцу остыть и обсудите конфликт. Если знаете причину гнева, попробуйте опровергнуть или объяснить ее. Говорите тише, обращайтесь к фактам, пытайтесь воздействовать на разум оппонента.

• Если вам приходится общаться с гневливым собеседником часто, лучше научиться предотвращать взрывы. Определите, кто или что его провоцирует, постарайтесь устранить раздражающий фактор.

• Если уместно, попробуйте разрядить обстановку с помощью энкодов: «Ты выглядишь скованным, в чем подвох?», «Ты делаешь все, чтобы походить на свою репутацию», «Ты слишком хороший человек для меня», «А ты сам-то в это веришь?», «Будь гуманнее!», «Я не принимаю это на свой счет».

Не копите в себе неприятные эмоции, не отравляйте ими жизнь себе и своим близким, будьте спокойны и радостны! Со временем вы обязательно научитесь контролировать свое поведение в любых стрессовых ситуациях. А это — основной ключ к успеху в жизни. И тогда вы поймете, что смирив свой гнев, вы получили милости от окружающих людей и своей судьбы.

Психолог Дина Нагимова