Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

ВТОРАЯ ВОЛНА
События и люди Краснокамска
Полезная и опасная ртуть
 
 

Реклама

Плохое поведение ребенка: наблюдаем, изучаем, исправляем («ВК» №42)

Все дети время от времени ведут себя плохо. Они бывают слишком активны, шумны или, наоборот, ленивы, не слушают учителей и родителей, а иногда довольно агрессивно сопротивляются их наставлениям. Порой взрослым трудно определить, является ли поведение ребенка нормальным или оно уже свидетельствует о поведенческом расстройстве. Сталкиваясь с непослушанием, родители начинают злиться и пытаются наказать ребенка, отбирая игрушки или планшет, запрещая гулять или лишая сладкого. Мало кто задумывается, что в раннем возрасте психика ребенка только формируется, и несправедливые или слишком жесткие наказания приносят больше вреда, чем пользы.

Но как тогда воздействовать на детей, если они упорно ведут себя неправильно? Как привить им полезные привычки, научить их заботиться о себе, культурно вести себя в обществе, если они не желают подчиняться справедливым требованиям?

Для начала определим, что значит «плохое поведение» ребенка? У каждого родителя есть свое представление об этом: для одних «плохо себя вести» — это истерить и драться, для других — грубить и обманывать, для третьих — игнорировать просьбы взрослых или поступать «на зло» наоборот. Но в целом, плохим поведение ребенка является тогда, когда оно вредит самому ребенку, выходит за рамки принятых в семье и обществе правил и норм, наносит вред и ущерб окружающим. 

Существует несколько разновидностей плохого поведения детей:

• Непослушание — любое сопротивление ребенка просьбам и советам родителей. Проявляется в виде баловства, хитрости, шалости. Иногда непослушание путают с противлением — то есть с сопротивлением ребенка любой форме давления на него. Тогда это уже не плохое поведение, а естественная защита ребенком чувства собственного достоинства. Непослушание от противления отличается тем, что в первом случае ребенок не настаивает на своем мнении, а во втором случае он отстаивает свое право поступать именно так, как хочет он. Эту настойчивость надо уважать, потому что так тренируется умение защищать свое решение от влияния других людей.

• Шалость проявляется в виде веселой проказы, забавы или проделки ребенка, в которых ярко выражаются его активность, инициатива, изобретательность, а вот отрицательный смысл действий проступает неявно, не сразу. Обычно ребенок переживает удовольствие от сделанного, не задумываясь о том, какие могут быть последствия для окружающих.

• Озорство — в нем тоже проявляются выдумка, инициатива, активность, однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, умышлено совершает действия, приносящие вред другим. Цель озорства — досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

• Немало проблем у родителей порождает негативизм, суть которого — необъяснимое и немотивированное отрицание ребенком всего, что предлагают родители. Ребенок не хочет подчиниться им, но в то же время и сам не знает, чего же он хочет.

• Своеобразной формой негативизма являются капризы, выражающиеся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Ребенку не столь важно, чтобы исполнили его желание, сколько важен сам процесс подачи команд и приказов, чтобы все делали так, как хочет он.

• Состояние, когда ребенок продолжает делать то, что делал, несмотря на то, что ему запрещают, или не начинает делать то, о чем его просят,— это упрямство. Нередко причиной его является неправильно понимаемое ребенком стремление к самостоятельности.

• Разновидностью упрямства является своеволие, но оно отличается от первого тем, что его основу составляют желание ребенка продемонстрировать свою «взрослость». Вместе с тем своеволие может выступать и как протест ребенка против несправедливости старших, и тогда оно сопровождается грубостью, дерзостью, неуважительным отношением к взрослым.

• Социально опасное явление, продуманное заранее, когда ребенок злонамеренно вредит другим людям,— это проступок. Основное отличие проступков от озорства — в их повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок совершает проступки неоднократно, есть все основания предположить, что у него формируются отрицательные черты характера, которые могут привести к правонарушениям — сознательному нарушению правил и законов, принятых в обществе.

Итак, мы рассмотрели разновидности плохого поведения детей, но почему оно возникает, по каким причинам? Можно выделить пять основных причин нарушения поведения у детей, из-за которых ребенок становится трудным и порой неуправляемым:

1. Борьба за внимание. Дети очень часто пытаются привлечь к себе внимание плохим поведением, так как не умеют «правильно» дать понять, что им не хватает родительского присутствия. Решением будет «напитывание» ребенка близостью: ловить его на ходу, тискать, целовать, обнимать, или посидеть и поговорить с ним по душам, предложить ему какие-нибудь совместные занятия, прогулку — хорошо это делать не только тогда, когда ребенок просит об этом, но и тогда, когда он этого совсем не ждет.

2. Борьба за самоутверждение — это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Если родители слишком часто делают замечания и навязывают советы, если их критика слишком резка, а страхи преувеличены, то ребенок «восстает». Зарвавшегося ребенка родители начинают одергивать, но он попросту игнорирует замечания родителей или ведет себя еще более вызывающе. Родителям желательно не пытаться взять верх в этой борьбе, а обсуждать ситуацию и договариваться.

3. Желание отмщения. Дети бывают часто обижены на родителей, и даже не отдавая себе в этом отчета, они могут пытаться за что-то мстить им. Ребенок неосознанно пытается выместить на других свое зло и найдет массу способов сделать им больно. В ответ у родителей возникает соблазн наказать,— но все без толку, ребенок просто меняет тактику и быстро находит другой способ причинить боль. Поэтому мамам и папам стоит вести себя дружественно и непринужденно, но не сражаться с ребенком и не применять меры возмездия. И главное, надо понять причину мести ребенка, ее надо исправить.

4. Потеря веры в собственный успех может возникнуть из-за учебных неудач ребенка, плохих взаимоотношений в классе и с учителем, из-за низкой самооценки. Родители неуспешных детей часто совершают ошибку, критикуя их или жалуясь окружающим на их несостоятельность. Главный принцип в общении с «неуспешными» детьми — перестать критиковать, зато надо хвалить любое улучшение навыков ребенка и одобрять его попытки что-то изменить к лучшему.

5. Попытки заручиться поддержкой друзей. По мере взросления ребенка, для него все важнее становится возможность произвести благоприятное впечатление на своих друзей, быть в их глазах самостоятельным и «крутым». Ребенок допоздна пропадает на улице со своими сверстниками, это вызывает у родителей озабоченность и тревогу, они начинают читать нотации, что вызывает у ребенка обиду и злость, и он может начать проявлять открытую враждебность. Лучше будет поинтересоваться, чем он занимается в компании, продемонстрировать заинтересованность в самом ребенке и его друзьях, найти время поговорить с ним и с ними.

Если научиться правильно определять причину нарушения поведения, то можно наладить конструктивное общение с ребенком, заменить ошибочные способы воздействия на эффективные. Но как это сделать? Помочь в этом может небольшая самодиагностика родительского настроения. В момент, когда ребенок плохо себя ведет, надо спросить у себя: «Что я чувствую в эту минуту?» Дело в том, что чувства родителей зачастую подсказывают, чего пытается добиться ребенок:

1. чувство досады, раздражения свидетельствует о том, что ребенок ищет внимания;

2. чувство гнева говорит о борьбе ребенка за самоутверждение;

3. если родители чувствуют обиду, ребенок жаждет мести;

4. чувство беспомощности обычно является сигналом того, что ребенок потерял веру в собственный успех;

5. наконец, если родители озабочены или встревожены, вероятнее всего ребенок ищет поддержки со стороны друзей.

С помощью этого небольшого теста родители сначала начнут лучше понимать мотивы поведения своего чада, а затем смогут помочь ребенку почувствовать себя полноценным членом семейной жизни. Как это сделать приемлемыми способами, поговорим далее.

Продолжение следует.

Психолог Дина Нагимова