Свежий номер! 

  

НАШ ЗЕМЛЯК В КХЛ
Хоккеист Евгений Митякин провел мастер-класс в СК "Ледовый"

Полиция Краснокамского городского округа ИНФОРМИРУЕТ...
Как в старые добрые времена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Видеоэкология: что вижу, тем и живу ч.2 («ВК» №28)

Продолжение. Начало в № 27

Видеоэкология — наука, возникшая на стыке психологии, физиологии, архитектуры и природоведения. Главная задача этого раздела экологии — не просто изучить влияние окружающей среды на психику и здоровье человека, но, главное, придумать, каким образом в условиях городской среды создать человеку визуально-психологический комфорт, то есть чтобы от взгляда на родной город и глазам было приятно, и душе радостно.

Рассмотрим, какие факторы являются наиболее неблагоприятными в видеоэкологии:

1. Мы уже упоминали гомогенные и агрессивные визуальные поля (или еще используют термины «гомогенная и агрессивная видимая среда») — это большие плоскости, на которых либо совсем нет значимых элементов, либо их слишком много, и они абсолютно однотипные.

Исследования российских ученых доказали, что в гомогенной среде большие однотонные поверхности без каких-либо ярких пятен (глухие заборы, гладкие двери, панели большого размера, монолитное стекло, полированные плиты, отделка однородным одноцветным пластиком, голые одноцветные стены, асфальтовое покрытие дорог, ряды гаражей и т.  д. ) оказывают негативное воздействие на мозг человека. Сканируя пространство, глаз не находит объекты, за которые можно было бы «зацепиться» взгляду, поэтому мозг не получает никакой информации. Начинают сбиваться все зрительные механизмы: нарушается работа глазных мышц, расстраивается бинокулярное зрение, к тому же не работают должным образом нервные клетки головного мозга, они просто «отупевают» от однообразного унылого вида. Это вызывает дискомфорт и позволяет сделать вывод, что данный объект уродлив. Плюс ко всему вынужденные поиски хоть какой-нибудь зрительной зацепки заставляют глаз максимально напрягаться,— отсюда и часто встречающиеся у горожан близорукость и астигматизм.

Обилие одних и тех же элементов в агрессивной среде (окон на стене большого дома, кафельных плиток, реек, сеток, решеток, шифера, гофрированного алюминия и т.  д. ) тоже вызывает дискомфорт. Подобные поверхности, можно сказать, «вырубают» чувствительность зрительного анализатора, так как глаз просто «не знает», какой конкретно элемент он фиксирует. При взгляде на такую поверхность в зрительные центры идет слишком большой поток сигналов, содержащих повторяющуюся информацию. Этот поток сигналов буквально «бомбит» мозг, однако он не несет значимой информации, так как данная картина ясна с первого взгляда. Возникает явное противоречие: поток сигналов велик, а информация — мала. Смотреть на такую поверхность крайне неприятно. Работа мозга становится бесполезной. Это вызывает смятение, бессознательную тревогу, рябь в глазах и заставляет нас быстро отворачиваться.

2. К негативному влиянию на визуальное восприятие следует отнести и агрессивное освещение: лампы дневного света, импульсные и прожекторные лампы, ядовито — яркие цвета реклам, то гаснущие, то ослепляющие, особенно, когда они сверкают, мигают, резко меняя цвета. Особенно вредно, когда на улицах много рекламных табло с бегущей строкой и быстрой сменой кадров изображения. Появление больших телевизионных экранов в общественных местах и в транспорте еще больше обостряет проблему: помимо высокой скорости смены кадров и строк, неестественной, отличной от природной цветовой гаммы, на человека воздействуют с экрана те же самые прямые линии, углы, вставки в виде решеток и пересекающихся линий. Все это ослабляет зрение и исподволь расшатывает психику.

3. Городская растительность тоже может быть неблагоприятным видеоэкологическим фактором. Прежде всего, это касается уродливо обрезанных деревьев, чей остов напоминает последствия бомбежки. Особенно травмируют психику неизбежно засохшие через пару лет шрамированные стволы с безобразными наростами в местах отрубленных ветвей.

В 90 ‑е годы в ряде европейских стран детскими психологами было замечено, что в периоды, когда в городах проводилась масштабная санитарная обрезка деревьев (а это было, как правило, в конце зимы), возрастали детский и подростковый суициды. Ученые не стали делать далеко идущих выводов, но предположили, что среди прочих причин (психоэмоциональное и физическое истощение, недостаток тепла, солнечного света и витаминов и т.  д. ) жалкий вид того, что когда-то было деревьями, вызывал в хрупкой детской психике чувство беспомощности, страх перед насилием и горькое одиночество. Плюс онтогенетическая (передающаяся из поколения в поколение) память о войне, которая одинаково уродовала и уничтожала и природу, и людей. Вид обрубленных деревьев ассоциативно вызывал ощущения горя, потерь, страха и жестокости. И все это «включало» в детях и подростках механизм саморазрушения. Отсюда и суициды.

Ученые пришли к выводу, что защищенным человек ощущает себя под деревом, чья высота превосходит его рост не менее, чем в 7 раз (а лучше в 10 и более раз). Возможно, благодаря этим исследованиям в некоторых странах Европы стали проводить только щадящую санитарную обрезку ветвей с сохранением основной кроны, а взамен погибших растений высаживать почти взрослые деревца, высотой в два раза больше человеческого роста. Если же дерево мешает, то его сразу убирают или оставляют небольшой пенек, а затем из молодой поросли, разросшейся как куст, через пару лет формируют путем прореживания одноствольное или многоствольное дерево нужной высоты.

Каковы же социальные последствия противоестественной визуальной среды. Они, к сожалению, в последние годы стали носить глобальный характер.

1. И прежде всего, это дефекты зрения, среди которых лидирует близорукость. Для многих стран она стала настоящим социальным бедствием. В городских условиях близорукость встречается в 1,5 ‑2 раза чаще, чем в сельской местности. Многие ученые склонны видеть причину ее появления в существенных различиях визуальной среды городских и сельских детей, ведь именно в детском возрасте формируются и закрепляются особенности работы органов зрения. У сельских школьников визуальная среда близка к естественной, чего нельзя сказать о жизни в городе, где на глаза приходится очень большая отрицательная нагрузка, ведь не только на улице, но и в помещениях появились новые, отличные от природных отделочные материалы, искусственные источники света, многочисленные индикаторы, экраны компьютеров и телевизоров и т.  д. Светящиеся экраны, в том числе, айфонов, смартфонов и планшетов, создают дополнительное неблагоприятное воздействие на зрение детей при учебе, в быту, на отдыхе. Особенно вредны компьютерные игры — темные, темно-зеленые тона, быстрая смена кадров, яркие вспышки при стрельбе, разрывы снарядов (такова, в основном, тематика компьютерных игр для детей), не говоря уже об агрессивном воздействии таких игр на психику и нервную систему ребенка.

2. Еще одно следствие неблагоприятной визуальной среды — это психические заболевания. Еще в 1955 году профессор Оксфордского университета Арнольд Уилкинс, одним из первых установил взаимосвязь между тем, что люди видят вокруг себя, и появлением у них психоневрологических заболеваний. Данные Всемирной организации здравоохранения подтвердили эту закономерность применительно к видеоэкологии, установив, что процессы стремительной урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний. А начинаются отклонения с беспричинной раздражительности, вспыльчивости, тревоги, с ухудшения настроения и ослабления памяти, с чувства беспомощности и потерянности.

3. К сожалению, медицинскими аспектами не исчерпывается проблема видеоэкологии. Одним из самых опасных последствий «визуального загрязнения» городского пространства является агрессивность. Дело в том, что агрессивная видимая среда побуждает человека к агрессивным действиям. И, как правило, в микрорайонах с новой архитектурой, там, где хуже визуальная среда, больше и правонарушений — хулиганства, пьянства, сквернословия. Там больше людей, особенно, подростков и молодежи, которые часто пребывают в состоянии беспричинного озлобления и готовы вымещать свое раздражение на окружающие предметы. И как результат, появляются сломанные лавки, разбитые фонари, раскуроченные ограждения, расписанные непонятными символами, иностранными словами или матом стены домов.

Окончание следует.

 

Психолог Дина Нагимова