Окончание. Начало в № 3
Тренировка внимательности связана с умением не отвлекаться на посторонние дела. И тут мы часто совершаем ошибку: одновременно призываем наших близких и детей быть внимательными при выполнении
Например, сел ребенок вечером делать уроки, а родители в это же время наперебой начинают «воспитывать» его и «общаться» с ним: зовут ужинать, спрашивают, как прошел день, заставляют бросить все дела и вымыть свою обувь или разложить по местам разбросанные вещи или поручают
Если есть время, можно предложить ребенку игру, как в индейских племенах, где детей учили сидеть тихо и смотреть, когда не на что смотреть, и слушать, когда вокруг тихо. А потом предлагали поделиться друг с другом тем, что увидели и услышали. Выигрывал тот, кто видел и слышал больше других.
Молодых охотников, для которых развитие внимания было жизненно важно, обучали внимательности в следующей игре: два или несколько соревнующихся в течение короткого времени наблюдали
Тренируя внимательность, мы улучшаем и свою память; эти два процесса взаимосвязаны друг с другом. А хорошая память — это не только основа успешной профессиональной деятельности и бытовой компетентности (ведь ни суп не сваришь, ни белье не постираешь, если не помнишь, как это делается), но и отличное средство повысить устойчивость к стрессу, так как
Поэтому, чтобы стать успешнее и увереннее в себе продолжаем тренировать внимание и память с помощью следующих упражнений.
Упражнение «Синхронист».
Во время телевизионных новостей повторяйте сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает
Упражнение «Дом памяти».
Попробуйте по памяти назвать по фамилиям всех поэтов или писателей, которых только сможете вспомнить. Если Вы смогли припомнить без больших затруднений и торможения хотя бы 12 ‑15 авторов, то это хорошо. Помимо фамилий поэтов, можно называть понятия из любой сферы: женские и мужские имена, предметы мебели, комнатные растения, понятия, относящиеся к математике, изобразительному искусству и т. д.
Упражнение «Перевертыши».
Цель — быстро произнести слово наоборот: любовь — вобюл, пианино — онинаип, небоскреб — берксобен, картина — анитрак, потолок — колотоп.
Берете любое слово и проговариваете его навыворот, как показано выше. При этом Вы должны не читать слово наоборот, а произносить его, не глядя на бумагу. Начинайте с простых, односложных слов:
Сложное слово нужно разбивать на блоки: шахматы= шах мат ы. Можно разбить слово иначе, по слогам:
Упражнение «Гонки».
Засеките время. Как можно быстрее называйте вслух все предметы, которые видите перед собой. К примеру: монитор, зеркало, наручные часы, сотовый телефон, торшер, кресло, карандашница, подушка, диван, стена, рамка, фотография, расческа, книги, еженедельник, цветок и т. д. Считайте называемые слова, загибая пальцы или ставя черточки на листе бумаги.
Понаблюдайте за собой: через какое время (отметьте его) вы «сдуетесь», паузы между словами возрастут, и вы станете повторяться и запинаться. Остановитесь, посчитайте количество названных предметов.
Почаще устраивайте подобный напряженный кросс своему мозгу, увеличивая количество называемых предметов за меньший промежуток времени.
Упражнение «Мысленные потеряшки».
Представьте ситуацию, как будто вы потеряли
Упражнение «Тренировка второго полушария».
Это упражнение развивает смекалку и сообразительность. Развивать правое полушарие головного мозга можно, тренируя левую руку. Это легко осуществить в бытовых ситуациях, которые все равно приходится делать, например, чистить зубы, мыть ванну или раковину, подметать пол; можно перестроить мышь компьютера под левую руку, пытаться писать левой рукой и т. п.
Следующие упражнения вы можете выполнять не только индивидуально, но и друг с другом, например, с ребенком или с приятелем.
Упражнение «Газета».
В газете или в старом журнале на одной из страниц надо зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать ни одной их них (со временем задание можно усложнить: например, зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»). Потом проверьте друг у друга правильность выполнения задания.
Упражнения на запоминание «10 слов» и «10 чисел»:
а) Составьте список из 10 слов, экспромтом пришедших на память. Слова должны быть просты для понимания, состоять из
б) Аналогично выполняется упражнение с числами: за 20 секунд нужно запомнить 10 двухзначных чисел, написанных на листе бумаги, а затем записать те, которые удалось вспомнить. Числа не должны повторяться, например: 43, 12, 31, 81, 72, 15, 44, 96, 10, 37. Детям можно предложить меньшее количество чисел, например, пять или семь, и они могут быть однозначными, например, 8, 3, 5, 1, 6, 2, 9.
Успешность, или продуктивность, запоминания в этих упражнениях вычисляется умножением числа правильных ответов на 10. Результаты таковы: 90 ‑100 % — отличная память, 71 ‑90 % — очень хорошая, 51 ‑70 % — хорошая, 31 ‑50 % — удовлетворительная. Если меньше — есть над чем работать.
Нормальный объем памяти взрослого человека на совершенно новый, не связанный по смыслу материал равен 7. Причем легче запоминается первый и последний элемент ряда. Недаром последнее слово в споре каждый старается оставить за собой: скорее всего, в памяти останется оно, а не предшествующие долгие дебаты.
А теперь рекомендации для тренировки внимания и памяти в быту:
1. Относитесь ко всему с оптимизмом. Подготавливайте себя к запоминанию, убеждая себя в том, что это занятие вам по силам. Ни возраст, ни наличие болезней, ни загруженность делами — вам не помеха.
2. Приучайте себя работать в самых разнообразных условиях и даже в шумной и отвлекающей обстановке.
3. Старайтесь каждый день читать новую информацию (именно читать, а не слушать по радио или смотреть по телевизору).
4. Просматривая фильмы и передачи, запоминайте имена режиссера, операторов, актеров.
5. Список того, что нужно купить в магазине, держите и в голове, и в кармане. Записи на бумаге выручают, но еще лучше иметь «копию» в голове.
6. Старайтесь запомнить имена: общих знакомых, в том числе случайных, членов семей коллег, соседей по дому и даче. Используйте метод президента Рузвельта, который обладал невероятной способностью запоминать имена. Он мысленно писал на лбу у человека его имя, и это позволяло при встрече быстро его вспомнить.
7. Запоминайте дни рождения, именины, знаменательные даты родных, коллег и друзей.
8. Заведите блокнот для любопытных фактов, идей, ссылок, цитат, чтобы при случае цитировать их, производя благоприятное впечатление на окружающих.
9. Ежедневно запоминайте и рассказывайте 1 ‑2 анекдота (а в помощь вам — еженедельная подборка в нашей газете).
10. Очень действенными являются ассоциативные ряды. Например, если тяжело запомнить
11. Один из самых простых способов улучшить память — это сон. Ложитесь раньше, отдыхайте, высыпайтесь. Во сне расслабляются все мышцы, организм, отдохнув, приходит в тонус, мозг набирается энергии.
12. Гимнастика для глаз. Ежедневно в течение 30 секунд перемещайте взгляд из стороны в сторону, а потом еще 30 секунд — вверх и вниз. Через месяц только благодаря этому упражнению ваша память улучшится на 10 %.
13. Тренируясь, развивайте у себя силу воли. Следуйте принципу «надо», а не «хочу». Чередуйте легкие и трудные дела, интересные и неинтересные.
14. Пообещайте себе вознаграждение за успешное выполнение работы. Снабдите свой мозг дополнительными стимулами в виде маленьких приятных вещей, которые вы и так собирались сделать (перекусить, отдохнуть,
Тренируясь с помощью предложенных упражнений, вы со временем заметите, что быстрее стали подбирать аргументы в споре и стали лучше соображать, перестали страдать от рассеянности и забывчивости, а реакция вашего мозга в стрессовых ситуациях, например, за рулем автомобиля, стала молниеносной. И помните: лучший способ стать внимательным — это никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно!