Проходя мимо детской игровой площадки, возможно, вы наблюдали следующую сцену: один ребенок пытается взять у другого игрушку или оседлать велосипед, а второй отгоняет его, не желая делиться. Малыши ссорятся между собой, пытаются спрятать друг от друга свои куклы или машинки, плачут или даже дерутся, и далеко не всегда уступают призывам родителей «не жадничать и дать немного поиграть своими игрушками или покататься на велосипеде». Что лучше в такой ситуации: когда ребенок цепко держится за свои вещи или, наоборот, щедро раздает их всем подряд?
Когда это касается малышей, мы все же чаще восторгаемся щедрым ребенком. А детская жадность нами воспринимается негативно, порицается. В то же время, в мире взрослых людей не все так однозначно, и уже мало кто из родителей, поощряющих щедрость в ребенке, будет столь же щедр сам.
Конечно, люди все разные:
Почему мы ждем проявления щедрости от детей, но сами можем вести себя совершенно иначе? И считаем себя правыми! Попробуем разобраться.
Щедрость — пожалуй, одно из самых многозначных (и неоднозначных!) качеств человека. Она может проявляться одновременно и как достоинство, и как недостаток. Во всяком случае, она может приносить человеку как блага, так и урон.
Первая причина нашего противоречивого отношения к щедрости как к явлению — в двойственном значении самого слова. «Щедръ» (scedrъ) появилось в древнерусском языке в XI веке. Это слово обозначало «человека, помогающего другим, охотно делящегося своими благами с другими», «нескупого», «не скудного» (то есть «богатого»). Но одновременно это же слово означало «расщеплять», «разделять», «разбивать», «разбрасывать», «разбрызгивать», «расточать» (сорить деньгами), а, следовательно, и «оскудевать». То есть одно и то же слово — «щедрый» — одновременно означало «быть богатым» и «беднеть». Таким образом, в происхождении слова изначально был отражен процесс, в результате которого такой недостаток, как бедность являлось продолжением таких достоинств человека, как милосердие и богатство.
И по сей день каждый человек
Вторая причина неоднозначного отношения к щедрости заключается в том, что мы одновременно относим ее как к материальной сфере жизни, так и к духовной.
Современное значение этого слова отражено в «Большом толковом словаре» С. Ожегова: щедрость — это желание давать, охотно оказывать бескорыстную помощь, готовность делиться с другими как своим материальным достатком, так и способностями, знаниями, душевными силами.
То есть щедрость — это не только способность одаривать других людей своими вещами, деньгами, временем и материальными ресурсами, но также умение разделять эмоции — тепло, симпатию, радость, а иногда и грусть. И понятно, что щедрость в деньгах и душевная щедрость — совершенно разные явления. И многие люди могут осуждать первое как расточительность, а второе — считать одним из лучших
Третья причина противоречивого отношения к щедрости в том, что под ее маской часто прячутся совсем не благородные качества.
Например, от иной
Но бывают неприятности и другого характера, когда искренне щедрый человек в ответ на свое доброе дело сталкивается с неблагодарностью, попрошайничеством или откровенным мошенничеством. Еще хуже, когда щедрость оборачивается для человека злом от предательства и обмана близких людей и друзей.
А порой щедрость и доброта могут развращать души людей. Например, когда родители, отказывая себе во всем, содержат свое великовозрастное дитя, одаривают дорогими подарками, а он сидит у них на шее, не работает, ничем не занят, ни к чему не стремится.
Так хорошо или плохо — быть щедрым? Как найти ту золотую середину, естественный баланс между возможностью делиться, помогать и собственными интересами; баланс, при котором щедрость не обернется против тебя самого? И как правильно воспитывать щедрость в детях, чтобы потом не пожинать плоды их жадности или, наоборот, безалаберности?
Ответы на эти вопросы дает эволюционная психология: у наших далеких предков в результате полового отбора более умные, добрые и щедрые индивидуумы выглядели более привлекательными в глазах особей противоположного пола. Щедрость,— то есть показ большого количества имеющихся ресурсов — являлся для особей мужского пола средством привлечения самок, ведь самке очень важно было знать, насколько охотно будет ее потенциальный партнер вкладывать ресурсы в нее саму и в ее потомство. Самцу тоже интересно было знать, насколько охотно самка будет вкладывать свои ресурсы в потомство. Более успешными и плодовитыми были те пары, которым удавалось объединить свои ресурсы.
Если искать в современных людях результаты действия этого полового отбора, то в мужчинах заложена щедрость, скорее, материального характера, а женщинам больше присуща душевная щедрость. Впрочем, наиболее успешными и желанными являются те люди (не зависимо от пола), которым удается объединить в себе оба эти качества.
Итак, щедрость нужна нам хотя бы потому, что это — результат полового отбора; то есть это качество делает нас более жизнеспособными и успешными. Это один их способов заинтересовать собой окружающих людей и приблизить к себе тех, кто дорог. Это — способ избавить себя от одиночества и забвения. В идеале, это возможность материально и душевно обогатить себя и другого человека за счет объединения ресурсов и взаимной благодарности. Обратите внимание: объединения ресурсов, но не транжирства, не растраты себе во вред!
Выходит, что щедрость обогащает, а жадность, равно как и мотовство, приводят к бедности. Щедрость, таким образом, становится умением дозированно делиться тем, что у тебя есть, не истощая и не ущемляя себя; после всех одариваний оставаясь ресурсным, и не впадая в позицию жертвы.
Разговор о том, как научиться разумной щедрости, мы продолжим в следующем номере газеты.
Продолжение следует…
Психолог Дина Нагимова