Свежий номер! 

 

УШЁЛ НА ФРОНТ С ЗАВОДА

Памяти Героя Советского Союза В.Д.Анисимова

Пять тысяч за активность

В Краснокамске работает "Команда ДоброТы"

 

Реклама

Щедрость: сберегать или раздавать? («ВК» №16)

Проходя мимо детской игровой площадки, возможно, вы наблюдали следующую сцену: один ребенок пытается взять у другого игрушку или оседлать велосипед, а второй отгоняет его, не желая делиться. Малыши ссорятся между собой, пытаются спрятать друг от друга свои куклы или машинки, плачут или даже дерутся, и далеко не всегда уступают призывам родителей «не жадничать и дать немного поиграть своими игрушками или покататься на велосипеде». Что лучше в такой ситуации: когда ребенок цепко держится за свои вещи или, наоборот, щедро раздает их всем подряд?

 

Когда это касается малышей, мы все же чаще восторгаемся щедрым ребенком. А детская жадность нами воспринимается негативно, порицается. В то же время, в мире взрослых людей не все так однозначно, и уже мало кто из родителей, поощряющих щедрость в ребенке, будет столь же щедр сам.

 

Конечно, люди все разные: кому-то и последнюю рубашку с себя снять не жалко, а у кого-то зимой снега не выпросишь. Одни не задумываясь сорят деньгами направо и налево, а другие не то что на другого — на себя лишней копейки не потратят. Что естественнее, щедрость, возможно доходящая до расточительности, или бережливость вплоть до скупости?

 

Почему мы ждем проявления щедрости от детей, но сами можем вести себя совершенно иначе? И считаем себя правыми! Попробуем разобраться.

Щедрость — пожалуй, одно из самых многозначных (и неоднозначных!) качеств человека. Она может проявляться одновременно и как достоинство, и как недостаток. Во всяком случае, она может приносить человеку как блага, так и урон.

Первая причина нашего противоречивого отношения к щедрости как к явлению — в двойственном значении самого слова. «Щедръ» (scedrъ) появилось в древнерусском языке в XI веке. Это слово обозначало «человека, помогающего другим, охотно делящегося своими благами с другими», «нескупого», «не скудного» (то есть «богатого»). Но одновременно это же слово означало «расщеплять», «разделять», «разбивать», «разбрасывать», «разбрызгивать», «расточать» (сорить деньгами), а, следовательно, и «оскудевать». То есть одно и то же слово — «щедрый» — одновременно означало «быть богатым» и «беднеть». Таким образом, в происхождении слова изначально был отражен процесс, в результате которого такой недостаток, как бедность являлось продолжением таких достоинств человека, как милосердие и богатство.

И по сей день каждый человек по-своему понимает, что такое щедрость. Для кого-то она спасительна, а для кого-то — губительна. Все зависит от меры ее проявления. И хорошо, когда щедрость является золотой серединой между бережливостью и расточительностью.

Вторая причина неоднозначного отношения к щедрости заключается в том, что мы одновременно относим ее как к материальной сфере жизни, так и к духовной.

Современное значение этого слова отражено в «Большом толковом словаре» С. Ожегова: щедрость — это желание давать, охотно оказывать бескорыстную помощь, готовность делиться с другими как своим материальным достатком, так и способностями, знаниями, душевными силами.

То есть щедрость — это не только способность одаривать других людей своими вещами, деньгами, временем и материальными ресурсами, но также умение разделять эмоции — тепло, симпатию, радость, а иногда и грусть. И понятно, что щедрость в деньгах и душевная щедрость — совершенно разные явления. И многие люди могут осуждать первое как расточительность, а второе — считать одним из лучших морально-этических качеств человека, отражением богатства его души, доброты, отзывчивости. Ведь душевной щедрости созвучны такие понятия, как гуманность, милосердие, отсутствие эгоизма, благотворительность, долготерпение, прощение, сострадание, и конечно же — забота и любовь.

Третья причина противоречивого отношения к щедрости в том, что под ее маской часто прячутся совсем не благородные качества.

Например, от иной «псевдо-щедрости» хочется плакать, так как под видом помощи бывают подаяния, которые унижают человека высокомерием, выставляют его на посмешище, привлекают внимание к его недостаткам или бедственному положению. Иногда «лже-щедрость» совершается ради игры на публику, ради похвалы, но не ради доброго дела,— а это уже фальшь, проявление тщеславия. А иными «щедрыми людьми» движет только желание прославиться или извлечь какую-то выгоду для себя.

Но бывают неприятности и другого характера, когда искренне щедрый человек в ответ на свое доброе дело сталкивается с неблагодарностью, попрошайничеством или откровенным мошенничеством. Еще хуже, когда щедрость оборачивается для человека злом от предательства и обмана близких людей и друзей.

А порой щедрость и доброта могут развращать души людей. Например, когда родители, отказывая себе во всем, содержат свое великовозрастное дитя, одаривают дорогими подарками, а он сидит у них на шее, не работает, ничем не занят, ни к чему не стремится.

Так хорошо или плохо — быть щедрым? Как найти ту золотую середину, естественный баланс между возможностью делиться, помогать и собственными интересами; баланс, при котором щедрость не обернется против тебя самого? И как правильно воспитывать щедрость в детях, чтобы потом не пожинать плоды их жадности или, наоборот, безалаберности?

Ответы на эти вопросы дает эволюционная психология: у наших далеких предков в результате полового отбора более умные, добрые и щедрые индивидуумы выглядели более привлекательными в глазах особей противоположного пола. Щедрость,— то есть показ большого количества имеющихся ресурсов — являлся для особей мужского пола средством привлечения самок, ведь самке очень важно было знать, насколько охотно будет ее потенциальный партнер вкладывать ресурсы в нее саму и в ее потомство. Самцу тоже интересно было знать, насколько охотно самка будет вкладывать свои ресурсы в потомство. Более успешными и плодовитыми были те пары, которым удавалось объединить свои ресурсы.

Если искать в современных людях результаты действия этого полового отбора, то в мужчинах заложена щедрость, скорее, материального характера, а женщинам больше присуща душевная щедрость. Впрочем, наиболее успешными и желанными являются те люди (не зависимо от пола), которым удается объединить в себе оба эти качества.

Итак, щедрость нужна нам хотя бы потому, что это — результат полового отбора; то есть это качество делает нас более жизнеспособными и успешными. Это один их способов заинтересовать собой окружающих людей и приблизить к себе тех, кто дорог. Это — способ избавить себя от одиночества и забвения. В идеале, это возможность материально и душевно обогатить себя и другого человека за счет объединения ресурсов и взаимной благодарности. Обратите внимание: объединения ресурсов, но не транжирства, не растраты себе во вред!

Выходит, что щедрость обогащает, а жадность, равно как и мотовство, приводят к бедности. Щедрость, таким образом, становится умением дозированно делиться тем, что у тебя есть, не истощая и не ущемляя себя; после всех одариваний оставаясь ресурсным, и не впадая в позицию жертвы.

Разговор о том, как научиться разумной щедрости, мы продолжим в следующем номере газеты.

Продолжение следует…

Психолог Дина Нагимова