Свежий номер! 

  

НАШ ЗЕМЛЯК В КХЛ
Хоккеист Евгений Митякин провел мастер-класс в СК "Ледовый"

Полиция Краснокамского городского округа ИНФОРМИРУЕТ...
Как в старые добрые времена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Неуверенный ребенок: как помочь? ч.2 («ВК» №49)

Продолжение. Начало в № 48

Уверенность или, наоборот, сомнение в своих силах закладывается в человеке еще в детстве. Неуверенность, боязнь неудач и возможности кого-то разочаровать оказывает негативное влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка. Поддержка и поощрение близких людей играют решающую роль в формировании уверенности в ребенке.

Главная задача родителей — это вырастить самостоятельных и независимых детей, но не всегда стиль семейного воспитания способствует формированию у ребенка высокой, устойчивой самооценки и уверенности в своих силах. Продолжаем рассмотрение ошибок, которые вольно или невольно совершают родители:

6. Постоянная критика, сравнивание, наказания. Если постоянно критиковать ребенка, осуждать выбор, не ценить его друзей, много запрещать, то неизбежно в нем взращивается чувство неуверенности и боязнь браться за любое дело. Окрики, частые наказания малыша способствуют его замкнутости, отчужденности, убивают веру в себя и в хорошие отношения между людьми. Сравнение не в пользу ребенка, например, когда родители постоянно замечают только его промахи, приводят в пример других детей или себя в детстве — снижают его самооценку. Ребенок может запросто замкнуться в своих переживаниях и страхе оказаться неудачником, а в результате перестать нормально развиваться как личность. К сожалению, во взрослом возрасте такие дети не могут устроить личную жизнь и построить карьеру, все также считая себя недостойными и неспособными.

7. Недостаток любви со стороны близких ребенку людей или изменение отношения родителей к малышу. Такое возможно, когда, к примеру, ребенок является нежеланным, или, когда в семье появляется еще один малютка или, когда ребенок идет в школу и из детсадовца превращается в ученика. Если вначале родители еще радуются успехам своего малыша, то по мере его подрастания, взрослые начинают часто его ругать и попрекать: за поломанные игрушки, разбросанные вещи, невыученные уроки, а возможно, еще возлагают ответственность за младшего братика / сестренку. Многое из того, что можно было раньше, теперь нельзя. Родители требуют от ребенка подчинения всем взрослым, включая воспитателей и учителей, и часто довольно жестко пресекают инициативу. Одни дети усваивают: если ничего не делать, то не будут критиковать — и становятся пассивными и равнодушными, а другие, как правило, чувствительные и ранимые всю жизнь мучаются угрызениями совести, переживая, что их действия когда-токого-то обидели. Если ребенка часто осуждали или наказывали за инициативу, скорее всего, чувство вины останется у него навсегда. И родителям не следует успокаивать себя тем, что детская вина — основа совести. Это не так. Совесть — инструмент анализа своего поведения, а вина — тупик для дальнейших действий.

8. Завышенные ожидания родителей относительно ребенка. Часто взрослые оказывают давление на детей, чтобы они достигли того, что хочется взрослым. К примеру, родители хотят, чтобы их ребенок был лучшим в классе, но у того от природы слабые способности и слабое здоровье. Будет ли он лидером учебе? Скорее всего, нет. Но если родители не смогут принять, что ребенок учится по мере своих возможностей, а будут изнурять его дополнительными занятиями, упрекая и давя, то это только ухудшит и отношения в семье, и здоровье ребенка, и его самооценку.

9. Выполнение малышом непосильных задач. Очень часто это бывает связано с желанием родителей реализовать свои несбывшиеся мечтания и планы. Допустим, мама в детстве мечтала стать известным музыкантом, но в подростковом возрасте забросила музыкальную школу, а потом пожалела. Теперь мама, сама того не осознавая, решила, что ее чаду просто необходимо музыкальное образование, а у того отсутствует слух. К сожалению, выбирая путь ребенка по жизни, родители часто проецируют на него свои собственные желания и не учитывают его способности, наклонности и стремления.

10. Неудачи в социальной жизни. Попадая в детский коллектив, сначала садика, потом школы ребенок учится осознавать себя личностью, индивидуальностью, ищет способы взаимодействия со сверстниками. Поэтому неудачи и промахи в общении, попадание «не в ту компанию», издевки и насмешки недругов, невзаимная влюбленность и т.  д. сильно гиперболизируются детьми, вызывая море страданий. Если семья вовремя не поможет пережить ребенку эти проблемы, то они могут спровоцировать развитие неуверенности и комплексов.

11. Не соответствие стандартам. Окружающий мир и родители навязывают ребенку массу стереотипов и стандартов. Чувствительная детская психика очень восприимчива к критике по поводу внешности, национальной принадлежности, религии, материального положения семьи. Стремление стать таким, как сверстники, стирает индивидуальность подростка, а желание бесконечно менять внешность или скрывать надуманные недостатки фигуры, вызывает массу комплексов. Без поддержки близких эти комплексы будут только расти.

Что же делать родителям неуверенного малыша? Как сформировать позитивную устойчивую самооценку? Предлагаем следовать простым рекомендациям, которые помогут воспитать успешного в социуме ребенка:

1. Примите своего ребенка таким, какой он есть. Часто родители хотят, чтобы их ребенок обладал какими-то конкретными достоинствами, которые они особенно ценят. Стремясь воспитать в своем малыше эти качества, родители не замечают или не ценят других, какими ребенок реально обладает. Любые маленькие личные победы ребенка над самим собой —

ничто не должно пройти мимо родительского внимания. Цените все, даже если лично для вас не интересны его успехи в какой-то области, и вы ждете других достижений.

2. Цените усилия ребенка, несмотря на то, достиг он успеха или нет. В развитии ребенка важен процесс, а не конечный результат. Поэтому забьет ребенок гол в ворота противника или промахнется — он достоин аплодисментов и родительского восхищения. Дети никогда не должны смущаться из-за попытки что-то сделать.

3. Взгляните со стороны на свои отношения с ребенком. Как часто вы говорите ребенку о своей любви? О том, что вы верите в него? Дети должны почувствовать, что им не требуется специально делать что-то, чтобы заработать любовь.

Позвольте ребенку, в рамках безопасности, конечно, проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения, видеть последствия своих поступков и делать выводы. Избегайте оценок, принимайте его неудачи без критики. Любите ребенка не только когда вам удобно рядом с ним, а в любой ситуации.

4. Воспринимайте ошибки как шанс научиться чему-то. Анализ ошибок — это возможность совершенствоваться. Не старайтесь постоянно защищать своего ребенка от провалов. Позвольте ему ошибиться, чтобы понять, как в следующий раз по-другому можно решить тот или иной вопрос. Ключевая фраза, которая здесь может помочь: «Поражение — прекрасная возможность научиться чему-то новому».

5. Поощряйте любопытство. Иногда родители устают, отвечая на бесконечные вопросы ребенка, но его стремление все знать нужно только поощрять. Задавать вопрос — это полезное упражнение для развития, потому что, во-первых, ребенок понимает о существовании вещей, о которых ничего не знает, а, во-вторых, узнавая что-то новое, он чувствует себя успешным и даже сильным. Когда дети начинают ходить в школу, те из них, которых родители поощряли к познанию нового, лучше других одноклассников воспринимают и усваивают информацию. Они учатся лучше и быстрее.

6. Устраните негативный стиль воспитания. По привычке брошенные фразы (критика, сравнение, нетерпение, проявленные в отношении к ребенку) могут на корню убить стремление к инициативе: «Ну что за каракули нарисовал?!», «Смотри, как Миша гоняет на велосипеде, а ты никак научиться не можешь» и т.  д. Придадут ли ребенку уверенности такие слова? Конечно, нет. Чтобы выработать в себе новую модель реагирования, можно использовать технику «резинка на руке». Поймали себя на критике, захотели отругать — оттянули резинку и «щелкнули» себя. В подсознании отложится информация: «Чтобы не было боли — следи за языком». Привычка сдерживаться формируется не меньше месяца, так что запаситесь терпением.

Продолжение следует.