Соседка Татьяна Сергеевна
— С праздником, Татьяна Сергеевна, с Крещением,— говорю я вышедшей из подъезда соседке.
— И Вас также,— отвечает она мне с улыбкой и неожиданно продолжает: — Но
— Не отдохнули?
Этим моим вопросом она, кажется, искренне поражена. Говорит, вскинув брови:
— Да какой же это отдых? Было бы потеплее, по улице прошлась бы, свежим воздухом подышала. А так — все дома, у плиты, а отойдешь от нее — с гостями, с внуками — и уже без улыбки продолжает:
— Хорошо это, конечно, но когда в меру. А нынче многовато, перебор. Хотя внуки — загляденье, такие ласковые, такие лапушки,— и Татьяна Сергеевна снова начинает улыбаться.
Расходимся. Я немного смущен автоматически вылетевшей фразой об «отдыхе». Попал впросак, дал маху. Давно ведь знаю соседку, все, кажется, понимаю. Человек с открытой душой, радушная хозяйка, бабушка троих внуков — какие же у нее могли еще быть «праздники»? Только такие — непраздные, проведенные в семейных заботах и хлопотах. Хорошо, что муж Татьяны Сергеевны — тоже не любитель лежать на диване, а то, наверное, совсем бы тяжело ей пришлось. Пусть ее внешность и не соответствует статусу бабушки — выглядит она замечательно — но
Многие из моих друзей и знакомых, а это люди разного возраста, разных занятий и характеров, тоже подустали от зимних каникул. Кто в большей степени, кто — в меньшей, но каждый — выбит из привычной колеи. По разному об этом говорят, но смысл один. Для отпуска десяти дней, вроде, маловато, а для праздников — чересчур. Надо поскорее к делу вернуться, пока его не забыли.
Я имею в виду, разумеется, тех, кто не работает на производствах непрерывного цикла и не пилотирует самолеты — а есть среди моих приятелей и такие. У этих — все в порядке, у них свой график. Общие праздники для них не закон. Им даже
Да, а что мы — остальные, зачем это нам? И во что обошлись нам очередные праздники?
А вот во что
Официально в нашей стране двенадцать праздничных дней в году. Приблизительно столько же, как и в других европейских странах. Но в отличие от них, мы умеем «раздвигать» праздники, растягивать удовольствие. Если праздник выпадает на субботу или воскресенье, выходной переносится на рабочий день, таково требование трудового законодательства. И эта норма закона, в отличие от многих других, у нас выполняется неукоснительно.
Поэтому мы и отдыхали в 2010 году десять дней подряд. Смотрите: зимние праздники у нас длятся шесть дней, с 1 по 5 и 7 января — так происходит у нас уже шестой год. 2 и 3 января выпали на субботу и воскресенье, и эти календарные выходные были перенесены на ближайшие будничные дни: 6 и 8 января. А 9 и 10 января — снова календарные выходные. Кстати говоря, некоторые организации подошли к делу досуга творчески и добавили к официальной праздничной декаде еще парочку дней: 31 и даже 30 декабря — ну кто же за такими мелочами следить будет!
У таких и вовсе славно получилось. Оно бы и ладно, если бы все празднества оплачивались за чужой
Пояснения Игоря Николаева, директора департамента стратегического анализа этой компании, следующие. По официальному прогнозу российский ВВП (валовой внутренний продукт) должен составить в 2010 году 43,2 триллионов рублей. Рабочих дней в году — 249, а нерабочих — 116. Долю выходного дня, с учетом непрерывных производств и торговли, можно оценить в половину доли рабочего дня. Таким образом, получаем в наступившем году 307 условных рабочих дня. Вклад каждого такого дня в ВВП составляет, как легко убедиться, немногим более 140 миллиардов рублей.
Если рабочий день становится выходным, утрачивается более 70 миллиардов рублей — за каждый такой день. Поэтому потери экономики за счет десятидневного празднования Нового года можно оценить в 700 миллиардов. Это около 1,6% от ВВП страны — подчеркнул Николаев. И отметил, что именно таким запланирован Правительством рост экономики в 2010 году.
Конечно, всех новогодних праздников не отменить. Да этого никто и не добивается. Но достаточно сократить продолжительность зимних каникул на четыре дня, чтобы увеличить ВВП на 280 миллиардов рублей. Это очень много. Соответствует среднемесячной зарплате 14 миллионов работающих граждан России. Или,
Сложно оспорить и еще один довод ведущего аналитика ФБК. Россия, напоминает он — небогатая страна. По доле ВВП, приходящейся на душу населения, она находится на
Не может, но
— И не случайно она это делает,— говорят социологи
И не случайно позволяет себе Россия продолжительные зимние каникулы.
Потому что требует того широкая душа каждого второго среднестатистического жителя России. И конечно — каждой второй среднестатистической жительницы.
Похоже, именно к таким утверждениям склоняются социологи Исследовательского центра кадрового
Какие там проблемы экономики, если исследуешь не только физическое, а еще и эмоциональное состояние своих сограждан! Не будем обращать внимание на прозу жизни, улетим вслед за социофантазией в неизведанное, загадочное, романтическое.
Как великолепно звучит фраза: «После длительных новогодних каникул женщины чувствуют себя лучше мужчин — как в физическом, так и в эмоциональном плане».
Хотелось бы еще уточнить, не потому ли мужчины отстают по силе и впечатлениям от своих лучших половин, что уверенно опередили их по объемам употребленных за праздничным столом напитков?
Дайте ответы, мастера социологии! И они дают ответы, да еще какие!
«Почти каждый второй участник опроса после новогодних каникул отмечает улучшение своего эмоционального состояния».
Значит ли это, что почти каждый второй отмечает его ухудшение?
Социологические перлы и откровения бегут наперегонки, не желая уступать друг другу.
«По мнению респондентов, праздники длиной в десять дней позволяют полноценно отдохнуть, вдоволь пообщаться с родственниками и детьми или же отправиться в увлекательное путешествие. Подъем настроения и прилив душевных сил чаще отмечают женщины» (и вновь почти каждая вторая — против почти каждого второго).
Однако заканчиваются комментарии весьма грустно.
«И хотя отдыхать — не работать (не правда ли — неожиданное открытие!) среди россиян есть и те, кто после новогодних праздников чувствует себя хуже, чем до каникул».
Увы и ах. Конец социологических откровений.
А. Дронов