Прелюдия
Спикер Государственной Думы РФ Борис Вячеславович Грызлов время от времени балует публику своими афористичными высказываниями. Многим из них, бесспорно, суждено войти в сокровищницу российской политической мысли эпохи властной вертикали.
С удовольствием напомним некоторые откровения главы нижней палаты федерального парламента.
«Реальная точка зрения народа формируется во внутрипартийных дискуссиях „Единой России“, в то время как межпартийные дебаты в Государственной Думе — это политическое шоу. Обсуждение в рамках партии и есть точка зрения народа».
«Сваливать присущие русскому менталитету коррупцию и правовой нигилизм на партию „Единая Россия“ не стоит».
«Я отношусь к уличным мероприятиям так: считаю, что они должны быть праздничными, когда народ выходит на улицы и площади праздновать
«Коррупция — то явление, с которым надо бороться, но милиция ежедневно рискует жизнью, так что надо эти два вопроса рассматривать в совокупности. И поэтому, обвиняя конкретных сотрудников милиции в коррупции, нужно иметь в виду, что они рискуют жизнью, защищая закон и наших граждан».
Особенную известность получила в народе фраза, родившаяся у Грызлова в 2003 году, в начале работы Думы
И понятно почему. Слово «парламент» пришло в мир из французского языка, оно является производным от глагола «говорить». По Далю, парламент — это собрание, дума для обсужденья (!) законодательных и других вопросов. Поэтому высказывание Б. Грызлова вполне можно сравнить с такими бесспорными утверждениями, как «валенки — не обувь» или «автомобиль — не средство передвижения». В общем, сказано было ответственно. Серьезно, сильно, в расчете на века.
В борьбу за высокое звание
Но настоящий мастер не знает границ, он постоянно ищет, а главное — находит. 21 января нынешнего года отдохнувший, набравшийся в зимние каникулы сил и даже как будто загоревший политик пошел на побитие прежних своих достижений. Он сделал несколько заявлений. В одном из них спикеру удалось, кажется, превзойти самого себя.
«Субъект Федерации,— сообщил Б. Грызлов собравшимся вокруг него журналистам,— это высокое звание. Субъект Федерации должен этому званию соответствовать. По моему мнению, не должно быть несамодостаточных субъектов РФ».
Главный законотворец страны убежден, что достойными обладателями статуса субъекта Федерации могут быть только те регионы, которые обеспечивают себя самостоятельно. А все прочие, живущие за счет дотаций из центра, не имеют права на самостоятельность.
«Нужно либо менять подходы к работе в таком субъекте РФ,— отметил
Б. Грызлов,— либо объединяться с другим субъектом, чтобы эта территория была самодостаточной. Есть земля, полезные ископаемые, есть рабочие руки. Не понимаю, почему субъект в этой ситуации не может быть самодостаточным».
«Братцы, да это же переворот!»
Инициативы Б. Грызлова иначе как революционными, судьбоносными и очень многое нам обещающими назвать невозможно. Это ведь только звучит красиво: присоединить дотационные регионы к самодостаточным! Как будто бедных в разы меньше, чем богатых. Однако на деле все обстоит наоборот.
Прежде всего, в смысле межбюджетных отношений понятия «донор» и «реципиент» являются не абсолютными, а относительными. По действующему законодательству 64% налоговых сборов, собранных в регионах, поступают сначала в федеральный центр. А на местах, в субъектах остаются только 36%. Донор — тот, кому на жизнь хватает оставленной трети. Остальные — дотационные, просители. Такой вот у нас сегодня федерализм.
Именно эти пропорции и определяют разделение регионов на «бедных» и «богатых». Стоит ли говорить, что действующие правила очень удобны центру, потому что превращает процесс управления в процедуру финансового манипулирования регионами. В игру с привилегиями, например. Попробуй тут проявить
Из 83 регионов донорами сегодня являются только 12 (в их число входит и Пермский край)! Меньше 15% всех субъектов Федерации! Финансовая обеспеченность доноров — не Бог весть какая. Но, ясно, выше среднего по России уровня. Еще несколько регионов занимают промежуточное положение. А большинство субъектов — дотационные.
Таким образом, высказывания Б. Грызлова свидетельствуют о готовности самым решительным образом перекроить региональную карту России. Лишить статуса субъекта десятки регионов. Произвести колоссальные изменения всей структуры управления государством. Последствия таких перемен сложно прогнозировать хотя бы потому, что огромные новообразования могут проявить себя достаточно неожиданно.
Ладно, если подобное предложение было бы высказано кабинетным исследователем или маргинальным политиком. Его можно было бы назвать чудачеством. Но ведь оно исходит от персоны, занимающей одно из высших мест во властной иерархии России.
Ряд специалистов отмечают явную уязвимость идеи сокращения числа субъектов с точки зрения конституционных норм. Впрочем, соглашаются они, известные политические силы склонны не столько соблюдать Конституцию, сколь вносить в нее изменения.
А. Дронов.
Окончание следует.