Своевременное и правильное формирование речи – необходимое условие становления личности и начинается уже в раннем детстве. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, усваивает нормы общественного поведения, овладевает грамотой.
Красивая, правильная речь – это четкость, внятность, умеренный темп и громкость произношения, богатство словарного запаса и интонационная выразительность.
Некоторые родители считают, что неправильное произношение звуков, торопливая или недостаточно отчетливая речь дошкольника – явление возрастное и со временем пройдет. Да, до определенного возраста словотворчество, перестановка слогов, замена звуков, неправильное их произношение – это норма. Но до какого возраста?
Возрастные нормы звукопроизношения таковы:
3-4 года – [с]; [з]; [ц]
4-5 лет – [с]; [з]; [ц]; [ш]; [щ]; [ч]; [ж]
5-6 лет– [с]; [з]; [ц]; [ш]; [щ]; [ч]; [ж]; [л] [й]
До 6-7 лет допускается замена или отсутствие в речи самого сложного звука [р].
Таким образом, если ребенок к 5 годам правильно произносит все звуки – гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, правильно их артикулирует, верно сочетает – можно с уверенностью сказать, что фонематическая сторона речи сформирована. Но есть признаки, по которым можно услышать недостатки развития речи ребенка и своевременно обратиться за консультацией логопеда – это:
.Устойчивое, нечеткое произношение или отсутствие одного звука при сохранном слухе, нормальном строении артикуляционного аппарата и без нарушений со стороны нервной системы – «Дислалия»
. Неправильно произношение нескольких групп звуков, трудность или невозможность контроля положения и работы органов артикуляции – губ, языка, щек, мягкого неба, голосовых связок, полости рта и носа – «Дизартрия»
. Полное или частичное отсутствие речи, вызванное недоразвитием, разрушением или заторможенностью речевых систем головного мозга – «Алалия»
Помимо звукопроизношения существуют возрастные нормы развития связной речи – это умение самостоятельно строить высказывание, пересказывать, описывать.
Вашему ребенку необходима помощь логопеда если:
К 3 годам у него отсутствует активный словарь. Нет простой фразовой речи.
К 4 годам ребенок не может определить количество слогов в слове.
К 5 годам – есть затруднения в составлении предложения при описании картины (ограничивается называнием отдельных частей или предметов, изображенных на ней; не устанавливает связи, не проговаривает действия).
. к 5-6 годам нарушена структура предложения, ребенок неправильно согласует слова в роде, числе, падеже; неправильно использует предлоги и союзы или исключает их.
Уважаемые родители! Прислушайтесь к речи своего ребенка! Неправильное произнесение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, запинки в речи, заикание – это проблемы не возрастные, а логопедические. И вашему ребенку необходима квалифицированная помощь логопеда. Помогите своему ребенку стать успешным! Начать можно с выполнения простых рекомендаций:
Советы логопеда:
1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
2. При общении с ребенком, следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
3. Не подражайте детской речи. Не употребляйте слишком часто уменьшительно-ласкательные формы слова – это тормозит речевое развитие.
4. Произносите правильно слова, неправильно произнесенные ребенком. Замечания «как ты говоришь!», «что ты сказать не можешь!» не развивают речь, а только обижают ребенка. Некогда не смейтесь над произношением малыша, а лучше мягко напомните ему, как нужно говорить – четко, не спеша.
5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте переспросить, понятен ли ему ваш ответ.
6. Запишите на звуковой носитель речь ребенка. Такие записи не только помогут ребенку в развитии речи, но и станут хорошим подарком-сюрпризом. Главное, чтобы ребенка эта запись обрадовала, а не огорчила.
7. Читайте ребенку! Пересказывайте прочитанное. Предлагайте ребенку самостоятельно сделать выбор в книжном магазине – это усилит его интерес и желание заниматься.
Учитель-логопед Лобанова
Л.Г., педагог-психолог Демина С.Е.
ЦПМСС «КОМПАС» г. Краснокамск, переулок
В.Швая 3/6.
Телефоны для записи на консультацию: 4-04-52; 4-02-42.