Свежий номер! 

  

НАШ ЗЕМЛЯК В КХЛ
Хоккеист Евгений Митякин провел мастер-класс в СК "Ледовый"

Полиция Краснокамского городского округа ИНФОРМИРУЕТ...
Как в старые добрые времена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Фразы, которым не надо верить («ВК» №39)

Когда мы общаемся друг с другом, мы пытаемся донести до собеседника свою точку зрения, убедить в правильности своих убеждений, поделиться значимой для себя информацией. И, конечно же, оказываем влияние на него, стремясь подвести разговор к желательному для нас результату.

Это называется социальное воздействие. Чаще всего, оно бывает положительным, полезным,— когда уважает право человека принять или отклонить его и не является чрезмерно принудительным.

Однако, когда влияние на человека превращается в стремление изменить его поведение при помощи скрытой, обманной и насильственной тактики, оно представляет собой психологическую манипуляцию, а тот, кто ее использует, является манипулятором, добивающимся своих интересов за счет других людей. Его методы являются нечестными, неэтичными, а нередко к тому же, эксплуатационными и насильственными. Жертвами манипуляций становятся те, кто помимо своей воли осуществляет желания другого человека, и неважно, кого — близкого родственника, члена семьи, коллеги, начальника, соседа, приятеля или даже незнакомца на улице.

Манипулирование — неприятное, но широко распространенное явление в обществе, ибо «все пытаются влиять на всех»: родители на детей, супруги друг на друга, начальники на подчиненных, и наоборот. Не всякое влияние является манипуляцией, а только то, которое представляет собой попытку явно или тайно установить над человеком власть. И проявляется это стремление к власти в речи манипулятора, в определенных фразах, которыми он затрагивает «струны души» человека и делает его беззащитным перед своим влиянием. Например, эти фразы могут быть:

1. подавляющими собеседника, бескомпромиссными: «Как тебе не стыдно! Ты должен! Разве ты не понимаешь, что …! Ты что, сам додуматься не смог?»;

2. мягкими, вызывающими доверие и расположение собеседника: «Ну что тебе, трудно? Войди в мое положение. Меня никто не понимает! Я без тебя не справлюсь!»;

3. использующими стереотипы: «Ты же мать / женщина / хозяйка! Ты должна …! А ты вместо этого …» или «Ты, как настоящий мужчина, обязан …», «Ты же умный! Придумай что-нибудь!»)

Кто чаще всего, становится жертвами манипуляторов? Это, прежде всего, люди, в характере которых есть черты с добавлением слова «слишком»:

• слишком доверчивые, честные люди, которые зачастую предполагают, что и все остальные честны;

• слишком альтруистичные, честные, справедливые, чуткие, душевно тонкие;

• слишком впечатлительные, чрезмерно поддающиеся чужому обаянию;

• слишком наивные, которые не могут понять, что в мире существуют нечестные люди;

• с низкой самооценкой и нехваткой чувства собственного достоинства; они думают, что заслуживают плохого обращения из чувства вины;

• слишком самовлюбленные, поддающиеся на похвалы и лесть;

• слишком жадные и нечестные, внутренне готовые ради выгоды действовать безнравственным способом или рассчитывающие на быстрое обогащение;

• слишком зависимые от чужого внимания, нуждающиеся в чужой любви и поэтому легковерные и склонные говорить «да» тогда, когда следует ответить «нет»;

• слишком одинокие, готовые откликнуться на любое предложение человеческого общения даже в ущерб себе;

• слишком импульсивные, принимающие поспешные решения без здравых размышлений и совета с другими людьми;

• слишком скупые, готовые унижаться ради мизерной выгоды;

• люди преклонного возраста, плохо ориентирующиеся в реалиях современного мира, утомленные жизнью и болезнями, не способные распознать мошенничество.

Манипулирование может проявляться по-разному, но существуют несколько признаков, по которым можно понять, что оказываемое влияние — нечестное.

1. Стремление поставить человека в подчиненное, зависимое положение, подавить его волю. Для этого манипуляторы используют слабости своей жертвы (например, любовь к выпивке или азартным играм — «Тебе что, слабо?»), ее страхи (огласки, одиночества, болезней — «Если ты меня не послушаешься, подумай, чем это тебе обернется»), ее интересы и мечтания (жажда власти, желание материальных благ, боязнь потерять работу или «запачкать» репутацию) и т.  д.

2. Откровенная ложь или хитрый обман, лицемерие. При этом у «жертвы» манипулятора возникает ощущение неясности, недосказанности в общении, «мутности» в формулировках («Тебе плевать на мои проблемы!»).

3. Высказывания, в которых звучат призывы к отъединению, обособленности («Тебя же здесь не ценят!», «Не стоит метать бисер перед свиньями!»). Манипуляторы — искусные интриганы, умеющие ссорить людей, сталкивать их лбами, извлекая из этого пользу для себя («Вспомни, как они к тебе относились; и только я забочусь о тебе»). Они могут убеждать жертву в необходимости борьбы, в целесообразности продемонстрировать свою силу, тем самым подталкивая человека к тому или иному шагу («Ну и сколько ты это будешь терпеть? Не надоело еще?»).

4. Скрытое запугивание, завуалированные или открытые угрозы («Сделай, а то хуже будет!», «Заткнись! Ты еще пожалеешь об этом!»).

5. Пристыжение и попытка вызвать чувство вины. Это самое эффективное оружие манипулятора. Он либо намекает жертве, что она недостаточно внимательна, слишком эгоистична или легкомысленна, и это приводит к тому, что жертва начинает испытывать стыд, угрызения совести и тревогу, либо использует оскорбительные выпады и ложные обвинения, чтобы пробудить в ней страх и неуверенность в себе («Я не сделал ничего плохого, это все ты», «Ты холодная и жестокая!).

6. Осуждение — по сравнению с любыми другими тактиками эта является наиболее мощным средством вынудить жертву чувствовать себя беззащитной, одновременно маскируя агрессивность манипулятора («Как ты не можешь понять, что я о тебе забочусь?», «Сколько раз тебе повторять очевидные вещи?», «Ты никогда ничем не бываешь довольна!»).

7. Игра роли жертвы, когда манипулятор изображает себя жертвой обстоятельств или чьего-либо поведения, чтобы добиться жалости, сочувствия или сострадания и таким образом достичь желаемой цели («После разговора с тобой у меня подскочило давление / защемило сердце / потемнело в глазах и т.  д. «, „Ты обижаешь меня и причиняешь мне боль“, „Меня никто не любит“). Заботливые и добросовестные люди не могут не сочувствовать чужому страданию, и манипулятор легко играет на этом, чтобы добиться от своей жертвы уступок.

8. Соблазнение, лесть, заискивание, стремление угодить, предложение помощи, порой назойливое, когда манипулятор использует все свое обаяние и похвальбы, чтобы заслужить доверие и лояльность человека, который ему нужен («Никто, кроме вас, не сможет этого понять!», «Только ты умеешь так хорошо …!», «Ну ведь тебе совсем не трудно это сделать! Правда?»).

9. Симуляция невиновности, когда манипулятор пытается внушить, что любой причиненный им вред был неумышленным, или что он не делал того, в чем его обвиняют. Манипулятор может принять вид удивления или негодования. Или даже попытается прикинуться глупцом, притворяясь, что не знает, о чем ему говорят («Никто не идеален», «Пустяки! Ты принимаешь все слишком близко к сердцу», «Я просто пошутил. Что, собственно говоря, произошло? Все ведь в порядке», «Ты не понял, что я имел в виду»).

10. Агрессивный гнев, который помогает шокировать жертву, из-за чего она теряет контроль над ситуацией и подчиняется («Я всем расскажу, что ты за человек!», «Ты не знаешь, на что я способен!», «Ну и кто ты после этого?»). При этом манипулятор в действительности может и не испытывать чувства гнева, а лишь «разыгрывать сцену». Он становится «сердитым», когда не получает желаемого другими способами.

Окончание следует.

Психолог Дина Нагимова