Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

МЫ БЛАГОДАРНЫ ЛЮДЯМ ЗА ТЕРПЕНИЕ!
События и люди Краснокамска
Плохое поведение ребенка:
наблюдаем, изучаем, исправляем
 
 

Реклама

Каприз капризу — рознь («ВК» №34)

Многим родителям знакома ситуация, когда в целом спокойный ребенок начинает капризничать по любому поводу, а то и без видимой причины. И чем старше становится чадо, тем больше у него происходит истерик и непослушания, причем все это случается внезапно на фоне вполне благополучного поведения.

Почему наши такие любимые дети, такие «роднулечки» вдруг меняются, вплоть до полного неприятия мнения родителей и даже агрессии по отношению к ним? Почему они начинают вести себя так, как будто забывают все то хорошее и доброе, что видят от мамы и папы, дедушек и бабушек? Может, взрослые что-то делают неправильно, провоцируя тем самым детский гнев и протест? И как реагировать, когда ребенок пытается получать желаемое с помощью крика, плача и нытья — уступать или настаивать на своем, наказывать или игнорировать?

Но ведь ребенок капризничает не просто так. В этот момент его что-то беспокоит, он переживает или чего-то хочет. Получается, что каприз — это попытка сказать окружающим нечто важное. Не обращая внимания на подобные капризы, мы рискуем упустить что-то существенное.

Капризы не всегда связаны с плохим воспитанием. Временами все дети капризничают, например, при резком нарушении привычного жизненного уклада. Как правило, при нормализации обстановки и после того, как ребенок привыкнет к этим переменам, исчезают и капризы. Если же они становятся постоянными, то это сигнал неблагополучия.

В период возрастных кризисов яркие эмоциональные реакции настолько естественны, что их правильно было бы воспринимать как временную психологическую норму.

В то же время, через капризы может проявляться агрессивная настойчивость ребенка, стремящегося любой ценной добиться исполнение своих желаний. Если взрослые неправильно воспитывают ребенка, то капризы и детские истерики нередко становятся привычной формой поведения. И тогда то, что взрослые считают капризом по сути таковым уже не является; фактически это отстаивание своей независимости с использованием «орудий манипуляции»: нытья, упрямства, топанья ногами, крика, слез.

Для того чтобы понять, как бороться с капризами ребенка, необходимо твердо усвоить — капризы не случайны и никогда не возникают на пустом месте. Правильный путь к тому, как отучать ребенка от капризов — знание возрастных особенностей детской психики, и самое главное — любовь и огромное терпение.

Попробуем разобраться в причинах детских капризов и рассмотрим способы, как с ними справиться. Причины эти бывают внутренние, обусловленные особенностями развития ребенка, и внешние, зависящие от его окружения:

1. Первая внутренняя причина — физиологическое состояние ребенка (не выспался, проголодался, травмировался, замерз, переутомился, заболел, соскучится по маме и т.  д. ). Чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения в коре головного мозга, а потому выше импульсивность, несдержанность, плаксивость. Отсутствие режима и четких правил жизни в семье — предпосылки для возникновения такого рода капризов. В данном случае, улучшаем физиологическое состояние ребенка: кормим, поим, согреваем, укладываем спать, лечим, удовлетворяем физиологические потребности.

2. Вторая внутренняя причина — так называемые, возрастные кризисы, а именно, психофизические изменения, особенно бурно происходящие у детей в определенном возрасте.

Первый кризис в отношениях между детьми и родителями наступает, когда ребенку едва исполняется годик. Затем в 2,5 ‑3 годика наступает кризис, называемый «Я сам!», и длиться он может до пяти лет. Следующий кризис — семи лет, а затем — подростковый, начинающийся в 11 ‑12 лет, и особенно бурно протекающий с 13 до 15 лет. В каждый из этих периодов жизни ребенка происходят большие перемены в его поведении и развитии. Ребенок становится все более самостоятельным, требует от родителей все меньше опеки и вмешательства, хотя по-прежнему нуждается в заботе и внимании. Он хочет быть «взрослым», а потому стремится свергнуть «родительский диктат». Однако родителям очень сложно «отпускать» свое чадо, и не только потому, что они привыкли заботиться о нем, но и потому что в реальной жизни слишком много трудностей, опасностей и фатальных по своим последствиям соблазнов. В данной ситуации родителям нужно набраться терпения и оптимизма, и прожить возрастные кризисы вместе с ребенком, ведь ему как никогда нужны в это время поддержка, любовь, принятие и понимание.

3. Третья внутренняя причина — познавательный интерес. Такого рода капризы начинаются с 9 ‑10 месяцев, когда малыш начинает активно познавать мир. Он везде сует свой крохотный носик, лезет туда, куда нельзя. И когда мама или папа не позволяют этого делать, начинаются слезы, крик. В данном случае, во избежание детских капризов, наилучшим вариантом будет не создавать ситуации соблазна. Если же малыш уже заинтересовался, то лучше переключить его внимание на что-то другое.

4. Четвертая причина — отстаивание своих прав и борьба характеров. Это случается тогда, когда малыш требует внимания мамы, а она занята, или, когда он что-то «хочет» немедленно и закатывает истерику, если нужно немного подождать. Таким способом он проверяет, насколько у него получается командовать взрослыми, где границы его дозволенности. И если они потакают его прихотям, желают сделать «как лучше для него», удовлетворяют все его «хотелки» без разбору, то впоследствии это обернется детским эгоизмом и циничностью по отношению к ним самим. 

Детей надо учить терпеть, когда маме нужно что-то сделать по дому, ждать, пока взрослые заняты. Главное — вознаградить потом ребенка за это терпение: похвалить, приласкать, уделить побольше внимания. А еще предупреждать возможные капризы, объясняя нормы поведения и заранее договариваясь, например, перед походом в магазин или в развлекательный центр.

5. Еще одна причина капризов в том, что детский ум нельзя перегружать множеством впечатлений. Избыток развлечений для психики не полезен. Даже самые приятные впечатления, но в большом количестве, не приносят ребенку той пользы, на которую ошибочно рассчитывают взрослые, желая доставить ребенку удовольствие.

Теперь рассмотрим внешние причины детских капризов. К сожалению, неправильное воспитание часто становится главным источником детского непослушания:

6. Капризными бывают дети, которые не знают никаких ограничений. У них не формируется умение сдерживаться, контролировать свои желания и эмоции. Поэтому очень важно своевременно приучать ребенка к необходимому самоограничению. Слово «нельзя» должно быть понятно маленькому ребенку одним из самых первых. Конечно, злоупотреблять бесконечными запретами нельзя.

7. Избыток внимания со стороны взрослых также вреден. Капризными становятся избалованные, чрезмерно заласканные дети — кумиры семьи или долгожданные, родившиеся у возрастных родителей, или постоянно болеющие. Кроме того, жертвенная родительская любовь, безотказное выполнение всех желаний ребенка приводит к тому, что малыш привыкает добиваться своего без усилий, без труда, а лишь нытьем или криком. Незаметно закрепляясь, эта привычка становится чертой характера.

8. Противоположная крайность — когда ребенку уделяют недостаточно внимания, относятся к нему равнодушно. Ребенок начинает капризничать, пытаясь привлечь к себе внимание. А дети, которым не хватает материнской любви и ласки, очень часто становятся раздражительными и начинают отставать в развитии.

9. Еще одна причина детских капризов — непоследовательность или крайности в требованиях к ребенку («из огня да в полымя») или отсутствие в семье единства в вопросах воспитания. Например, если папа более строг со своим ребенком, чем мама, то ребенку потребуется совсем немного времени, чтобы понять: при маме можно и поныть, чтоб добиться своего, а с папой этот номер не пройдет. Но поведение более строгого родителя ребенок начнет воспринимать как несправедливость, и тогда будет капризничать уже по другой причине — как протест против несправедливости. И это уже будет не нытье, а крики и упрямство. Постоянно подстраиваясь под каждого из взрослых в семье, «лавируя» между избытком или недостатком внимания, ребенок начинает испытывать большую нагрузку на психику и нервную систему, что неизменно приведет к эмоциональным срывам.

Итак, прежде чем искать способы, как справиться с детскими капризами, стоит оценить свое общение с малышом и устранить причины его неповиновения, зависящие от взрослых.

Продолжение следует.

Психолог Дина Нагимова