Свежий номер! 

 

МИЛЛИОНЫ НЕ ДОХОДЯТ ДО КАСС

Почему "Пушкинская карта" слабо востребована у краснокамской молодёжи

Поздравление АО "Гознак" с Днём отлива первой бумаги

Новогодняя акция "Ёлка Доброты"

Реклама

КАК ЖИТЬ БУДЕМ?! («ВК» №48)

Начальник финансового управления администрации Краснокамского городского округа М.  Л. Куличкова — о бюджете округа на 2021 ‑2023 годы

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в политическую жизнь страны, края, города. Запрет на проведение публичных массовых мероприятий, организация важных совещаний и пленарных заседаний через видео-конференц-связь, ограничения по проведению личных приёмов чиновниками и депутатами — вот лишь малая толика новой реальности. Но при всех сложностях одно остаётся консервативным и неизменным — бюджет. Что бы ни происходило в нашем городском округе, но документ в трёхлетней перспективе с запланированными доходами и расходами должен быть свёрстан, принят депутатами в двух чтениях и взят на исполнение администрацией округа с 1 января будущего года. В каких условиях пришлось разрабатывать бюджет Краснокамского городского округа на 2021 ‑2023 годы? Как на него повлияла пандемия коронавирусной инфекции? Что будет с доходной частью и на какие мероприятия запланированы основные расходы? На эти и другие вопросы отвечает Марина Куличкова, начальник финансового управления администрации Краснокамского городского округа.

ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ РАБОТЫ

—  Марина Леонидовна, бюджет на очередную трёхлетку верстался в непростых условиях. Ведь Роспотребнадзор рекомендовал всех сотрудников, кто может работать на удаленке, перевести на удаленку. При этом немало работников администрации округа были или находятся на больничном. Сколько нынче сотрудников участвовало в подготовке проекта бюджета на 2021 ‑2023 годы? Работали в реале или дистанционно? Справились ли в отведенные сроки и не пострадало ли качество?

—  Начну с того, что работа над составлением бюджета длится пять месяцев, с июня по октябрь. Процесс длительный и включает в себя разработку документов стратегического планирования, таких, как Прогноз социально-экономического развития и муниципальные программы. Предусматривает разработку методик, на основании которых производится расчет доходов и расходов бюджета. Прибавьте сами расчеты, балансировку доходов и расходов и так далее. В общем и целом это большой труд.

Разумеется, это коллективная работа. Помимо работников финансового управления, в ней принимали участие и наши коллеги — специалисты отделов и управлений администрации. В зависимости от эпидемиологической ситуации, от заболеваемости в управлении и, конечно же, от рекомендаций штаба по борьбе с коронавирусом, кто-то из сотрудников принимал участие в составлении бюджета непосредственно на рабочем месте, кто-то трудился дома, на удалёнке. Но на качестве и сроках это никак не сказалось. Проект бюджета был представлен в Думу городского округа в установленный регламентом срок, то есть до 1 ноября. Ну, а что касается качества, то, согласно заключению Контрольно-счетной палаты, замечаний к главному финансовому документу нет.

Хотя, конечно, это ещё не окончательный вариант. Потому что бюджет ждут общественные слушания, где свои предложения по доработке документа выскажут депутаты, руководители общественных организаций и просто активные граждане. После чего он пройдёт процедуру второго чтения.

ПРОФИЦИТОМ ПОГАСИМ ДОЛГИ

—  Каковы основные параметры бюджета? Сходятся ли доходы с расходами? Есть ли дефицит и как с ним бороться?

—  Сразу оговорюсь, что бюджет составлен без дефицита. Это требование краевого министерства финансов ко всем муниципалитетам, которые взяли бюджетные кредиты из региональной казны. Краснокамский городской округ оформил бюджетный кредит в рамках закрытия банковских кредитов, перешедших округу от районной и поселенческих органов власти. Если перейти к параметрам нового трёхлетнего бюджета, то в 2021 году план по доходам и расходам составляет 2 миллиарда 231 миллион рублей, в 2022 году — 2 миллиарда 641 миллион рублей. А вот на 2023 год бюджет составлен с профицитом 9,5 миллионов рублей. То есть по доходам сумма 2 миллиарда 692 миллиона, по расходам — 2 миллиарда 682 миллиона рублей.

Профицит в 2023 году тоже имеет вполне прагматичную природу. Мы должны были выплатить бюджетный кредит в 2020 ‑2021 годах. Но в связи с ухудшением экономической ситуации, вызванной пандемией, и большим количеством реализуемых в округе инвестиционных проектов, краевое правительство пошло нашему городу навстречу и заключило с нами дополнительное соглашение, перенеся сроки выплаты кредита с 2020 ‑2021 годов на 2023 ‑2024 годы. Поэтому на 2023 год и заложен профицит, который будет перечислен в краевую казну в качестве оплаты бюджетного кредита.

—  Давайте рассмотрим доходную часть бюджета. Как у нас работает бизнес в период коронавирусных ограничений? Сильно ли просел? Как это скажется на доходной части бюджета?

—  Если взять доходы бюджета на 2021 год относительно первоначально утвержденного бюджета на 2020 год, то они сократились на 3,7 процентов или на 86 миллионов рублей. Это связано в основном с сокращением объема безвозмездных поступлений из федерального и краевого бюджета, предоставляемых на реализацию инвестиционных проектов. К примеру, в этом году мы реализовывали проект реконструкции водоснабжения в рамках федерального проекта «Чистая вода» (нацпроект «Экология»). На эти мероприятия было выделено в общей сложности 118 миллионов рублей. Теперь проект завершён. В следующем году мы похожей суммы не получим, поэтому доходы бюджета снизятся.

Что касается налоговых и неналоговых поступлений от организаций и физических лиц, то тут снижение незначительное — всего на полпроцента. Но отсутствие роста данных поступлений как раз и обусловлено ухудшением экономической ситуации, связанной со снижением деловой активности и приостановлением деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, а также различными мерами поддержки со стороны органов государственной власти. Меры поддержки нужны, потому что бизнес у некоторых предпринимателей встал, потребителей их услуг стало меньше. Однако это отражается на бюджете не в лучшую сторону. К примеру, стоимость патента снижена до 1 рубля в год. Соответственно, ощутимых доходов от продажи патентов мы в бюджет не получим. 

О БЮДЖЕТЕ РАЗВИТИЯ

—  Расходная часть бюджета всегда вызывает интерес у населения. Людям важно знать, как тратятся средства казны? На какие объекты или услуги?

—  Основная часть расходов бюджета — порядка 65 процентов — направляется на такие отрасли, как образование, культура, спорт, социальная политика. То есть у нас бюджет, как и в предыдущие годы, остается социально направленным. Если посмотреть глубже, то основная часть расходов, конечно же, связана с текущим содержанием наших учреждений. Перечень и состав услуг сохраняется, здесь никаких сокращений нами не прогнозируется. Также много средств уходит на поддержание в соответствующем виде и дорожного хозяйства, и общественных зон.

Теперь о бюджете развития. Направления из года в год, может, остаются и те же, но объекты у нас, конечно же, разные. Мы продолжим работу по расселению граждан из аварийного и ветхого жилья. За три года планируется направить на реализацию этой задачи 1 миллиард 400 миллионов рублей. В 2021 году это будет только 100 миллионов рублей, основные суммы придутся на 2022 ‑2023 годы. За этот период планируется расселить 28 тысяч квадратных метров, улучшить жилищные условия для 2300 жителей нашего округа. Будет продолжено возведение пристроя к школе №  8. По сути речь идёт о новом корпусе, который уже начали строить, а к концу 2021 года должны сдать приёмной комиссии. Будут продолжены ремонты наших учреждений — образования, культуры, спорта. На эти цели планируется направить 100 миллионов рублей. В этом году начата реконструкция стадиона, но основной упор — на следующий финансовый год. Планируется обустройство беговых дорожек и футбольного поля. На эти мероприятия из федерального и краевого бюджета будет выделено 42 миллиона рублей. Это дополнительно к нашим средствам.

Очень важны запланированные проекты в области градостроительства. Это газификация, теплоснабжение и водоснабжение. Отдельно отмечу мероприятия в области теплоснабжения, которые будут реализовываться на Майском, в Брагино и Чёрной. Это перевод на индивидуальное газовое отопление и на центральное теплоснабжение. Цена вопроса на 2021 год — порядка 118 миллионов рублей, с учётом привлечения средств из краевого бюджета.

ПУТЁМ КОМПРОМИССОВ

—  В каждом бюджете в расходной части есть защищенные статьи и какая-то часть политики. То есть, что может быть, а может не быть. За неё обычно борются депутаты, пытающиеся пролоббировать мероприятия в своих округах. Сколько такой «политики» в новом трехлетнем бюджете?

—  Каждая политика на что-то направлена. Если она направлена на повышение качества жизни граждан, то против такой политики никто не будет возражать. Я бы сказала, что нет таких вопросов, которые бы у нас хотели депутаты, а администрация — нет. Цели и направления у нас одни и те же. Все дискуссии, как правило, сводятся к теме первоочерёдности. К примеру, если взять дорожную деятельность, то ни депутаты, ни администрация не возражают против строительства и ремонта дорог. Однако средства ограничены. Мы ежегодно располагаем ресурсом в пределах 180–200 миллионов рублей. На эти деньги все дороги зараз отремонтировать невозможно. И обсуждение между администрацией и депутатами как раз и строится вокруг вопроса, какие дороги отремонтировать в следующем году, какие через год, а какие могут подождать ещё 3 ‑5 лет. Мы настаиваем на своих вариантах, депутаты — на своих.

Что нам помогает договариваться? Это требования со стороны органов государственной власти Российской Федерации и Пермского края, которые выделяют нам львиную долю средств на строительство и ремонт дорог. В первую очередь необходимо привести в нормативное состояние те дороги, где расположены объекты социальной инфраструктуры — детские сады, школы, поликлиники, магазины и так далее. Необходимо обеспечить подходы и подъезды к этим объектам. Здесь мы с депутатами слышим друг друга, решаем данные вопросы совместно и всегда приходим к компромиссу.

—  При реформировании из района в округ Краснокамску обещалось множество финансовых бонусов на протяжении трех лет. Их уже получили? И что на них сделано или еще будет сделано?

—  Да, мы получили и пока продолжаем получать преференции за переход в городской округ. Целевая помощь из краевого бюджета за минувшие два года увеличилась в несколько раз. Всё, что я сейчас назвала,— вопросы переселения, пристрой к школе №  8, реконструкция стадиона, дополнительные деньги на ремонт дорог и так далее — это как раз и есть бонусы, которые обещались в своё время. Более того, на какие-то проекты нам выделяют даже больше средств, чем было обещано. К примеру, на реконструкцию сетей водоснабжения нам обещали выделить 80 миллионов рублей и выделили. Но средств не хватило! И после того, как новый губернатор Дмитрий Махонин посетил Краснокамск и ознакомился с нашей проблемой, нам выделили дополнительно ещё 60 миллионов. Нас поддерживают, слышат и помогают. Городской округ развивается. И это главное.

Подготовила Ольга Девятовских