Свежий номер! 

 

ЮБИЛЕЙ ДОМА

Дому 14 по улице Комарова - 55 лет

По сто рублей с носа

 В память о героях...

 

Реклама

В ПОИСКАХ СВОЕГО ЛИЦА («ВК» №14)

О новой муниципальной политике в сфере культуры

Всякое новое всегда начинается с неприятия. Это я давно поняла, потому что работаю в муниципальном управлении не первый год, пережила много отраслевых реформ и изменений. Нынешняя ситуация — не исключение. Но поскольку в ней задействованы учреждения культуры в отдалённых территориях, то появляются проблемы с коммуникацией. В недрах сельских клубов возникают спекулятивные слухи, что реформа проводится с целью закрыть все учреждения, а людей сократить. Это неправда, но местные жители верят, переживают и жалуются во все инстанции на бездушную власть. Им потакают не очень добросовестные СМИ, заинтересованные в расшатывании ситуации в округе. Чтобы снять все вопросы, попробую объяснить, что мы делаем и для чего.

КАК ЗАКАЗЧИК С ПОДРЯДЧИКОМ

Для начала давайте вспомним реформу, которая началась в наших муниципальных учреждениях культуры более 10 лет назад. Тогда впервые обратили внимание на бюджетную сферу с совершенно неожиданного ракурса — с точки зрения эффективности работы. Уже тогда было очевидно, что какие‑то учреждения работают с достаточной степенью эффективности, какие‑то — вполсилы, а некоторые — просто отсиживают время и ничего не делают. И в рамках той реформы каждому учреждению присваивался новый статус — автономного, бюджетного или казённого. Они сами его выбирали, поскольку это определяло систему финансово-экономического обеспечения и роста учреждения.

Дальше в жизнь этих учреждений пришло понятие муниципальной услуги. Да, тоже было много споров, что культура — это не бизнес. Но в конце концов, руководители учреждений согласились, что муниципалитет является для них заказчиком, заказывает им оказание определённых услуг для населения. Каждому учреждению была присвоена муниципальная услуга, на исполнение которой планомерно выделялись бюджетные средства. Следом вступил в действие закон об эффективном контракте, где были прописаны критерии эффективности уже для самих работников учреждений. Появилось понимание, за что конкретно руководитель или специалист получает зарплату, из чего она складывается. А затем был закон о повышении зарплаты, но там тоже подразумевалась эффективная работа учреждений.

Всё это для городских учреждений стало данностью. Мы уже много лет в этом живём.

НОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

На территории нашего муниципалитета работает 32 учреждения культуры. Это, поверьте, очень много. Из них 11 клубов культурно-досугового профиля, которые расположены как в городе, так и на селе. Когда в 2019 году Краснокамский район и поселения объединились в городской округ, эти клубы пришли в наше ведомство. Тогда, на входе, мы с ними проговаривали новые условия работы, раскрыли требования к нашим учреждениям. Они должны были подумать, чем они могут быть интересны местному населению, в чём видят эффективность своей работы. Мы им давали время. Прошло два года. И я вынуждена с сожалением констатировать, что большая часть сельских клубных учреждений так и на нашла своего лица.

Может, скажу обидную вещь, но большинство сельских клубов, и не только на нашей территории, не востребованы местным населением. Всё это уже очевидно. Когда в 2019 году появился нацпроект «Культура», у нас попал в контроль показатель увеличения посещаемости учреждений культуры, то это рост на 5 процентов в год обеспечивается городскими ДК. Не хотелось бы никого делить по территориальному признаку, но именно город вытягивает исполнение нацпроекта. В то же время, когда мы формируем бюджет, то видим, что содержание сельских Домов культуры и клубов огромное. Хотелось бы от них какого‑то встречного движения, обновления форматов работы. Ведь то, что большая часть сельских детей, которые хотят профессионально развиваться в творчестве, в пении и танцах, ездят в городские ДК, это показательно.

Мы на данном этапе не требуем от сельских клубов высокого искусства. Хотим, чтобы они нашли форматы работы с детьми и подростками, чья занятость в деревнях и сёлах стала проблемой. В этих клубах, к сожалению, не предлагается никаких мероприятий для свободного посещения, вне кружков или любительских объединений. Детям просто прийти в клуб, потусоваться-пообщаться,— нельзя. Клубники это не приветствуют. Как результат — помещения простаивают, дети и подростки предоставлены сами себе. Именно поэтому было принято решение встроить эти учреждения в Молодёжный ресурсный центр, влить их в сеть молодёжных клубов, придать им новую эффективность.

РАДИ СОХРАННОСТИ КЛУБОВ

Детям и подросткам, не задействованным в кружках, всегда нужен процесс. Чтобы для них проводились интересные акции, чтобы они могли прийти в клуб и, к примеру, поиграть в какие‑то игры. Под этот формат работы у нас сегодня приобретены теннисные столы, настольные игры. Большую популярность у молодёжи обрели такие игры, как «Мозгобойня», «Мафия» и другие. Для организации данного процесса какой‑то большой науки не надо. Когда‑то в советское время этим занимались студенты. У нашего Молодёжного ресурсного центра огромный опыт организации досуга детей и подростков. Его возглавляет Светлана Рукавишникова, которая всю жизнь занимается клубами по месту жительства. Это её тема. И она готова передать этот опыт.

Да, мы сейчас плотно возьмёмся за сельские ДК и клубы. Будем обучать коллективы работать с молодёжью. Очень надеюсь, что клубные работники на селе вдохновятся этой темой, освоят новую для себя форму работы. Могу с уверенностью сказать, что ничего страшного для них не произойдёт. Никто из них не будет сокращён, зарплата будет сохранена на уровне 2019 ‑2021 годов. Наше управление делает всё, чтобы сохранить клубы на селе и вдохнуть в них новую жизнь.

Ирина Кирова, начальник управления культуры, молодёжной политики и туризма администрации Краснокамского городского округа