Черновская школа как жертва халатности
Страна, край и город готовятся ко Дню защиты детей. По всему городскому округу пройдут праздничные мероприятия с концертами, воздушными шариками и раздачей мороженого за счёт социально озабоченных депутатов. Мы не против концертов и дармовых мороженок. Но считаем, что разовые акции далеки от востребованных форматов по защите детей, по борьбе за их права. В этом легко убедиться, если ознакомиться со 118 ‑страничным отчётом окружной
БЕЗ ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ И СТЕКЛА В ТУАЛЕТЕ
В новейшей истории Черновская средняя школа попадала в информационную повестку всего один раз. В 2008 году её посетил народный артист РСФСР Михаил Козаков. Будущая звезда театра и кино жил в селе Чёрная с 1941 по 1944 год, куда был эвакуирован в группе детей ленинградской интеллигенции. Здесь Михаил Михайлович отметил 7 ‑летие, пошёл в школу и даже начал выступать на сцене, читая английские баллады в переводе С. Маршака. Здесь его, болезненного мальчишку, спасли от голодной смерти простые колхозники и учителя. И пусть дети из лагеря Литфонда учились в старом здании Черновской школы, но именно в новой побывал Козаков, и именно здесь он благодарил селян за сочувствие и отзывчивость.
Нынешний инфоповод контрастирует обратными эмоциями. Руководитель окружной
С безопасностью всё плохо, потому что территория школы огорожена лишь частично. Там же находится неиспользуемый гараж, признанный аварийным и служащий
ШКОЛУ — НА ЗАМОК, ДИРЕКТОРА — ПОД СУД?
Отчёт Марины Богомягковой шёл при полной, почти гробовой тишине. Но чувствовалось, как напряжение нарастало. Депутаты сначала сидели с выпученными от удивления глазами, а потом прямо заискрили в желании устроить разнос сидящему здесь же директору школы Надежде Путиловой. Оно и понятно. Ведь народные избранники сходу додумали, что одни воруют лампочки и тащат с кухни продукты, другие ломают друг другу об головы стулья и подглядывают за девочками в окна школьного туалета. И если школа не рухнет из‑за сгнивших от сырости подвальных стен, то точно утонет в пучине воровства и разгильдяйства. Поэтому первая эмоциональная реакция: школу — на замок, директора — под суд, а школоту — в никуда. Ведь держаться всё равно не за что. Уровень в Чёрновской школе не ахти. Часть
Реальность оказалась не такой линейной, как в отчёте КСП. Директор Черновской школы Надежда Путилова для разрядки атмосферы сразу оговорилась, что самые суровые претензии по состоянию здания были отражены в заключении Роспотребнадзора ещё в 2019 году, после чего надзорный орган оштрафовал школу на 30 тысяч рублей и добился судебного решения по устранению всех нарушений к середине августа 2022 года. Часть претензий Роспотребнадзора была снята в процессе ремонтных кампаний 2020 и 2021 годов. Претензии КСП по документообороту, муниципальному заданию, организации контроля за горячим питанием тоже уже отработаны. Сразу после получения данного отчёта в феврале текущего года. Поэтому тот пугающий объём нарушений, который указан в документе КСП, к счастью, уже давно неактуален, остался в далёком прошлом.
Возможно, на этой оптимистической ноте тема была бы исчерпана и благополучно забыта, если бы не ремарка председателя
УРОКИ ИСТОРИИ
И тут — началось! Сначала депутаты насели на директора Надежду Путилову с подвалом школы. Мол, что за проблема и почему там стоит канализация? Надежда Анатольевна была вынуждена провести урок истории. Что школа была построена в 1977 году без системы водоотведения. Для работы пищеблока и туалета, для отвода сточных вод была закуплена небольшая ёмкость. Однако впоследствии санитарные требования для лицензирования образовательных учреждений многократно менялись. Количество раковин и унитазов выросло в разы, умывальники теперь требуется иметь едва ли не в каждом кабинете. Кратное увеличение стоков школе некуда утилизировать, система не справляется, канализация и сточные воды заливают подвал.
— В подвале уже небольшие трещины пошли, пока на внутренних перегородках,— тревожно поясняла директор.— Это очень страшно! Потому что там уже годами не просыхает. Нам необходимо порядка миллиона рублей на устройство септика…
С гаражом ситуация тоже с бородой. Он был построен хозспособом в то же время, что и школа. В гараже стояла сельскохозяйственная техника, необходимая для подготовки механизаторов и трактористов. Ведь в советское время старшеклассникам сельских школ старались дать востребованную в совхозах профессию. Такая практика давно в прошлом, технику списали, а здание осталось. В 2017 году туда выезжала комиссия из администрации района и признала здание гаража аварийным, подлежащим сносу. Позже там обосновались подростки, как‑то устроили пожар.
— Мы не знаем, что с ним делать,— устало говорила Надежда Путилова.— Приглашали Управление капстроительства, они составили акт обследования и выдали нам рекомендации. Школа должна найти организацию, которая проведёт экспертизу и признает здание не подлежащим эксплуатации. Это 60 тысяч рублей. Потом составление сметы на демонтаж гаража. Это ещё 150 тысяч рублей. И на снос гаража надо ещё порядка 600 тысяч рублей. У нас нет таких денег…
С ограждением тоже всё банально. Выделенных в своё время средств хватило на ограждение только половины территории школы. Часть объектов осталась неогороженной. Директор для решения вопроса обратилась в УКС. Ответа пока нет.
В РОЛИ БЕЗВОЛЬНОЙ ЖЕРТВЫ
Депутаты, конечно, кипели. Ведь директор со своей политкорректностью и деликатностью в решении хозяйственных вопросов выглядела просто безвольной жертвой. Полемика всё больше напоминала допрос. «Вы что делали и к кому обращались? Почему не приходите на Думу и не просите денег?»,— вопрошали в голос народные избранники. Праведным гневом воспылал даже присутствовавший на заседании заместитель главы по развитию инфраструктуры Антон Максимчук. Он заявил, что гараж надо просто взять и снести, если он не нужен. Без всяких обследований и смет. А кто против‑то?! Только эту проблему УКС почему‑то упорно завешивает на директора школы.
Надежда Путилова пыталась держать удар. Рассказала, что для исполнения решения суда была подготовлена приблизительная смета. На приведение здания в нормативное состояние, на устройство септика, чтобы осушить подвал, и на завершение монтажа ограждения надо чуть больше пяти миллионов рублей. Но Надежда Анатольевна не может прийти за деньгами к главе или на Думу, потому что есть порядки и регламенты работы. Надо сначала согласовать смету, но она до сих пор не согласована. Соответственно, деньги из бюджета не выделены. Конкурсы не объявлены. И есть реальный риск, что решение суда по иску Роспотребнадзора к установленному судом сроку — 15 августа 2022 года — исполнено не будет.
— Только и слышу
— Сейчас у нас сметы не составляют,— ответила начальник управления системой образования Наталья Леушканова.— Несколько лет назад эти ставки были переданы из управления системой образования как раз в УКС…
ПАРАД ХАЛАТНОСТЕЙ
Горестно видеть, как перепираются чиновники. Ещё более горестно осознавать, что на позиции заместителя главы сидит мало компетентный человек, который не ориентируется в функционале своих подчинённых. До него такими же развивальщиками инфраструктуры были глава района Виктор Соколов и его заместитель Юрий Трухин. Это во времена их бесславного правления у Черновской школы начались проблемы с подвалом и гаражом. Причем, в последние два года Трухин был ещё и депутатом по 20 ‑му избирательному округу, куда входит село Чёрная. А есть ещё УКС, который мог бы решать вопросы по существу. Есть ещё комитет имущественных отношений, который мог бы подсказать, как быстро и без финансовых потерь избавиться от аварийного здания. Есть управление системой образования, которое вроде бы за, но немного в стороне.
Целая армия начальников, прошлых и нынешних. Такое ощущение, что все ответственные чиновники забыли про школу, в которой учатся 240 детей. И хотя мы не поддерживаем распальцованную манеру общения депутата Вадима Артёмова, но с его выступлением солидарны. Сегодня директор Черновской школы занимается всем, чем угодно, но только не учебным процессом. В одиночку с хозяйственными проблемами такого уровня Надежда Путилова не справится, потому что она учитель, а не
Редакция «ВК»