Кто и зачем раздувает отраслевой скандал в сфере культуры
Уже давно аксиома, что нельзя отлучать скандальных людей от кормушки. А если и отлучать, то нужно готовиться к худшему. Именно это и произошло чуть больше трёх месяцев назад, когда авторитетная комиссия провела проверку мысовского клуба по месту жительства «Восход», обнаружила там подпольный кондитерский цех и выдала кучу предписаний.
ВОТ ТАКИЕ ПИРОГИ!
Нет, никто не выставил ведущему менеджеру «Восхода» Ларисе Мелузовой, которая заправляла производством пирогов для проводившихся в клубе свадеб, банкетов и поминок, счета за аренду помещения под кухню на первом этаже. Никто не стал обсчитывать, сколько казённого электричества сожгли в этом
Но, видимо, стряпня занимала такую значимую часть жизни менеджера КМЖ «Восход», что после демонтажа кухонного оборудования она объявила войну сначала своему непосредственному руководителю — директору Молодёжного ресурсного центра Светлане Рукавишниковой, потом — начальнику управления культуры Ирине Кировой, а под занавес добралась и до главы Игоря Быкариза. Мелузову накрыло, а на культуру нашло затмение, наступили критические дни. Это когда никто не работает: одна строчит жалобы, а все остальные на них отвечают. Одна пишет, что всю культуру на селе убили, а другие отвечают, что никого не убили, всё финансирование сохранено, а работать надо эффективнее и не только с пенсионерами.
Разумеется, мысовский менеджер была одна совсем недолго. Жареную тему для раскачивания стула под Игорем Быкаризом, которого в следующем году ждут перевыборы, очень быстро учуяли оппозиционный паблик «Наш город Краснокамск» Юрия Чечёткина, краевой депутат Дмитрий Пылёв со своей помощницей и целая армия разного рода обиженных. Лариса Мелузова стала удобным инструментом в этой политической борьбе. Простоватая, грубоватая, без тормозов. Именно такой её увидели 22 июня на заседании Думской комиссии, где рассматривалась очередная жалоба Ларисы Юрьевны на главу и его политику в сфере культуры.
НАИВНОСТЬ 80 ‑ГО УРОВНЯ
Жалоба в адрес председателя окружной Думы Дмитрия Чеплыгина за подписью Ларисы Мелузовой поступила 30 мая. Конечно, в ней она не вспоминала ни про свой маленький кондитерский бизнес, ни про то, как устроила в клубе стрелковый тир, испоганив свежеотремонтированные стены, ни про нежелание клуба участвовать в проекте по летней трудовой занятости подростков. Она сосредоточилась исключительно на критике реформы, стартовавшей в ноябре прошлого года. Тогда шесть сельских Домов культуры, в том числе и мысовский «Восход», были реорганизованы в Клубы по месту жительства.
Заявительница в своём письме к депутатам указывала, что реформа удалила культурную политику из сёл, лишила ДК возможности участвовать в ряде программ и культурных проектов. Перевод в структуру Клубов по месту жительства привёл к сокращению сотрудников вдвое, к сокращению финансирования, к снятию доплат за выслугу лет. Она требовала разобраться с Игорем Быкаризом, который якобы действует в разрез с Указами президента страны, проводит такие реформы, которые нигде не проводятся.
Депутаты на заседании комиссии, услышав всё это, слегка впали в шок. Тема для них оказалась новой, поскольку отраслевую реформу с ними никто не обсуждал. Плюс они не совсем поняли, с кем имеют дело, и даже приняли жалобу за чистую монету! С ума сойти! Наивность 80 ‑го уровня! Даже у такого бывалого человека, как депутат Юрий Нежданов! Распоясавшийся Быкариз всех разогнал, задушил, оставил без средств к существованию! Так и хотелось спросить у руководителя аппарата Ирины Лузиной, а фильтры какие‑то на вход в Думу есть?! Или теперь любой скандалист или городской сумасшедший может написать Дмитрию Чеплыгину письмо и представительный орган будет на полном серьёзе его рассматривать, вытащив на ковёр профильного заместителя главы, начальника управления и руководителя учреждения?!
ПРИВНЕСТИ НА СЕЛО «ДВИЖУХУ»
Конечно, приглашённым было, что сказать. И по проводимой реформе, и по всему остальному.
Ильсия Мансурова, заместитель главы администрации КГО
— Что имели в округе? Сельские клубы с традиционными формами работы, с остатками любительских объединений, где собирается в основном старшее поколение. Ветеранских хоров, которые раньше были, не стало, семейных клубов, куда я их нацеливала все эти годы,— почти нет. Свое «культурное лицо», о котором мы говорим с 2019 года, сельские ДК так и не обрели. Нет желания принимать участия в
социально-культурном проектировании. Когда спрашиваешь, «где у вас подростки, где молодежь?», сами же работники говорят, что ребятам в сельских клубах просто нечем заняться. Из 54 любительских и клубных формирований в сельских КДУ только 8 были направлены на работу с подростками и молодежью. А в период пандемии стало удобно вообще не открывать клубы! Что называется, совсем спокойная жизнь пошла.И есть другой пример — клубы по месту жительства при Молодёжном ресурсном центре. Здесь все, от мала до велика. Делая ставку на подростков и молодежь, они не забывают о юных посетителях и старших поколениях. Сюда идут все жители микрорайона. Здесь ТОСы. Пишут проекты, пробуют разные формы работы, в период пандемии —
онлайн-конкурсы. Во время массовых гуляний организуютмастер-классы, ездят с командами на краевые мероприятия. То есть полноценная жизнь, «движуха», как говорит молодёжь. Хотя тоже пережили реорганизацию, когда их переводили из образования в культуру, а затем в молодежную политику.Считаю, что сельской культуре давно необходима перезагрузка. Это я говорю с уверенностью, опираясь на свой 25 ‑летний опыт работы именно с сельской культурой. В связи с тем, что сегодня сфера молодежной политики в нашем округе далеко шагнула вперед, она инициативная, работоспособная и в федеральном тренде на развитие волонтёрства и патриотики, было принято решение основной акцент сделать на развитие Клубов по месту жительства. Культура и молодежная политика не должны находиться в застое. Апробировать новое, постоянно быть в движении — вот что должно быть! И не важно, какая ведомственная принадлежность у учреждений и как они называются.
НИКТО ПО ДЕНЬГАМ НЕ ОБИДЕЛ
Понятно, что депутатам рассказали не только идеологическую подоплёку реформы. Начальник управления культуры Ирина Кирова и руководитель Молодёжного ресурсного центра Светлана Рукавишникова опровергли все претензии, перечисленные в жалобе. Культура из села никуда не ушла, закрыт только клуб в деревне
Плачь Ларисы Мелузовой о сокращении финансирования и зарплат тоже оказался фейком. Депутатам были представлены цифры из сводной бюджетной росписи, где указано, что при утверждении бюджета на 2022 год на выполнение муниципального задания и содержание муниципального имущества шести сельских ДК было заложено 18 231 932,04 рублей. После реформы и перевода сельских ДК в Клубы по месту жительства бюджетное финансирование было сохранено на точно таком же уровне, копейка в копейку. Сумма на содержание и заработную плату передана в том же объеме, что и была запланирована при формировании бюджета на 2022 год. Также депутатам было продемонстрировано «Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры и молодежной политики, подведомственных Управлению культуры, молодежной политики и туризма администрации Краснокамского городского округа». В нём есть пункт 4.6 «Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет». За стаж в культуре от 5 до 10 лет выплата составляет 10 процентов от должностного оклада, от 10 до 15 лет — 20 процентов, свыше 15 лет — 30 процентов.
Как видим, никто никого по деньгам не обидел, не обсчитал. Более того, сегодня сотрудники сельских КМЖ зарабатывают больше, чем сотрудники городских клубов. По 40 ‑45 тысяч рублей в месяц. Хотя нагрузка на селе меньше. И желания развивать разноформатную работу с детьми и молодёжью у селян нет. А, может, просто не умеют. Если ребёнок не готов регулярно посещать кружок рисования или танцев, то он сельскому клубу не нужен. Отсюда игнор всеми бывшими сельскими ДК проектов по трудовой занятости подростков в летний период. Это то, о чём настоятельно просит окружная комиссия по делам несовершеннолетних. Летние трудовые лагеря — хорошая тема, особенно для трудных подростков из не самых благополучных семей. Ребята за лето прирастают к клубу, привыкают проводить здесь досуг и впоследствии в нём остаются. Не пойдут за гаражи.
НЕ С КЕМ ПОГОВОРИТЬ?!
А потом слово дали Ларисе Мелузовой. Она была просто в ударе, пытаясь втиснуть в свой монолог всё, начиная от подробностей своей биографии и своих вокальных талантов, богатой истории ДК «Восход», и заканчивая пересказом своих разговоров с краевым министром культуры Аллой Платоновой, как они перемывали косточки главе Игорю Быкаризу. Она то вставала и потрясала перед депутатами пачками своих фотографий, то садилась, то опять вставала. Говорила громко, много, эмоционально и всё о том же — о пагубности реформы для сельской культуры. Цитировала президента Владимира Путина, федерального министра культуры Ольгу Любимову, ссылалась на губернатора Дмитрия Махонина.
Поскольку депутаты все политкорректные, то некому было покашлять. Председательствующий Юрий Нежданов, явно утомившийся от большого объёма инфомусора, отметил, что главная претензия заявительницы — по поводу снижения оплаты труда в сельских клубах — не подтвердилась. И поинтересовался, какие ещё конкретно претензии есть у ведущего менеджера КМЖ «Восход» к руководству администрации? Только конкретно!
— Нас не слышат! — был ответ, вызвавший улыбки присутствующих. Ведь Ларису Юрьевну сложно не услышать даже неслышащему. Да и сама претензия совершено неконкретная. Что значит, не слышат?! Не с кем поговорить?!
ЖИЗНЬ НЕВОЗМОЖНО ПОВЕРНУТЬ НАЗАД
— Вы же обращались в администрацию? Вам официально ответ был? — продолжал Нежданов.
— Не было! — ответила Мелузова.
Начался шум. Лариса Юрьевна поняла, что брякнула что‑то не то, и отмахнулась. Мол, да, ответы были, но они её не устроили. Хотя всяких ответов у ведущего менеджера и почти профессиональной жалобщицы скопилось уже достаточно. Ведь 17 марта она жаловалась в прокуратуру по вопросам несогласия с проводимой реорганизацией учреждений культуры и по поводу нарушений норм пожарной безопасности. 28 марта жаловалась в прокуратуру на нарушение трудовых прав. 25 мая инициировала жалобу жителей посёлка Ласьва в адрес начальника управления культуры. 30 мая — в окружную Думу на вредность проводимой реформы. 2 июня жаловалась губернатору по поводу отмены выплат за выслугу лет, на снижение премиального фонда и на Игоря Быкариза.
Цель нескончаемого потока жалоб понятна. Лариса Мелузова её и не скрывает. Вернуть всё назад, вывести клубы из Молодёжного ресурсного центра. Видимо, чтобы не ходить в подчинённых у Кировой и Рукавишниковой, не заниматься детьми и трудными подростками, установить обратно в свой «Восход» две электроплиты и духовой шкаф, забить клубный холодильник рыбными консервами и продолжать шабашить пирогами на свадьбах и поминках. Мы не сомневаемся, что ради этого она втянет в скандал и коллектив КМЖ «Восход», принуждая подчинённых подписывать её жалобы. Но жизнь невозможно повернуть назад. Ничего не вернётся. Ни холодильники, ни духовки, ни пироги. А те, кто используют Ларису Юрьевну в качестве торпеды против главы, конечно же, никогда ей об этом не скажут. Для них чем больше критических дней, тем лучше.
Вера Правдина