Начальник финансового управления администрации Краснокамского городского округа Марина Куличкова — о бюджете, муниципальном долге и крупных налогоплательщиках
Главной политической темой ноября станет рассмотрение бюджета Краснокамского городского округа на 2020 ‑2022 годы. Редакция «Вечернего Краснокамска» считает этот вопрос важным для города и его жителей. Поэтому, уважаемые читатели, мы призываем вас набраться терпения и вместе с нами изучить данную тему. Ведь чем лучше мы будем ориентироваться в бюджетных нюансах, доходах и расходах казны, правилах работы с деньгами, тем грамотнее станем задавать вопросы своим депутатам, давать им наказы. А чем серьёзнее мы будем с них требовать, тем лучше будет результат их работы и, соответственно, наша жизнь. Ведь хотя депутаты Думы Краснокамского городского округа нам ничего не рассказывают, но в администрации округа работа над проектом бюджета близится к завершению, уже на этой неделе проект поступит в Думу и будет изучаться народными избранниками. В середине ноября должны пройти публичные слушания, где свои предложения к бюджету смогут высказать рядовые граждане,
ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА НЕДОПУСТИМ
— Марина Леонидовна, вы уже много лет работаете на позиции начальника финансового управления. Какой это у вас бюджет по счёту и чем он отличается от остальных?
— В качестве начальника финуправления я работаю с 2007 года. Поэтому первый бюджет, который я составляла,— это бюджет на 2008 год. Бюджет на 2020 год будет у меня тринадцатым по счёту. Я не суеверная, поэтому цифра «13» меня не смущает. Все бюджеты, конечно, друг от друга отличаются. Параметрами и содержанием.
— Каковы основные параметры бюджета? Сходятся ли доходы с расходами? Есть ли дефицит и как с ним бороться?
— Сейчас мы как раз завершаем составление бюджета. Его проект представим депутатам городской Думы к 1 ноября. Есть одна особенность, о которой я должна сразу сказать. Когда образовался Краснокамский городской округ, у него, как у правопреемника муниципального района и четырёх поселений, появился муниципальный долг в размере 92,2 миллионов рублей. Долг в сумме 26,5 миллионов рублей перешёл «в наследство» от Краснокамского муниципального района, долг в сумме 65,7 миллионов — от Краснокамского городского поселения.
В связи с наличием муниципального долга мы вынуждены формировать бюджет с профицитом, с превышением доходной части надо расходной. Дефицит в нашем случае недопустим. Вся сумма профицита идёт на погашение муниципального долга. Поэтому параметры бюджета на 2020 финансовый год выглядят так: доходы прогнозируются в сумме 2 миллиарда 90 миллионов рублей, расходы — 2 миллиарда 84 миллиона рублей. Профицит — 6 миллионов 200 тысяч рублей.
ДОЛГИ В НАСЛЕДСТВО
— Ситуация с муниципальным долгом. Перед какими банками этот долг и как его собираетесь гасить?
— Начну с истории. Эти кредиты изначально были взяты районом и поселением в коммерческих банках, по ставке от 10 до 15 процентов годовых. И когда мы переходили в городской округ, то с этими кредитами к нам перешли и обязательства по их обслуживанию. Расходы только на обслуживание долга составили бы около 5 миллионов рублей в год. Поэтому мы заключили соглашение с краевым минфином, заменив эти кредиты в коммерческих банках на бюджетные кредиты из краевой казны. То есть мы закрыли кредиты средствами краевого бюджета. И теперь у нас этот долг перед краевой казной, но под ставку 0,1 процентов годовых. Это около 100 тысяч рублей в год на обслуживание. Вроде бы мелочь, но, минимизировав расходы на обслуживание муниципального долга, мы взяли на себя обязательства погасить весь долг за три года и не привлекать никаких кредитов под свои проекты.
Обязательства разложены на три года, основная нагрузка на наш бюджет ляжет в 2022 году. Но уже сейчас администрацией округа предпринимаются шаги по увеличению срока возврата кредита, в том числе и по платежам текущего года.
— Теперь про доходную часть бюджета. Как у нас работает бизнес? Хорошо ли наполняет казну налогами? Какие предприятия города можно было бы назвать бюджетообразующими, исходя из их вклада в бюджет городского округа?
— Повторюсь, что доходная часть на 2020 финансовый год у нас спрогнозирована в сумме 2 миллиарда 90 миллионов рублей. Из них 552 миллиона рублей — это налоговые и неналоговые доходы, а остальная сумма — 1 миллиард 538 миллионов — это безвозмездные поступления из краевого бюджета. Если рассматривать структуру налоговых и неналоговых доходов, то перечислю основные источники.
Про бюджетоообразующие предприятия сейчас говорить не приходится. Нет такого предприятия, на который бы приходилась основная доля налоговых поступлений в бюджет. К примеру, если оценивать вклад бизнеса в городской бюджет исходя из уровня поступлений по налогу на доходы физических лиц, то ориентировочно 10 процентов от объёма поступлений — это предприятие Гознак, 5 процентов — Пермтрансжелезобетон, 4 процента — Пермская компания нефтяного машиностроения Урала, по 3 процента поступает от Уральского завода противогололёдных материалов и ЦБК Кама.
КТО ГЛАВНЫЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК?
— Мы теперь понимаем, что львиная доля доходной части бюджета городского округа — более полутора миллиардов рублей — это средства вышестоящих бюджетов. А в части собственных налоговых и неналоговых доходов городского округа лидеров по платежам нет?
— Исходя из тех налогов, которые поступают в городской бюджет, основными плательщиками являются граждане. К примеру, подоходный налог уплачивается предприятиями с заработной платы работающих. Да, предприятия сами устанавливают зарплату членам трудовых коллективов, но как налоговые агенты они удерживают этот налог из зарплаты и перечисляют в бюджет. То есть это всё равно налог, удержанный с граждан. Теперь посмотрим имущественные налоги. 80 процентов от объёма поступающего транспортного налога — это перечисления от физических лиц, 32 процента от земельного налога — тоже от физических лиц, 100 процентов от налога на имущество — опять же с физических лиц. Поэтому с некоторыми оговорками можно сказать, что собственные доходы бюджета Краснокамского городского округа формируются за счёт налогов от работающих граждан, и граждан, владеющих движимым имуществом и землёй в округе.
— Расходная часть бюджета всегда вызывает интерес у населения. Людям важно знать, как тратятся средства казны? На какие объекты или услуги?
— Большая часть бюджета, наверное, около 80 процентов, приходится на текущее содержание общественной инфраструктуры, муниципальных учреждений и так далее. И только 20 процентов — это бюджетные инвестиции, проведение капитальных ремонтов. Если мы хотим, чтобы наш городской округ развивался, то это соотношение надо менять. Большая часть должна стать бюджетом развития. Однако большая часть статей на текущее содержание относится к защищённым статьям бюджета, их нельзя сокращать, а доходная часть растёт не такими высокими темпами, как бы нам хотелось. Поэтому не получается нарастить бюджет развития.
Если же говорить в отраслевом разрезе, то большая часть средств идёт на социальную сферу. Поэтому бюджет у нас был, есть и будет социально ориентированным. Дальше по значимости и объёму идут расходы на
ПРЕФЕРЕНЦИЙ У РАЙОНОВ НЕ СТАЛО
— С точки зрения бюджета реформирование в округ было плюсом или минусом?
— Однозначно плюсом. Хотя я помню те сомнения, которые были на входе. Например, разные нормативы отчисления по подоходному налогу. В консолидированный бюджет муниципального района поступало 37 процентов, в бюджет городского округа — 32 процента. Пять процентов для нашей территории — это потеря сорока миллионов рублей, которые нам краевые власти в этой части не компенсировали. Но цепляться за это не стоило, потому что нам помогли в другом. Нам выделили значительно больше целевых субсидий — ориентировочно на 318 миллионов рублей больше, нежели в прошлые годы. К тому же в этом году с районов уже сняли те пять процентов подоходного налога, чем уравняли норматив отчислений муниципального района и городского округа. Преференций у районов не стало.
Теперь что касается концентрации ресурсов и единого центра ответственности. Приведу небольшой пример. По 131 ‑му федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», за районом было закреплено полномочие по выравниванию бюджетной обеспеченности входивших в его состав поселений. Причём, правила этого выравнивания определялись не нами, а краевым законодательством. При выравнивании учитывались такие показатели, как масштабность поселения, его протяжённость, плотность населения, количество населённых пунктов, транспортная доступность и так далее. И вот так получалось, что из четырех поселений, которые входили в состав Краснокамского района, у нас по базовым параметрам — большей протяжённости дорог, меньше плотности населения, отдалённости от райцентра и удалённости населённых пунктов от центра поселения — больше всех в выравнивании нуждалось Стряпунинское сельское поселение. И почти вся дотация уходила туда, хотя проблем в Краснокамском городском поселении — с переселением из ветхого и аварийного жилья, с обеспечением водой — больше, они масштабнее и требуют серьёзных вложений. Поэтому в связи с тем, что мы стали округом, теперь таких перекосов не будет. Ресурсы сконцентрированы в одном месте, их распределение проще планировать с точки зрения реального положения дел, рациональности и справедливости.
Единый центр ответственности — это тоже хорошо. Теперь понятно, кто и за что отвечает. В границах Краснокамского городского округа теперь один глава и один представительный орган, а не по пять штук тех и других, как это было во времена
СЧИТАТЬ, ПОНИМАТЬ И ПЛАНИРОВАТЬ
— Иногда бюджет называют равномерным распределением разочарований. Потому что денег всё равно на всё не хватает. Вы согласны с этим высказыванием?
— Нет, не согласна. Если бы вообще налоги не собирались и дотации не выделялись, то тогда, может быть, и пришло бы разочарование. Но сегодня перед нами стоят новые задачи. Соответственно, их надо решать. Я полагаю, что руководители муниципальных учреждений должны исходить из этого. Получили цифры бюджета, посмотрели, заложили именно те решения, которые они могут реализовать исходя из тех средств, которые им довели. Ну и, соответственно, должны работать на достижение обозначенных результатов. Других вариантов я не вижу.
— Политики любят сравнивать бюджет страны, региона, города с семейным бюджетом. Мол, принципы всё те же самые. А вы как считаете? Вы планируете свой семейный бюджет? Пользуетесь ли кредитными механизмами? Или живёте строго на то, что в кошельке или на банковской карте?
— В семейном бюджете, в отличие от бюджета округа, я могу себе позволить некоторые вольности. Но слабинка может быть только в малом. Всё равно крупные статьи мы должны считать, понимать и планировать — оплата коммунальных услуг, продукты питания и так далее. Не вижу ничего плохого в кредитовании, поскольку очень немногие могут себе позволить крупные приобретения — квартиру, автомобиль — на личные сбережения. Но для привлечения кредита надо всё равно всё считать: оплату процентов, страховки, тела кредита. Главное — найти оптимальный вариант.
— У вас есть совет для краснокамцев, как правильно тратить деньги?
— Деньги надо тратить с умом!
Подготовила Ольга Девятовских