Политик Ольга Колоколова — об изменении основного закона
Предполагалось, что пандемия коронавируса скорректирует политические планы федерального правительства. Ведь когда все учебные заведения закрыты на карантин и неизвестно, когда откроются, когда все учреждения культуры и большинство спортивных объектов на замках, когда масса предприятий и учреждений переведена на удалёнку, когда никто не знает, сколько россиян заразятся неизвестной болезнью завтра и сколько наших пожилых
ЗАКОН НЕ МОГ БЫТЬ ПРИНЯТ
Главой государства Владимиром Путиным ещё в январе был подготовлен пакет поправок в основной закон, оформлен в виде «единой поправки» и ушёл в Госдуму в статусе федерального закона. Партия «Яблоко», в которой я работаю, ещё на том этапе выступала категорически против как самих изменений, так и способа их ратификации. И наши политические оппоненты сразу нас обвинили в том, что мы специально обостряем ситуацию, чтобы на ней попиариться, что с поправками всё хорошо и нечего мутить воду. Специально для таких и сомневающихся перечислю основные аргументы, по которым упомянутый законопроект является необоснованным, не мог быть принят в Госдуме, не мог быть поддержан в Законодательном Собрании Пермского края:
1. Внесенные поправки не соответствуют положениям первой и второй глав Конституции. Речь, в частности, идет об отмене приоритета международного права над национальным и о создании нового органа власти — Госсовета, который сейчас не указан в основном законе.
2. Представленные в парламент 40 поправок не могли быть приняты одним законом, поскольку содержат как минимум семь не связанных друг с другом групп, которые должны быть внесены семью отдельными законопроектами.
3. В предлагаемом наименовании законопроекта не отражено содержание поправок, касающихся социальных прав граждан и решений межгосударственных органов.
4. Отсутствуют аргументы, что существующие положения Конституции не решают необходимые задачи и требуют именно таких изменений и дополнений. Например, никак не объясняется сокращение числа судей Конституционного суда с 19 до 11 человек. Не объясняется, почему Совет Федерации получит право прекращать полномочия судей Верховного суда, а также кассационных и апелляционных судов. На каком основании независимое ранее местное самоуправление должно стать частью «публичной власти», понятие которой отсутствует в действующей Конституции?
5. Нарушена процедура принятия поправок. Закон 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции» не предусматривает возможности проведения общероссийского голосования. Законодательством не установлены ни критерии, ни сроки и порядок его проведения, ни порядок подсчета и установления результатов.
К заявлению было приложено правовое заключение, которое подготовил центр законодательных инициатив партии. С ним можно ознакомиться на официальном сайте «Яблока»: www.yabloko.ru.
ПРОЦЕДУРА ВЫЗЫВАЕТ ВОПРОСЫ
У меня многие спрашивают, почему наша партия так упирается и настойчиво выступает против. Поясню. Считаю Конституцию «священной коровой», к которой нужно относиться с соответствующим уважением. И особенно в части неукоснительного соблюдения процедур. Если отталкиваться от действующего законодательства, то поправки в 3 ‑8 главы Конституции вносятся посредством федерального закона и не требуют референдума или
Что касается
Председатель нашей партии Николай Рыбаков в своё время направил президенту страны и руководителям обеих палат российского парламента заявление. В нем говорилось, что внесенные главой государства и принятые в первом чтении Госдумой поправки в основной закон противоречат как самим нормам Конституции, так и Федеральному закону «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Партия «Яблоко» призывала президента отозвать закон «О поправках к Конституции», а депутатов Госдумы и членов Совета Федерации — отклонить его. Однако если административная машина по протаскиванию нужных решений в нашей стране запущена, то её не остановить.
РАДИ БАЛАНСА ВЛАСТЕЙ
Многие юристы, эксперты и политики знали о процедурной проблеме и до сих пор не понимают, почему нельзя было провести работу по президентским поправкам в легитимном русле, с соблюдением всех формальностей. То, что сегодня делают с Конституцией, уже разделило людей, ориентированных на демократические ценности, на два лагеря. Одни теперь относятся к власти с брезгливостью, считают президента Владимира Путина непорядочным человеком, мечтающим пожизненно править страной, и полностью ушли во внутреннюю эмиграцию, не верят ни во что. Другие считают, что надо бороться за свободы и не дать зарезать на глазах у всех «священную корову». Наша партия изначально относилась к тем, кто активен и хочет отстоять базовые ценности, заложенные в Конституции, а в идеале — улучшить её, приблизить к европейскому варианту.
У нас было сформировано сразу несколько пакетов поправок для разных адресатов. К примеру, по президенту страны мы предлагаем ограничение срока полномочий до четырёх лет и только два срока, без всяких уловок про «подряд» или «не подряд». Также — ограничение полномочий главы государства исчерпывающим перечнем. По Федеральному собранию: привязать формирование правительства не к президентским, а к парламентским выборам. Запретить одному и тому же человеку заседать в Госдуме и Совете Федерации более 12 лет. По судебной системе: назначать судей Верховного суда и судей других федеральных судов решением Совета Федерации по представлению Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Избрание председателей и заместителей председателей всех судов — самими судьями на один срок без права переизбрания, установить избрание мировых судей гражданами.
Наши предложения в Конституцию России были направлены на восстановление баланса всех трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Мы хотели, чтобы нашу партию услышали. Потому что крен в сторону суперпрезидентской власти «Яблоко» считает опасным для страны. На грабли диктатуры наша страна наступала не раз. Ничем хорошим для России это не заканчивалось.
ВИРУС ВОЗВРАЩАЕТ НА ЗЕМЛЮ
К сожалению, предложения партии «Яблоко» были в большинстве своём проигнорированы. В итоговую редакцию попал только один момент — из Конституции убрали спекулятивную норму про нахождение президента «не более двух сроков подряд». Теперь там просто не более двух сроков, что в целом не улучшает ситуацию
Впереди нас ждало «всенародное голосование», которое запланировано на 22 апреля 2020 года. И федеральные власти уже начали раскачивать стандартную пропагандистскую лодку, подключив к этому действу федеральные телеканалы. Часть лучших людей страны — герои Советского Союза, артисты, музыканты, спортсмены — успели сказать по паре хороших слов в поддержку голосования и обновлённой Конституции. Но тут грянул коронавирус, который возвращает с небес на землю, заставляет
Согласитесь, что сейчас совсем не то время, чтобы заниматься организацией голосования по изменениям в Конституцию. Особенно в свете того, что у людей теперь другие страхи и другие проблемы. Сейчас даже не демократия в опасности. Сейчас жизнь каждого из нас в опасности.
«ПОДАРОК» С УРНОЙ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ
Более месяца по стране шли митинги, пикеты и акции против «поправок Путина». Я тоже была на таком мероприятии. И ловила себя на мысли, что для простых людей это сегодня это не самая главная тема. Карантин, изоляция, желание сохранить своё здоровье и здоровье своих близких — вот сегодня главное. Очень надеюсь, что
В общем, дорого и ни к чему! О возможности переноса голосования говорил и сам Владимир Путин. Но местные избиркомы прогнулись ещё сильнее, чем Конституционный суд. Они набирают волонтёров для надомного голосования. В Пермском крае их набрано уже 1800 человек. То есть, если вы, уважаемые краснокамцы, боитесь коронавируса, который можете подхватить на избирательном участке, то вам его запросто «принесут» вместе с урной для голосования на дом. Ради чего, если само голосование не предусмотрено ни Конституцией, ни законом об ее изменении? Все палаты Федерального Собрания их отголосовали. И совершенно непонятно, для чего подвергать опасности всех граждан страны, а особенно старшее поколение, которое всегда было самым дисциплинированным избирателем. Особенно с учётом того, что пик пандемии в нашей стране прогнозируется как раз через месяц.
Ольга КОЛОКОЛОВА,
председатель Пермского регионального отделения партии «Яблоко»,
член федерального Бюро партии