Руководитель территориального управления Минсоцразвития Анастасия Кондакова — о своей профессии, работе управления и рисках в эпоху коронавируса
Восьмого июня страна отметила День социального работника. Служба в учреждениях социальной защиты всегда была тяжёлой, ответственной и зачастую подверженной необоснованной критике. В ещё не столь давние советские времена считалось, что ни инвалидов, ни беспризорников, ни просто нуждающихся в заботе людей у страны нет. Про соцзащиту не снимали фильмов и не писали в газетах. Было принято показывать обществу только здоровых, счастливых и успешных строителей нового мира. И работники соцзащиты ежедневно сдавали экзамен на человечность, ухаживая за теми, кто существовал только в статистике с грифом «для служебного пользования». Однако времена менялись, наше общество тяжело избавлялось от имперской бравады, училось ценить каждого человека, каждую жизнь и каждую профессию. Социальные работники в Российской Федерации стали последней профессией, которая шагнула в XXI век без своего профессионального праздника. 27 октября 2000 года был подписан Указ Президента Владимира Путина «О Дне социального работника», который предписывал установить его и отмечать ежегодно 8 июня. Эта дата тоже взята не с потолка, а отсылает нас ко временам Петра Первого. 8 июня 1701 года он издал царский Указ «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых». Согласно этому документу, «для десяти человек больных — в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил». С тех пор многое изменилось, социальная защита выросла до уровня настоящей службы. Чем занимаются работники социальной отрасли? Что их вдохновляет на эту работу? Как они справляются со своими обязанностями в период ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции? На эти и другие вопросы отвечает Анастасия Кондакова, начальник Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому городским округам.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ — ЗАЛОГ РЕПУТАЦИИ
— Анастасия Витальевна, среднестатистический краснокамец вряд ли представляет масштабность и востребованность вашей профессии. Сколько человек работает в органах социальной защиты населения Краснокамского городского округа?
— Я сразу оговорюсь, что мы работаем не только на Краснокамск. Наше территориальное управление выросло из Комитета социальной защиты населения, который существовал с 1992 года и реализовывал государственную политику в социальной сфере на территории муниципального образования. Управление было создано 1 января 2006 года. В феврале 2009 года мы пережили реорганизацию в форме слияния двух подразделений, в результате чего появилось Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам. Наше управление базируется в Краснокамске, на Мира, 8. В связи с реорганизацией районов в городские округа, произошла смена названия и у нашего управления.
Если говорить о численности, то на сегодняшний день в Территориальном управлении работает 21 сотрудник. Все имеют профильное высшее образование. 19 — являются государственными гражданскими служащими. Шесть человек работают в социальной сфере более 10 лет, четверо — более 5 лет. Нетрудно заметить, что почти половина кадрового состава нашего управления — стажисты. Начинающим специалистам есть у кого учиться, перенимать опыт. При этом наше управление на хорошем счету. Отдел опеки и попечительства территориального управления ежегодно участвует в конкурсах профессионального мастерства, организуемых министерством. В 2016 году наше подразделение было признано лауреатом в номинации «Деятельность органов опеки и попечительства», в 2017 году — в номинации «Лучшие практики социального сопровождения семей с детьми». 17 сотрудников территориального управления в разное время получали награждения различных уровней: от местного самоуправления до Правительства Пермского края и федеральных награждений.
— Ещё с советских времен бытует стереотип, что органы соцзащиты призваны помогать преимущественно инвалидам и сиротам. Это так?
— Да, инвалидам и сиротам, и не только. Говоря официальным языком, мы работаем с гражданами, имеющими инвалидность, проводим работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Территориальное управление имеет статус органа опеки и попечительства над несовершеннолетними и недееспособными гражданами. Кроме того, мы организуем социальное сопровождение малоимущих граждан, взаимодействие со службой занятости по вопросам трудоустройства и переобучения взрослых членов малоимущих семей, вовлечение их в адресные программы самообеспечения и занятости. Ежегодно управление является организатором акции «Собери ребенка в школу» на территории Краснокамска и Нытвы для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Конечно, наши сотрудники работают не в чистом поле и не в одиночку. Партнёрами нашего управления, нашими постоянными помощниками является ряд некоммерческих организаций, ТОСов, ветеранских и общественных организаций. Без них, без помощи волонтёров нам было бы трудно таким небольшим количеством сотрудников своевременно выявлять нуждающихся в помощи граждан сразу в двух крупных муниципалитетах. Не случайно сейчас в обиход вошли слова «социальный паспорт округа»: в нем отражается вся ситуация, которая позволяет решать социальные проблемы, зачастую превентивно.
ФРОНТОВИКОВ ОСТАЛОСЬ МАЛО
— Ветераны — это ваша категория населения. Как помогаете? Как с ними работаете?
— Мы работаем со всем спектром пожилых людей, нуждающихся в заботе, уходе и помощи. Одна из основных задач управления — обеспечение ветеранов равными с другими гражданами возможностями в реализации гражданских, экономических, политических и других прав, гарантирующих им достойную жизнь и активную деятельность. Именно на достижение этих целей направлена работа форума «Старшее поколение — активное долголетие», проведение которого стало доброй традицией Краснокамска. В форуме принимают участие общественные организации ветеранов и инвалидов, НКО, представители других муниципальных образований.
Важная тема — оздоровление. Граждане старшего возраста получают социально‑медицинские,
Очень востребовано надомное обслуживание. Оно так необходимо тем, кто как раз чаще всего попадает в зону общественного внимания: граждане пожилого возраста и инвалиды. Социальные работники «выходят» сегодня к 175 получателям услуги, 52 из них — маломобильные.
— Нынче страна отмечала
75-летие победы в Великой Отечественной войне. Что было сделано нашими социальными службами для фронтовиков?
— К сожалению, люди не вечны. И фронтовиков осталось мало. Поэтому управление занимается организацией, в том числе, и патриотических мероприятий. К примеру, участвуем в автопробеге «Подвигу жить в веках», посвященному памяти
Теперь что касается непосредственно людей. Мы завершаем большой проект, который реализовывался в рамках подготовки к
Мы продолжаем социальное обслуживание ветеранов на дому. В настоящее время из числа ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий его получают: 23 труженика тыла, один блокадник, три вдовы, три участника войны.
ВОВЛЕКАЯ ВОЛОНТЕРОВ И ОБЩЕСТВЕННИКОВ
— Изменилась ли
как-то ваша работа в период пандемии и различных ограничений на контакты с людьми?
— Конечно, период пандемии и самоизоляции внес коррективы не только в жизнь граждан, но и в работу социальных служб — специалистов территориального управления, социальных участковых. Социальные службы не переставали работать ни на день. Но пришлось срочно переформатировать работу в дистанционный режим. Внимание в первую очередь было направлено на людей старшего поколения категории 65 и старше, так как они потенциально находятся в группе риска.
В период пандемии социальными службами организована доставка на дом гражданам лекарственных препаратов по льготным рецептам, чтобы исключить контакты и минимизировать риск распространения вируса. Они доставлены 1641 получателю. Был организован
— А
какие-то уникальные ситуации были?
— Всё было уникально, потому что режим самоизоляции вводился впервые, многие очень тяжело привыкали жить в новых условиях. И нашему коллективу, усиленному волонтёрами и общественниками, нужно было это учитывать. При посещении пожилых и людей, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию, приходилось решать множество новых задач и реагировать на массу неожиданных вопросов и просьб. К примеру, как подключить антенну к телевизору, где можно пообедать, в какой мастерской отремонтировать обувь, как попасть на приём к врачу, насколько часто можно выезжать на дачу, как организовать посещение родственников, какие выплаты положены семьям с детьми, какое ведомство за какую выплаты отвечает, где приобрести маски и перчатки и многое другое.
Понятно, что социальными службами непрерывно ведётся работа по выявлению граждан, нуждающихся в постоянной поддержке и помощи. Но в режиме повышенной готовности и ограничений социальные участковые
БРЕМЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
— В самом начале режима самоизоляции людям было запрещено посещать своих престарелых родственников, которые нуждались в уходе. Потом было сделано послабление — стало можно посещать, но только по разрешениям. Как ваша служба справилась с этой ситуацией?
— Телефон и электронная почта буквально разрывались от звонков и писем. Отрабатывались все случаи обращения: выяснялась степень необходимости посещения, периодичность посещений, возрастная категория. Необходимо учесть еще один нюанс — все документы переводились в цифровой формат, разрешения на посещения сканировались и отправлялись гражданам в электронном виде через различные мессенджеры и адреса электронной почты. Специалисты выходили работать в выходные, чтобы успеть в короткое время обработать запросы. Выдано более 650 разрешений. Это была серьёзная нагрузка, но мы с ней справились.
— В период пандемии сотрудникам ряда служб, в том числе и социальной защиты, положены доплаты за особые условия. Однако деньги пока дошли не до всех. С вашим коллективом полностью рассчитались?
— Начну с того, что работать в условиях режима самоизоляции сложно, решение приходится принимать быстро и порой с неформальным подходом. Все наши специалисты обеспечены средствами индивидуальной защиты. Любой контакт с людьми они осуществляют обязательно в масках, перчатках и регулярно пользуются антисептиками. Постоянно проводятся инструктажи специалистов о собственной безопасности и безопасности граждан. Сотрудники управления понимают ответственность за жизни тех, за кем они наблюдают и ухаживают. Это группа категории «65 +», то есть, группа повышенного риска по заражению коронавирусом. Понимание этого здорово дисциплинирует.
Специалистам социальных служб на период работы в условиях пандемии действительно установлены выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку. В остальном мы работаем в штатном режиме. Профессиональный праздник отметить не получилось. У нас в период коронавирусных ограничений каждый день аврал.
Особенно приятно, что в этот день мы получили поздравления от тех, с кем нам приходится работать: от наших подопечных, коллег, сотрудников других ведомств и, конечно, от руководителей Министерства социального развития края и главы региона.
Анастасия Кондакова: «День социального работника — это профессиональный праздник тех, кто посвятил себя самоотверженному и такому ответственному труду — помощи другим людям.
Жизнь бросает нам все новые и новые вызовы, но во всех условиях ваши знания, опыт и широта сердца всегда на службе у тех, кто больше всего в них нуждается. Сегодня работник социальных служб должен обладать самыми разными знаниями: от правовой до медицинской сфер. И всем этим, уважаемые коллеги, вы владеете в совершенстве.
От всей души поздравляю вас с профессиональным праздником, счастья и благополучия вам и вашим близким!»
Интервью записала Ольга Девятовских