Многоквартирному дому по Мира, 9 срочно требуется реставрация или капремонт
Унылая дождливая погода и информационный вакуум, связанный с отсутствием публичной политики и общественно значимых мероприятий, вытаскивают на божий свет старые больные темы. По краснокамским страничкам социальных сетей уже вторую неделю гуляет «крик души» Людмилы Кругер, проживающей в многоквартирном доме по Мира, 9. Людмила Александровна сетует, что этот памятник архитектуры уже давно нуждается в серьёзном и основательном ремонте. Мы солидарны с жильцами и тоже мечтаем, чтобы уникальный дом известного советского архитектора Петра Мурашко, с которого в 1938 году в Краснокамске началась история многоквартирного домостроения с современной по тем временам архитектурой и со всеми удобствами не во дворе, был сохранён. Ведь исторический центр в нашем городе только один и он как раз на улице Мира, а памятников архитектуры всего два: 205-квартирный дом и заводоуправление бумкомбината. И сохранить это наследие — святое дело. Почему же 205-квартирный дом по Мира, 9 никто не реставрирует? Как так получилось, что собственники квартир не могут воспользоваться деньгами, собранными на капремонт дома? Кто мешал или помогал в решении данных проблем жильцов? Об этом — в расследовании «ВК».
КРИК ДУШИ
Наше небольшое расследование начнём с того самого письма, которое сегодня размещено в социальных сетях и активно обсуждается как самими жителями Мира,9, так и горожанами, обеспокоенными сохранением исторического наследия Краснокамска, памяти о его первостроителях.
Людмила Кругер, житель Мира, 9
— Лучший символ нашего города — это 205-квартирный дом. Строился он не особо качественно, но на то есть объективные причины. Дом полвека не знал ремонта, в итоге превратился в «страшилище», хоть и имеющее историческое значение, но мало пригодное для жизни. Дом со временем сильно разрушается, на восстановление требуются средства. Жители этого дома, как и все, платят не один год за капремонт. Накоплена немалая сумма для ремонтных работ. Но вот незадача — краевые власти не торопятся проводить ремонт дома, так как он является памятником архитектуры, но пока этот дом — символ архитектурного развала. Особенно беспокоит тот факт, что в доме старая проводка, давно требующая замены. В некоторых подъездах, правда, заменили, но хочется, чтоб ускорили и в остальных. А то как-то неуютно жить в доме, где в любой момент проводка может замкнуть, и жди беды.
Управляющая компания «УралКомп» ничего не делает, ждёт разрешения. Краевая и местная власть должны, наконец, сесть за стол переговоров и решить вопрос ремонта нашего дома. Ещё лично меня волнует отсутствие ливневых труб, наружные стены постоянно мокрые. Во многих подъездах плохого качества лестницы. Что, цемент исчез, чтобы нормально лестницы сделать? Если всё упирается в то, что это памятник архитектуры, тогда пусть соответствующие органы и занимаются, наконец, ремонтом. А мы хотим жить не в разрушающемся памятнике, а в комфортных условиях. Обращение к чиновникам. В этом доме живёт больше половины пенсионеров, и они хотят дожить до хороших перемен.
ЧЕЧЁТКИН БИЛ ЧЕЛОМ
Людмила Крюгер в своём «крике души» немного лукавит. Дом построен очень даже неплохо, потому что стоит без капитального ремонта уже 83 года. Всё остальное — правда, но во многом это вина как собственников квартир в данном доме, так и неразвитости рынка управления жильём. Ведь в советское время 205-квартирный дом латали от случая к случаю, поскольку ЖКО КЦБК было не самым выдающимся и не славилось качеством своей работы. А уж в постсоветские времена недобросовестные управляющие компании, умеющие только вешать лапшу на уши собственникам, просто собирали плату с жильцов и ничего не отдавали взамен. Это касалось и УК «Круг», которая управляла одной частью дома, и УК «Территория комфорта» небезызвестной коммунальной прохиндейки Любови Котельниковой, которая управляла другой.
Вероятно, дом по Мира, 9 уже бы давно развалился, если бы не череда случайных событий. Так, в конце 2012 года управляющая компания Любови Котельниковой зачем-то заменила обычные трубы отопления на гофрированные и не смогла запустить систему. Тогдашний мэр города Юрий Чечёткин, понимая, что в случае разморозки дома и заморозки жителей его поджидает местечко в тюрьме, прибежал в «Уралкомп» и бил челом перед семьёй Колоколовых. Буквально уговаривал взять жилфонд в управление и спасти жителей от холода в канун новогодних праздников. Давил на патриотизм. Слесаря УК «Уралкомп» за двое суток героических трудов восстановили систему отопления.
Чуть позже на горизонте замаячила краевая Инспекция государственного жилищного надзора, которую напрягла ситуация, когда одна часть дома (Мира,9 / 1) управляется УК «Круг», а другая (Мира,9 / 2) — УК «Уралкомп». ИГЖН направила в администрацию Краснокамского городского поселения письмо с требованием избрать одну управляющую организацию на обе половины здания 205-квартирного дома. Ведь в соответствии с частью 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. После чего обе части здания были исключены из лицензий «Круга» и «Уралкомпа». А следом общее собрание жителей выбрало из четырёх управляющих компаний одну — УК «Уралкомп».
ТРИ ЦЕНЫ ЗА РЕСТАВРАЦИЮ
Когда в 2017 году УК «Уралкомп» получила под управление весь дом, то сразу встал вопрос о необходимости проведения капитального ремонта. Однако при подготовке документации выяснилось, что дом по Мира,9 является памятником архитектуры. И пока он числится в памятниках, никакой капремонт там невозможен. Только реставрация по согласованию с краевым Центром охраны памятников, определение перечня видов работ специализированной организацией миллиона за два, не меньше, заказом проекта за бешеные деньги, наймом лицензированной подрядной организации, где ценник за стандартные ремонтно-строительные работы раза в три выше, чем в среднем по рынку. При этом дом-памятник будет приводиться в первозданный вид с демонтажем балконных остеклений, ненормативных навесов, пристроев и прочих несогласованных преобразований и квартирных перепланировок. Без всяких компенсаций жильцам, разумеется.
Поскольку в «Уралкомпе» работают опытные люди, то там сразу поняли, что, во-первых, реставрацию жильцы не потянут, потому что она очень дорогая. Во-вторых, бюджет денег на реставрацию не даст, потому что там не до памятников. В-третьих, попытка вернуть исторический облик дому закончится войной между жильцами и строителями, потому что никто не даст демонтировать своё остекление на балконе, не даст ликвидировать сделанные перепланировки в квартирах и так далее. Поэтому управляющей компанией совместно с администрацией Краснокамского городского поселения был найден способ снятия с дома статуса памятника архитектуры. Жители на общем собрании голосуют за то, чтобы обратиться в судебные органы с просьбой снять с дома статус памятника, потому что в реальности он таковым не является. Следом управляющая компания отправляет своего юриста в суд, где при поддержке администрации городского поселения добивается снятия статуса.
Дальше 205-квартирный дом заходит в капитальный ремонт. И уже в 2018 ‑2019 годах жители получают новую крышу, укрепленные фундаменты, полную замену электрики, ремонт лестничных маршей, свежеоштукатуренный фасад и прочие «плюшки».
ЧУЖИЕ ТАРАКАНЫ ПОБЕДИЛИ
Городские власти, депутатский корпус, руководство «Уралкомпа» и неравнодушные жители несколько раз собирались вместе. Вроде, всё проговорили, но опять вмешалась политика, которая напомнила известную басню про лебедя, рака и щуку. По квартирам пошли «волонтёры», убеждающие в необходимости сохранения для дома статуса памятника архитектуры.
Одну группу из групп представлял депутат тогда ещё районного Земского Собрания Юрий Науменко, который топил за сохранение статуса памятника без объяснения причин. Возможно, делал это по просьбе своего политического патрона Игоря Малых, который тогда воевал с Ольгой Колоколовой за влияние в Думе городского поселения, и ему в ситуации с 205-квартирным домом было чем хуже, тем лучше. Простым людям запустили в голову тараканов, что если у дома сохранится статус памятника архитектуры, то за капремонт можно не платить, потому что такой дом нельзя ремонтировать, только реставрировать. А реставрацию памятников обязано оплачивать государство.
И когда «Уралкомп» начал проведение заочного голосования, то жильцы разделились на два лагеря. Одна половина придерживалась прагматичной позиции и соглашалась, что надо выходить в суд, снимать статус и проводить капитальный ремонт в рамках существующей программы. Благо, часть жильцов регулярно вносила платежи. А другая половина была за сохранение статуса, мечтая о том, как государство придёт и отремонтирует принадлежащий им жилфонд бесплатно. В такой ситуации сторонники снятия с дома статуса памятника архитектуры не получили большинства. Чужие тараканы победили и вариант с капремонтом опять встал на длительную паузу.
РУИНЫ КАПРЕМОНТУ НЕ ПОДЛЕЖАТ
Прошло ещё три года. Дом продолжает ветшать. Жительница Людмила Кругер размазывает по социальным сетям свой «крик души», в котором уповает на то, что кто-то должен отремонтировать дом. Так и хочется сказать Людмиле Александровне: спасение утопающих — дело рук сами утопающих. Знаменитый советский архитектор и художник Пётр Мурашко, по проекту которого построен этот дом, умер больше семидесяти лет назад, ещё в войну, и борьбу за сохранение его творческого наследия вести некому. Падение экономики, связанное с коронавирусными ограничениями, породило на сегодняшний момент снижение доходной части краевого бюджета и дыру в размере 30 миллиардов рублей. Это пятая часть доходов казны. В таких условиях надеяться на помощь государства в реставрации жилого дома просто наивно.
Но безвыходных ситуаций не бывает. Варианты спасения дома у жильцов есть. Во-первых, можно вновь попробовать избавиться от статуса памятника архитектуры. Если появляется инициативная группа, то к её сопровождению по инстанциям подключается юридическая служба ГК «Уралкомп». Глава округа Игорь Быкариз, безусловно, поддержит это начинание, потому что понимает проблему. Если вопрос со снятием статуса будет решён положительно, то тут же провести общее собрание, определить виды, объемы и сроки проведения работ. Начать с замены устаревшего оборудования и вышедших из строя конструктивных элементов дома, требующих капитального ремонта, разобраться с отоплением и крышей. Деньги на это есть. Ведь за прошедшие 5 лет на счёте этого дома в краевом Фонде капремонта накопилась неплохая сумма — 5 миллионов 637 тысяч 428 рублей и 23 копейки. Она лежит мёртвым грузом и ждёт своего часа.
Если этот вариант не устраивает и жильцы вспомнят обещание манны небесной отдельными местными политиками, то можно выловить и привести на общее собрание жильцов депутата Думы городского округа Юрия Науменко. Потребовать у него выделения из городского бюджета обещанных денег на реставрацию здания. Это его округ, его избиратели. Вот и пусть отрабатывает мандат, пока в доме не провалилась крыша или не начали отваливаться балконы. Хотя есть и третий вариант. Воспользоваться опытом краевого центра, который готовится к 300-летию Перми и за счёт бюджета ремонтирует дома в исторической части города. Но такой юбилей Краснокамску придётся ждать ещё двести с лишним лет. 205-квартирный дом развалится значительно раньше. И статус памятника с него будет снят автоматически. Однако ремонтировать будет нечего. Руины ни реставрации, ни капремонту не подлежат.
Редакция «ВК»