Проект «Краснокамск — столица футбола 2020» под угрозой срыва?
Проект «Краснокамск — столица футбола 2020» всё больше напоминает грандиозную аферу. Мы, конечно, снимаем шляпу перед лоббистским талантом главы округа Игоря Быкариза, который умудрился попользовать краевой административный ресурс, взбаламутить краснокамскую общественность и в серьёзной борьбе победить Кунгур, получив краевой грант на развитие футбола в размере 7 миллионов рублей при общей смете в 14,8 миллионов. Но феномен Игоря Яковлевича полностью нивелируется отсутствием компетенций у тех людей, которым был поручен этот проект — от его разработки «в бумаге» до реализации «под ключ». Ведь писала его известная «грантоедка» Ирина Винецкая, не имеющая к футболу никакого отношения и засунувшая в концепцию всё, вплоть до турниров с участием команд пенсионеров и инвалидов. А реализацией проекта занимается директор ФОКа «Олимпийский» Юрий Пушкарёв, которого в своё время попросили на выход из АТП за манипуляции с проездными за спиной у руководства, зачем-то трудоустроенный ещё во времена Владислава Жукова руководителем спортивного учреждения и возомнивший себя гением футбола, хотя всю жизнь если и пинал, то только погоду. Поэтому всевозможных ляпов в проекте хватает. Там фигурирует, к примеру, проведение Чемпионата Европы среди детей 2009 ‑2010 года рождения с привлечением команд г. Марли (Франция), г. Дуйсбург (Германия), национальных команд Узбекистана и Азербайджана. Громкий статус этого турнира вызывает не менее громкий хохот со стороны спортивных специалистов. Они предлагают обозвать Чемпионатом Мира встречу сборных детских садов № 4 и № 15. Если читатели не в теме, то поясняем: статус чемпионата подразумевает участие только совершеннолетних футболистов, а его межнациональность — обширную географию. Ну и в остальном — всё так же. Грантовые деньги проедает любимая команда Пушкарёва — ФК «Краснокамск», где играющим тренером трудоустроен его племянник Богдан Гринчак, новые футбольные поля представляют собой жалкое зрелище, на которых можно только убиться, а команды Краснокамской футбольной лиги в «столице футбола» никак не задействованы и из грантовых денег не получили ни копейки.
ПРИВЫЧКА К ПРИПИСКАМ
Поскольку отчётности по реализации проекта «Краснокамск — столица футбола 2020» в публичном доступе нет, и её не выдают даже депутатам, то мы попробуем сами проанализировать то, что должны были сделать исполнители за прошедшие 8 месяцев и что на самом деле сделали. Если посмотреть ту красочную презентацию, с которой Игорь Быкариз ездил на защиту проекта в правительство, то там значатся аж десять партнёров проекта. Среди дежурных участников вроде Российского футбольного союза и Федерации футбола Пермского края, а также очень странных партнёров типа Совета отцов и Совета ветеранов, встретился и один знаковый — АНО «Футбольный центр „Прогресс“. Это пермский футбольный клуб, организованный нашим земляком, воспитанником отделения футбола Краснокамской ДЮСШ Дмитрием Бояршиновым. Под его началом не только взрослая команда „Прогресс“, но и более тысячи парней, которые тренируются в двадцати филиалах Академии футбола „Прогресс“.
Когда мы узнали, что Дмитрий Олегович и его друзья-футболисты в июле создали Краснокамскую футбольную лигу (КФЛ), то решили, что проект «футбольная столица» работает. Ведь в лигу вошли сразу восемь команд. Три команды предприятий — Гознак, КРМЗ и Сокол, пять дворовых — Оверята, Новый Посёлок, Юниор, Мечта, Надежда. Всё это напоминало футбольный бум. Мы полагали, что команды получат в безвозмездное пользование новые футбольные площадки, бесплатное судейство и новую форму для выступления на турнирных матчах. Всё это вроде как предусмотрено проектом «Краснокамск — столица футбола 2020» и наверняка заложено в смете. Однако на деле оказалось, что создание КФЛ никакого отношения к проекту не имеет. Лига живёт и проводит турнир за счёт своих стартовых взносов, оплачивая и аренду полей, и судейство, и экипировку, и призы, и инвентарь. Никто с предложением о сотрудничестве к Дмитрию Бояршинову не обращался. И то, что его организация числится в партнёрах проекта,— это очень странно и попахивает приписками.
Кстати, Дмитрий Бояршинов недавно открыл в Краснокамске филиал футбольной Академии «Прогресс». Набирает в неё дошкольников и младших школьников. Не удивимся, если исполнитель проекта Юрий Пушкарёв включит и филиал, и набранных в него ребят в свой отчёт. Ведь Юрию Викторовичу, если ориентироваться на заложенные показатели, необходимо до конца года вовлечь в регулярные занятия футболом не менее тысячи дошкольников. Поскольку в футбол можно начинать играть где-то с пяти лет, то к концу года гонять мяч должны почти все дети из старших и подготовительных групп. В том числе и девочки.
ГРИНЧАК ГОВОРИТ ПО-ФРАНЦУЗСКИ
Разумеется большинство краснокамских футболистов, а именно они — воспитанники ДЮСШ разных лет — составляют костяк команд КФЛ, что-то слышали о том, что теперь они живут в футбольной столице. Но ни один из них не приглашался для участия ни в одном из 40 мероприятий, прописанных в концепции проекта. И если вы спросите, как такое возможно, то мы ответим: легко! Ведь этим проектом чуть ли не из бани рулят краевой депутат от КПРФ Игорь Малых, директор ФОКа Юрий Пушкарёв, а также его племянничек и помощник по депутатской работе, член Молодёжного парламента Богдан Гринчак. И они, видимо, считают единственной футбольной командой в городе ФК «Краснокамск», где играющим тренером трудоустроен всё тот же Гринчак. Остальные футболисты для них не существуют.
Никто не сомневается, что ФК «Краснокамск» — это уникальное новообразование. Гринчак тренирует команду исключительно на «французском языке». Кому хочется обогатиться новинками ненормативной лексики, можно прийти на стадион или на баскетбольную площадку близ «Олимпийского» во время их тренировок. И послушать, как член окружного Молодёжного парламента по квоте депутата Юрия Пушкарёва отборным матом объясняет своим подопечным куда им бежать, что и чем пинать. Игроки отвечают ему не менее забористо и на том же языке. Никого не смущает, что в команде есть несовершеннолетние, а рядом с площадками для тренировок гуляют родители с детьми. Но есть то, что гораздо хуже матерщины. Это вопросы безопасности. На соревнованиях, например, подают мячи на поле 7-летние мальчишки. Некоторые из них бегают за воротами и рискуют получить смертельный удар мячом. В зоне риска и велосипедисты, которые гоняют по периметру поля даже в дни соревнований.
Есть ещё одна команда, которая активно участвует в проекте «Краснокамск — столица футбола 2020». Это сборная депутатов и чиновников, которая нынче блистала на краевой Спартакиаде среди команд муниципальных образований и заняла там первое место. И хотя нам непонятно, какое отношение эти соревнования среди VIP-персон имеют к старому доброму футболу, но всё равно они легли в отчётность и даже нашли своё место на странице проекта в социальной сети ВКонтакте. Вся краснокамская команда — в одинаковой красной форме. И мы не исключаем, что экипировка была оплачена в рамках проекта «Краснокамск — столица футбола 2020». Конечно, самбисту Александру Панькову, фигуристу Антону Максимчуку, нумизмату Игорю Малых и чемпиону по литроболу Юрию Ильюшенко, переквалифицировавшимся в футболистов, спортивная форма нужнее, чем командам КФЛ и тем мальчишкам из команды «Гознак», которые в этом сезоне стали победителями первенства Пермского края по мини-футболу. Последние, кстати, круглый год занимаются на улице, в том числе и зимой. Оборудованные платные залы им не по карману.
ИДЕАЛЬНЫЕ ПУСТЫРИ
Основная часть грантовых средств должна была пойти на создание спортивной инфраструктуры. Ведь без нормальных футбольных полей с качественным покрытием, разметкой, ограждениями этот вид спорта развить не получится. И чтобы понять масштаб бедствия и размах мечтаний Игоря Быкариза, достаточно сначала внимательно изучить презентацию, а потом посмотреть, что получилось в реале. Итак, судя по картинкам, на начало проекта на территории округа официально значилось семь футбольных полей — Центр, Гознак, школа № 10, школа № 5, школа № 4, Майский, Клепики. Для участия в проекте предполагалось построить и отремонтировать в общей сложности двенадцать полей — Стряпунята, Черная, Оверята, МЖК, Конец-Бор, Майский, Усть-Сыны, Заводской, Мысы, Матросова, Центральный парк, школа № 10. Непонятно, куда исчезли поля в Клепиках, школе № 5, на Гознаке, в Центре и возле школы № 4. Но раз в концепции было заявлено семнадцать площадок, а пять из них не вошли в перечень для восстановительных работ, значит, они должны быть идеальны. Но если выехать на место, то выяснится, что некоторые из них являются идеальными пустырями. Как возле школы № 4, например. Или пустырями с футбольными воротами по краям. Как возле школы № 10.
Мы не поленились и объехали все презентованные футбольные поля. И до сих пор в недоумении. Под лупой искали поля в Стряпунятах и на Матросова. Не нашли. Отметили, что большинство обозначенных полей были возведены и обустроены за счёт совершенно иных проектов. Площадки на МЖК, Заводском и у школы № 10 были построены за счёт инициативного бюджетирования. Площадка в Конец-Боре — по проекту «Мы выбираем спорт». Поля в Оверятах, Усть-Сынах и Мысах — по программе «Комплексное развитие сельских территорий». Площадка в Майском — постановление правительства Пермского края «О реконструкции стадионов». В Центральном парке — по проекту ЛУКОЙЛа. И даже открытая несколько дней назад универсальная площадка у ФОКа построена по программе «Спортивное Прикамье». Причём, на некоторых площадках играть в футбол просто нельзя. Они для этого не приспособлены — где-то вместо газона щебёнка, где-то песок. Запросто можно травмироваться.
Если подытожить инфраструктурную тему, то вопросов здесь больше, чем ответов. В планах было построить 10 новых футбольных полей. Но пока в рамках проекта «Краснокамск — столица футбола 2020» они не просматриваются. В концепции упоминается, что «за счет иных проектов на развитие футбольной инфраструктуры на территории муниципального образования планируется привлечь 3 млн. 900 тыс. рублей». Этих денег с натяжкой хватит на три поля. Остается построить еще семь полей. Так где ж они строятся? И строятся ли вообще?
ПЛОХОМУ ФУТБОЛИСТУ…
В целом пока совершенно непонятно, куда уходят грантовые деньги. Их в нашем городе просто не видно. Да, мы внимательно изучили весь тот перечень из сорока мероприятий, который и составляет основу проекта. С удивлением узнали, что в рамках проекта «Краснокамск — столица футбола 2020» идёт обучение волонтёров, проводятся семинары, тренинги, приобретается форма и инвентарь. Так и хочется задать вопрос председателю спорткомитета Вороной и директору «Олимпийского» Пушкарёву, где это всё?! Перечень-то внушительный. Где-то должны стоять столы для настольного футбола для пенсионеров и инвалидов. Может в чьей-то бане «инвалиды на всю голову» наяривают после лечения самогоном в настольный футбол. Где-то уже должны формироваться команды детских садов для участия в первенстве города среди дошкольников. Где-то должна начаться подготовка к сдаче норм ГТО. А из реально проведённых за эти восемь месяцев мероприятий на сайте значится только игра «12 записок», которая была посвящена истории футбола. Это ничтожно мало.
Ситуация удручает. Хороший проект находится на грани срыва. До конца года осталось чуть больше 3 месяцев и время пролетит незаметно. Дмитрий Махонин в эти выходные станет полноценным губернатором и потребует подробный отчёт, от которого не спасёт никакая пандемия. Придётся что-то говорить про непостроенные футбольные поля, про невозможность охватить мероприятиями 20 тысяч краснокамцев, потому что это практически всё работоспособное население, про трудности с устройством в футбольные секции дошкольников и прочие обстоятельства непреодолимой силы. Ответ нового губернатора будет предсказуем: плохому футболисту мешает то же самое, что и плохому танцору. Команде Игоря Быкариза надо не просто собраться, а вскочить и приниматься за проект. Стройки не запрещены, форму и инвентарь можно закупать без ограничений, он-лайн обучение приветствуется. Подтянуть и экипировать КФЛ, выгнать Гринчака, срочно загонять на объекты строителей и регулярно информировать жителей, что же на самом деле происходит с проектом. Иначе, вне игры, «красная карточка» и на вылет.
Вера Правдина