Свежий номер! 

 

ЮБИЛЕЙ ДОМА

Дому 14 по улице Комарова - 55 лет

По сто рублей с носа

 В память о героях...

 

Реклама

ХУДОЖНИК УШЁЛ В ВЕЧНОСТЬ («ВК» №28)

В реанимации Пермской краевой клинической больницы скончался Сергей Пахомов

У новой коронавирусной инфекции уже есть своё кладбище в каждом российским городе. Краснокамск тут, к сожалению, совсем не исключение. У каждого краснокамца в семейном активе есть подобные истории, произошедшие с родственниками или близкими знакомыми. Мы вживую увидели пандемию, какую раньше наблюдали только в художественных фильмах про Средневековье. Ужаснулись и всё-таки пережили ту острую фазу. Хотели уже выдохнуть, но тут нас накрыло третьей волной. Так называемый индийский штамм ковида, который резко увеличил количество заболевших и позволил побить прошлогодние рекорды, высокой летальностью вроде не отличался. Однако в последнюю неделю в Пермском крае происходил какой-то трэш. Прошлогодний рекорд в 335 новых заболевших в сутки побит ещё 7 июля. Последние дни диагностируется под 370 новых пациентов в сутки, а смертность доросла до 18 человек. Не хочется верить, но в эту страшную статистику вновь попал известный краснокамец. Художник и скульптор Сергей Пахомов умер в Пермской краевой клинической больнице 13 июля. Они с женой заразились ковидом ещё полтора месяца назад. Были госпитализированы. Супруга давно вылечилась и выписана. А Сергей всё это время находился в реанимации Пермской краевой клинической больницы, был подключен к аппарату ИВЛ. Организм боролся долго, но болезнь оказалась сильней. Очень жаль Сергея Пахомова. Соболезнуем его жене и детям. Он был другом нашей редакции, желанным гостем. О нём и о его творчестве всегда было очень интересно писать. Хотя говорить о Сергее в прошедшем времени язык не поворачивается. Почему «был»?! Он остался в скульптурах из пасты, в рисунках на географические темы, в картинах из часов, в газетных и журнальных публикациях. Он остался в нашей памяти, его частичка в каждом из нас.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К МАКАРОНАМ

Вы не поверите, но наш знаменитый паста-скульптор никогда не учился в художественной школе, а всё его творческое образование заключалось в посещении фотокружка, когда Сергей учился ещё в школе, в пятом классе. Видимо, какие-то внутренние резервы в нём всё-таки были. Они и привели его в творчество. Всё решил случай. 15 лет назад макаронная фабрика готовилась к очередному юбилею и привлекла к этому проекту Сергея Пахомова, который трудился на краснокамском рекламном рынке. История умалчивает, кто родил идею с фигурками из пасты, но именно она стала фишкой того юбилея и фирменным стилем Пахомова. Фабрика, к сожалению, вскоре разорилась и закрылась, а Сергей остался с десятками видов пасты и бесконечными идеями для воплощения.

Начинающий скульптор работал с пастой, что называется, не покладая рук. Были и знаки зодиака, и сказочные герои — Дон Кихот, Санчо Панса, бравый солдат Швейк и, конечно же, барон Мюнхгаузен. За годы работы с пастой Сергей Пахомов накопил большую коллекцию самодельных фигурок — около ста штук. Сам авторский метод скульптуры — арт-пасту — он на всякий случай запатентовал. Не ради конвертации искусства в деньги, а чтобы возможные конкуренты впоследствии не мешали работать. Свои паста-скульптуры он сначала продвигал в социальных сетях. На своей страничке в Фейсбуке разместил латинское изречение, перефразированное из PER ASPERA AD ASTRA (через тернии к звёздам) в PER ASPERA AD PASTA (через тернии к макаронам). И макароны действительно принесли ему мировую известность.

С этой темой Сергея нашли американцы, пригласившие его на интересный творческий проект. А когда в Прикамье решила нагрянуть съёмочная группа Джона Уоррена для подготовки очередного сюжета для передачи «Поедем-Поедим», то центральное место в нём занял опять же наш земляк. И съемки прошли в его краснокамской квартире, где Сергей с Джоном за два часа сваяли автомобиль из макарон. Сваяли, но не съели. Нет, наш художник очень любил пасту: с грибами, с сыром, под сливочным соусом. И сама паста настоящая. Но скульптуры из неё лучше не употреблять, потому что для их изготовления используется клей.

ВСПОМИНАЯ ЧАСЫ-»СКЕЛЕТОНЫ»

Творческий человек ищет творчество буквально во всём. Вот и паста-скульптору не сиделось на одном месте. Искал новые формы самовыражения. И опять помог случай. Ему досталась по наследству коробка старых часов, которые его родне было жалко выбросить. Сергей крутил-вертел эти часы, и они сами собой стали складываться в некую мозаику. Постепенно вырисовывались идеи будущих работ. Что-то художник докупал, что-то находил в мастерских. Как-то одна из них закрылась и ему передали несколько коробок часов и механизмов. Килограммов двадцать. И тогда он понял: раз часы его сами стали находить, значит это будет новой вехой в его творчестве. В его, но не в мировом. Потому что это одна из разновидностей «стим-панка»(steam-punk), изобилующего массой старых шестеренок и механизмов. Ну, вспомните Сальвадора Дали?! Или посмотрите на современные часы-скелетоны?!

Новая сфера — создание картин из старых часов — увлекла Сергея Пахомова. Были свои трудности. К примеру, сюжет для картины из часов придумать сложнее, чем выполнить. Можно, конечно, делать «попсовых» кошечек, они всем нравятся. Но настоящему художнику претят бесконечные реплики всяких ми‑ми‑ми. Сергей брался за сложные работы, которые были обречены на успех. Например, все те же «Песочные часы», где вместо песка сыплются настоящие часики. Это уже что-то философское, глубокое. Ну мы же помним, что можно бесконечно смотреть не только на огонь и воду, но и на то, как сыплется песок в таких часах. Были и другие находки — аппликации на темы Статуи Свободы и героев Диснейленда. Но это уже влияние культурной политики США, с которой Сергей достаточно хорошо ознакомился в поездках за океан к своей дочери.

Тема оказалась трудоёмкой. За всё время — несколько десятков работ. Часть из них можно увидеть в пермском музее «Ретро-Гараж», еще часть украшают интерьер в магазине «Часы» на улице Борчанинова в Перми. Несколько — в частных коллекциях. А теперь все эти картины автоматом станут раритетом. Ведь создавать их некому. Сергея больше нет!

НА САМОМ ВИДНОМ МЕСТЕ

Пока творческий человек жив, ему всё в своих работах кажется неважным и несерьёзным. Вот и Сергей Пахомов запрещал называть себя художником. Говорил, что ещё не дорос до этого высокого звания. Свою авторскую школу он создавать не собирался. Зато был готов обсуждать размещение своей постоянной экспозиции в городском краеведческом музее. Его мотив заключался не в том, что эти картины достойны такой площадки, а потому что хранить их в домашних условиях стало тесно. Слишком много занимают места. И жаль, что этот проект не удалось реализовать при жизни Сергея. Этот скульптор и художник действительно уже давно является одним из брендов нашего города. Его работы постоянно появляются в глянцевых журналах, посвящённых современной художественной мысли. Они присутствуют в каталогах произведений искусства.

По большому счету, Сергей был человеком Мира. Для него и его произведений не существовало границ, условностей, ограничений. Его макаронные скульптуры поражали наивностью, интерпретации карт вызывали то умиление, то гомерический хохот. Он вдохнул новую жизнь в остановившиеся часы. И путешествовал налегке. Шел по миру, смеясь. Неизменная улыбка и оптимизм всегда его сопровождали. Никто не предполагал, что какой-то дурацкий вирус и проклятая пандемия остановят часы жизни Сергея, и на карте его путешествий внезапно и несправедливо завершится жизненный маршрут.

Редакция «ВК» приносит соболезнования родным и близким Сергея. Мы считаем, что Краснокамск потерял принципиального человека с прогрессивными взглядами на жизнь, честного художника. Считаем, что краснокамская интеллигенция должна в самое ближайшее время поднять вопрос о творческом наследии Сергея Пахомова. И если родственники не будут возражать, то всё-таки убедить главу Краснокамска отдать под постоянную экспозицию Пахомова одну из городских площадок. Спасибо тебе, Сергей, за твоё новаторство. Мы будем всегда помнить тебя, а твои картины — хранить бережно и с любовью.

Редакция «ВК»