В День учителя — о современной школе и её проблемах
Нынешняя неделя особенная, ведь в стране отмечается День учителя. Трудно найти семью, в которой бы хоть кто‑то сегодня не ходил в школу,— в качестве ученика, родителя или учителя. И, наверное, можно смело сказать, что это самый народный праздник. Ведь именно на учителей мы возлагаем все надежды в обучении и воспитании наших детей. Что сегодня происходит в школе? Какой он, современный учитель? Какова его новая роль? Об этом и многом другом — в беседе журналиста «ВК» с учителем биологии
ЛЮБИТЬ И ПРИНИМАТЬ ДЕТЕЙ
— Светлана Викторовна, среди выпускников университетов бытует мнение, что в школу идут те, кому больше некуда идти. Большой был выбор у выпускницы биологического факультета ПГУ 1995 года? Сознательно стали учителем?
— После окончания вуза человек всегда стоит в ситуации выбора. Для меня был первый выбор — остаться в Перми, где возможностей для трудоустройства по моей специальности в разы больше, или вернуться домой, в Краснокамск. Я приняла решение вернуться. В 1995 году мест работы в Краснокамске для биолога было действительно немного. Либо городской Комитет охраны природы, либо учитель в школе. Но как раз в тот момент в Комитет трудоустроился педагог из школы № 3, в школе освободилась ставка. Так разрешилась ситуация с моим выбором.
Но я вернулась в свою школу, которую сама же пятью годами раньше и окончила. Поэтому меня здесь встретили родные стены и знакомые учителя. Я влилась в дружный коллектив теперь уже педагогов третьей школы города Краснокамска.
— Престиж учительства долгие годы формировался благодаря советским фильмам «Доживём до понедельника», «Уроки французского», «Большая перемена». Что‑то от этих фильмов в школьной жизни осталось? Или она полностью стала другой?
— Да, эти фильмы показывают такой идеальный образ школы. Но почти полвека прошло. И бытует мнение, что та школа в прошлом, престиж учительской профессии утрачен, родители уже не те, ученики не те и так далее. Я же считаю, что это не совсем так и отношение к школе зависит от педколлектива, от микроклимата, в какой‑то мере от родителей. Возможно, я живу в каком‑то идеальном для себя мире, но в основном сталкиваюсь с теми родителями, которые уважают труд учителя. Они приводят к нам своих детей, они нам доверяют самое важное в своей жизни. А среди моих коллег, в свою очередь, нет ни одного, кто бы не желал успешности своим ученикам, не работал бы над этим.
Наша общая задача — учителей и родителей,— чтобы каждый ребёнок окончил школу, нашёл своё место в жизни и стал успешным. Мы радуемся успехам своих выпускников, уж поверьте, гораздо больше, чем своим!
— А каким должен быть, по‑вашему мнению, современный учитель?
— Должен быть любящим, принимающим детей. Времена нынче другие и сейчас учитель — это не тот, которого боятся или даже боятся на него дышать. Учитель для ученика сегодня друг, товарищ, партнёр. Не в панибратском смысле, а в плане наставничества. Есть понятие тьюторства. И учитель — он в какой‑то мере тьютор, который сопровождает школьника, помогает ему выстроить карьеру в школе, а потом и за её пределами.
ПУСТЬ ПРОБУЮТ И ОШИБАЮТСЯ
— Вообще у нас очень любят сравнивать советскую школу с современной. А если сравнить системы воспитания в той школе и в этой? Вам какая ближе?
— Все‑таки, наверное, теперь уже современная. И хотя жизнь идёт вперёд, меняется, но в той школе были вневременные ценности. Ценность коллектива, вот эта вот ответственность — «один за всех и все за одного», которая никуда не делась. Вспомните, как мы боялись подвести товарищей, когда были школьниками?! Мы стараемся положительные черты того общества сохранить и развить в детях. Ведь это и сейчас очень ценно. Современный ребенок должен уметь жить в коллективе, должен уметь социализироваться, а не только индивидуально выстраивать какую‑то свою карьеру, ориентируясь исключительно на свое «я». Нужно уметь взаимодействовать с людьми, принимать их. Без этого в ряде отраслей, связанных с управлением, шансов на самореализацию просто нет.
— Какой он — сегодняшний идеальный выпускник?
— Должен представлять, кем он хочет быть. Знать, как этого достичь. Говоря сегодняшним языком, должен уметь свою индивидуальную траекторию, свой индивидуальный маршрут выстраивать. Но самое главное, чему мы его должны научить: не бояться пробовать новое и ошибаться. Ведь это инструменты личностного роста. То есть, если что‑то не получается, то это не повод опускать руки. Нужно собраться, поставить себе новые цели, выстроить новый маршрут и по нему двигаться. И тогда, рано или поздно, цель будет достигнута, успех придёт. А значит мы не зря работали и в успехе нашего ученика будет и наш профессиональный успех.
ШКОЛУ НИКТО НЕ ЗАКРОЕТ
— Уже не первый год идут дискуссии о формах обучения. Пандемия новой коронавирусной инфекции вынудила школы на проведение эксперимента по обучению на удалёнке. В совокупности полгода ведь точно ученики дома учились. Вы бы как оценили этот эксперимент? Дистанционные формы — это эффективно?
— Как показала удалёнка, детям школа нужна. Они хотят ходить в школу в первую очередь для общения. Основное общение с одноклассниками, с друзьями сегодня происходит преимущественно в школе. Пробелы в общении и социализации — вот первый минус дистанционного обучения. И вторая проблема — полноценно учиться на удалёнке может только тот ребёнок, у которого высокая самоорганизация. Ведь в школе у ученика есть расписание, ему задаются домашние задания, выполнение которых контролируется учителями, внеурочная деятельность — кружки, секции — курируются классными руководителями. А на удалёнке, на домашнем обучении школьнику надо планировать свою жизнь самому. И если он не приучен к самостоятельности, то никакого эффективного самообучения не будет.
Поэтому, да, мы за время удалёнки освоили новые технологии, научились чему‑то новому. Но, как показала практика, перейти на дистант школа ещё не готова. Да и нет в этом необходимости.
— А снизились результаты ЕГЭ за тот период, пока дети сидели на удалёнке?
— Я считаю, что результат ЕГЭ зависит в первую очередь от личности ученика, от его желания вкладываться, от мотивации на высокий результат. И здесь для меня тоже интересная картина. За время удалёнки в свободном доступе появилось очень много различных образовательных фильмов, дополнительных материалов. Ими можно пользоваться как на дистанционных формах обучения, так и в классе на уроках. Мы с коллегами обмениваемся ссылками на новые
Есть, конечно, примеры другого рода. К примеру, в рамках ЕГЭ, если говорить про биологию, нужно уметь решать генетические задачи. Когда ребёнок сидит рядом со мной, я вижу, как он решает и где делает ошибки, то могу это отследить и мы вместе с ним это исправим. В дистанционном формате такое взаимодействие затруднено. В этом плане идёт небольшое снижение по результатам.
— Как относитесь к конспирологической версии, что очное образование государству обходится слишком дорого, в том числе и школьное. Поэтому сохранят только начальную школу, а всё остальное свернут в платный формат. Бесплатно, за счёт государства — только удалёнка. Придём ли к тому, что в городе останется
— Про это давно говорят. Несколько лет назад я слышала об этом на одном из мероприятий в Высшей школе экономики. Мол, останутся только воспитатели в детских садах, а всё остальное обучение будет идти самостоятельно, без школ. Но опыт удалёнки в пандемию показал, что учиться сами могут единицы. Поэтому без школ никуда, учиться будем в традиционном формате, очно. Школу никто не закроет.
ПРЕДМЕТ КАК ПУТЁВКА В ЖИЗНЬ
—
— Интерес стабильный. То есть каждый год в нашей школе примерно 10 человек из выпуска сдают биологию. Когда‑то больше, когда‑то меньше. Сдают, чтобы поступить в классический университет, в педагогический, в медицинский, в сельскохозяйственную академию. Выделять кого‑то из сегодняшних своих учеников не буду, оставлю в секрете. У нас начинаются олимпиады, ребята стараются, ждём побед…
— Обычно у хорошего учителя за время работы в школе вырастает масса последователей? Много у вас таких?
— Последователи есть. И педагоги, и ребята, выбравшие специальности, связанные с биологией. К нам в школу пришла работать Анастасия Сергеевна Бредигер. Она училась и у меня, в том числе. У нас работает Юлия Андреевна Лобанова, тоже наша выпускница и к ее выбору профессии учителя биологии я тоже причастна. У нас в городе работает Дарья Евгеньевна Путина, она медик, я была у нее классным руководителем и учителем биологии. В следующем году сразу семь человек из моего выпуска оканчивают Пермский государственный медицинский университет, пойдут работать в больницы. Среди моих выпускников есть фармацевты, экологи, вузовские преподаватели. И мне, как учителю биологии, приятно, что мой предмет дал им путёвку в жизнь.
В то же время я бы не хотела никого обидеть своим невниманием. Мне в целом приятно, когда мои выпускники, выпускники нашей третьей школы, а нынче —
С ДНЁМ УЧИТЕЛЯ!
— Для большинства педагогов день учителя — это тяжёлое испытание. Вёдра цветов, бесконечные
— Праздник — не самое тяжёлое испытание. Море цветов, море эсэмэсок с поздравлениями — это приятно и радостно. Уроки в День учителя у нас всегда проходят легко, на подъёме, потому что ребята позитивно настроены. Конечно же, у меня есть
Мы выбрали в профессии одну дорогу —
Учить детей — наш ежедневный труд,
И в дождь, и в снег, и в теплую погоду,
Нас парты, книжки и ребята ждут.
Они нам не дают стареть душою
И расслабляться тоже не дают.
И в замешательство приводят нас порою,
Чем для развития нам стимул подают.
Желаю вам, коллеги, сил, здоровья,
Терпения и творческих идей.
Неравнодушия к предмету, увлечения,
Чтоб вдохновлять к познанию детей.
Пусть благодарность за прошедшие уроки
Читается в сияющих глазах.
Ведь мы не только учим их предмету,
Но открываем лучшее в сердцах.
С Днем учителя, дорогие коллеги!
Подготовила Ольга Девятовских