Бомбоубежища не готовы принять горожан
Повестки депутатских мероприятий становятся всё тревожнее и непредсказуемее. На последнем заседании контрольного комитета окружной Думы под первым номером шёл вопрос, связанный с состоянием объектов гражданской обороны на территории Краснокамского городского округа. Так и хотелось спросить у докладчика — нового начальника МКУ «Управление гражданской защиты, экологии и природопользования КГО» Дениса Бояршинова,— с чего вдруг баня‑то упала?! Неужели в международной политической повестке всё так безнадёжно и нам всем нужно готовиться к худшему?! Ведь про бомбоубежища публично не вспоминали, как минимум, четверть века. Последние учения по линии гражданской обороны с привлечением учителей и врачей, с тренировочной эвакуацией школьников и разворачиванием эвакогоспиталя, с приведением в порядок бомбоубежищ и обновлением продуктовых мобрезервов проводились в начале 90 ‑х, под патронажем начальника управления по делам ГО и ЧС Виталия Кушнерика и руководителя местного управления ФСБ Василия Максимчука. Этих полковников сегодня уже мало, кто помнит, да и сами полномочия по организации мероприятий ГО ушли на муниципальный уровень, стали гражданскими. Поэтому нынешний мониторинг защитных сооружений, их состояние — навевает грустные мысли. А реплики заместителя главы Антона Максимучка, сына того самого Максимчука из ФСБ, о том, что не надо бы выносить эту тему за рамки комитета и будоражить общественность,— просто злая ирония, символ возврата в тоталитарное прошлое.
ПЛОХОЙ ХОЗЯИН
Доклад начальника МКУ «Управление гражданской защиты, экологии и природопользования КГО» Дениса Бояршинова был технократичным и безэмоциональным. Он рассказал депутатам, что на территории округа находятся 55 защитных сооружений — 27 на территории предприятий и 28 в жилых домах. Их обследование показало, что полностью соответствуют нормативным требованиям и готовы к использованию по назначению только четыре сооружения, ещё четыре признаны ограниченно готовыми, а 47 — полностью не готовы к приёму тех, кто будет нуждаться в укрытии и защите при возникновении чрезвычайной ситуации.
Разумеется, в этом месте возникает вопрос, кто виноват? И Денис Леонидович на него ответил. Оказывается, в соответствии с решением Верховного Суда от 1991 года, все защитные сооружения, не зависимо от того, на чьём балансе они находятся, являются федеральной собственностью. Представитель этого собственника — территориальное управление Росимущества по Пермскому краю. Именно оно отвечает за содержание бомбоубежищ, поддержание их в нормативном состоянии. Всех бомбоубежищ, за исключением шести объектов, которые были приватизированы вместе с производственными площадками до выхода закона о запрете приватизации защитных сооружений. В частной собственности оказались сооружения на Заводе металлосеток, на Пермтрансжелезобетоне, на ООО «Кама».
Понятно, что всё запущено, потому что государство плохой хозяин. Всего четыре нормативных бомбоубежища. В реестр Росимущества включено только 26 объектов из 55, девятнадцать объектов никто не хочет брать на баланс, одно сооружение — на территории хлебокомбината — и вовсе полностью уничтожено, на его месте лишь груда камней. Однако в 2015 году проводилась работа по мониторингу и обустройству так называемых заглублённых помещений — подвалов и подземных гаражей. Вывод был такой: в них сможет укрыться всё население Краснокамска. Пусть большой подземный гараж у нас всего один — на Калинина, но зато подвалов в жилых домах хватает. Ну, и вишенка на торте — ежегодно в Краснокамске проходит
ВСТРЕТИМСЯ В СУДЕ!
Большинство депутатов контрольного комитета — люди современные и прекрасно знают, что скандалить по поводу ненадлежащего исполнения федеральных полномочий бесполезно. И только председательствующий Григорий Новиков, до сих пор ностальгирующий по советским временам, вновь решил покачать права. Возмутился, что начальник управления Денис Бояршинов не принимает никаких мер для приведения сооружений в нормативное состояние, не принуждает предприятия к взятию бомбоубежищ на свой баланс, не ремонтирует их, не следит за ними, не обеспечивает участие предприятий в конкурсах на лучшее бомбоубежище и вообще проявляет полную халатность. «Напишите докладную на главу! Обратитесь в суд! Делайте что‑нибудь!» — наставлял бывший партработник молодого чиновника.
Денис Леонидович корректно отбивался. Мол, обязать предприятия участвовать в
Впрочем, идиллическая картина сотрудничества администрации, прокуратуры и МЧС на ниве нормативных бомбоубежищ наблюдалась совсем недолго. Первой не выдержала прокуратура. Её представитель взяла слово и заявила, что доклад некорректный и в нём, в частности, не указано, что одно из бомбоубежищ находилось в муниципальной собственности. Это как раз то сооружение на территории хлебокомбината, которое было утрачено. По мнению надзорного органа, администрация допустила халатность, не содержала бомбоубежище в нормативном состоянии и теперь должна его восстановить. Присутствующий здесь же заместитель главы округа Антон Максимчук, отвечающий за имущественные вопросы, раздражённо парировал, что сооружение было ошибочно включено в реестр муниципальной собственности. Перепалка закончилась обоюдными угрозами встретиться в суде.
ДРУГИХ СООРУЖЕНИЙ У НАС НЕ БУДЕТ
Сегодняшний мир живёт в короткую, одним днём. Поэтому, когда в отчётах чиновников звучат намерения дождаться официальных ответов от Росимущества, дожимать тему приведения бомбоубежищ в нормативное состояние за счёт федерального бюджета, то кажется, что они прилетели с другой планеты. И мы солидарны со спикером Дмитрием Чеплыгиным, который, взяв слово, задался риторическими вопросами: «Какие письма?! Какие ответы?! Какие изменения в бюджет?! Вы о чём?! СВО не может идти вечно и если что‑то произойдёт, то это случится в ближайшие 2 ‑3 месяца. И никто никаких денег на приведение бомбоубежищ в нормативное состояние выделить не успеет». От себя добавим, что сегодня вся страна в таком же положении и живёт с теми защитными сооружениями, какие есть. Других уже не построят, старые уже не отремонтируют. Мы же знаем, что даже если вдруг деньги на ремонт свалятся с неба, то потом будут тендеры, а это ещё 3 ‑4 месяца, потом подрядчики будут судиться, и так — до второго пришествия. В прямом и переносном смысле.
Страшная правда о возможном апокалипсисе, от которого мир всего в паре шагов, циничные рассуждения о неготовности бомбоубежищ принять и укрыть население, вызвали вопросы о возможной атомной войне и её последствиях. Тема тонкая и провокационная. Как говорится, не дай Бог. И лучше бы её на комитете сразу закрыли, чтоб не накаркать. Но тут слово вновь взял Дмитрий Чеплыгин и зачем‑то решил поумничать. Видимо, вспомнив, как 30 лет назад он учился на военной кафедре в политехе, заявил, что у него когда‑то был допуск к «секретке», но сейчас уже кончился. Тем не менее, Дмитрий Геннадьевич считает, что полученные знания позволяют ему с достаточной степенью компетентности высказываться по таким темам. По его мнению, существующая инфраструктура — бомбоубежища, подвалы, подземные гаражи, в каком бы состоянии они ни находились,— защитят краснокамцев от большинства факторов возможного ядерного взрыва, произошедшего на территории Кировского района Перми. Если доступ в защитные сооружения и заглублённые помещения будет обеспечен, то огромное количество населения будет спасено. И по доступу надо работать.
Мы, разумеется, не сильно доверяем мнению офицера запаса, ни дня не прослужившего в ракетных войсках, да и вообще в армии. Не разделяем его безудержного оптимизма, что после ядерной войны кто‑то спасётся и будет жить, как ни в чём не бывало. Считаем такие разговоры инфантильными и вредными, потому что они принижают уровень опасности от применения ядерного оружия, низводят его до уровня опасности обычных вооружений. А вот что касается доступа в заглублённые помещения, в бомбоубежища, то тут мы, конечно же, за. Нужна нормативка и срочно!
ВРЕМЯ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
Если на первый исконно русский вопрос «Кто виноват?» был дан однозначный ответ практически сразу, то на второй — «Что делать?» — мнения разделились. Председательствующий Григорий Новиков опять включил секретаря парткома свинокомплекса: предложил признать работу администрации неудовлетворительной, потребовать составить план мероприятий по устранению недостатков и прочие универсальные пункты из старых советских протоколов. Но депутаты эту архаику не поддержали. Ведь муниципалитет не отвечает за содержание бомбоубежищ. Да и какой план мероприятий может предложить Денис Бояршинов?! Написание всё тех же писем в Росимущество?!
Григорий Павлович не сдавался. И предложил признать работу администрации недостаточной. Но и тут не нашёл понимания. Обиделся, заявил, что в депутатах сидят одни муниципальные работники и с ними всё ясно, после чего замолчал. Те депутаты, с которыми «всё ясно», предложили принять информацию Дениса Бояршинова к сведению и выдать администрации ряд рекомендаций. В частности, давно пора разработать нормативную базу, которая бы открывала допуск населения к бомбоубежищам и подвалам. Ведь сегодня большинство сооружений и так называемых заглублённых помещений — под замками. Что случись, туда не попасть. Необходимо установить на улицах города указатели, чтобы люди знали, где находятся эти сооружения. И надо обязательно открыть двери в эти помещения. Хотя бы на 2 ‑3 ближайших месяца.
Предложение вынести вопрос на заседание Думы и там ещё раз его обсудить, но уже полным депутатским составом, вызвало категорическое неприятие Антона Максимчука: «Зачем шум поднимать и город будоражить?! Обсудили комитетом и хватит». А мы думаем, что тут в гостайну играть не надо. Такие актуальные вопросы жизненно необходимо выносить на Думу и максимально публично презентовать. Горожане должны знать реальное положение дел с бомбоубежищами и прочими защитными сооружениями. Если Антон Максимчук и Денис Бояршинов не гарантируют им
Редакция «ВК»