Как поссорились органы власти
Всё больше убеждаемся, что с миром происходит что‑то не то. И не только в контексте международной политики, но даже на местном уровне. Борьба прокуратуры за коммунальное благополучие городского округа свелась к понуждению администрации строить контейнерные площадки в тех деревнях, где уже почти никто не живёт. Усилиями надзорных органов
КАЖДОЙ ДЕРЕВНЕ ПО КОНТЕЙНЕРУ
Начнём с невинного вопроса на заседании последней Думской комиссии по городскому хозяйству. Начальника управления благоустройства Ольгу Мухачеву пригласили, чтобы она проинформировала депутатов о состоянии контейнерных площадок. Ведь ещё в мае народ жаловался в социальных сетях, что территории площадок никем не убираются, кругом крысы и грязь, а на Коммунальной, 10 ситуация настолько запущена, что завалили бытовым хламом даже теплотрассу! Вопрос тогда поставили на контроль. И хотя нынче у Ольги Александровны была абсолютно утилитарная задача просто сказать, что депутатское поручение выполнено и тему с контроля можно снять, но она не выдержала и решила пооткровенничать.
Оказывается, сегодня работа по созданию инфраструктуры для сбора и вывоза мусора в городском округе находится под зорким государевым оком. Надзорный орган регулярно ходит в суд с исками, требуя обеспечить контейнерными площадками отдалённые и малонаселённые деревни. Суд, разумеется, встаёт на сторону прокуратуры, ориентируясь исключительно на формальную сторону вопроса. Поэтому сегодня администрация исполняет эти решения, построив контейнерные площадки в деревнях Якунята, Жаково, Батурах, Трубино и прочих существующих преимущественно на бумаге населённых пунктах. Мусор туда никто не выносит, потому что некому, да и не привыкли. При этом каждая контейнерная площадка обошлась бюджету городского округа в 200 тысяч рублей.
Вы знаете, где деревня Якунята?! Это в 15 километрах от Краснокамска. Ехать надо в направлении Стряпунят и не проворонить отворот с указателем. Деревня давно опустела. Проживает там, по данным переписи населения 2010 года, всего один человек. Последнее упоминание деревни Якунята в социальных сетях датируется 31 июля нынешнего года. Продавалась рубленая изба 70 квадратных метров с земельным участком 15 соток, надворными постройками, баней и пасекой. Оценивалось это «дворянское гнездо» в 700 тысяч рублей. Если его до сих пор не продали, то мы не сомневаемся, что оно ещё больше выросло в цене.
ГЛАВУ РАЗОРЯЮТ ШТРАФАМИ
Какой‑то абсурд. Прокуратура равнодушно взирает, как в центре города, на Каме и на Гознаке ликвидируются контейнерные площадки. Всё утопает в мусоре, несанкционированные свалки растут, как грибы после дождя. Администрация округа пытается повесить тему контейнерных площадок на управляющие компании, на жителей многоквартирных домов. Количество горожан, испытывающих неудобства из‑за невозможности выбросить мусор в привычном месте, недалеко от дома, исчисляется тысячами. Вот бы, где проявить свой праведный гнев прокурору Михаилу Третьякову! Принудить администрацию вернуть ликвидированные контейнерные площадки в городе и даже добавить новых! Но нет! Его больше беспокоит, куда понесёт мусор единственный житель Якунят! Или Трубино! Или Жаково!
Но и это не всё. По каждой «бесконтейнерной деревне» прокурор составляет акт и направляет в суд, требуя наказать штрафами администрацию и главу. Сотни тысяч рублей уже ушли из местного бюджета в федеральный, а с самого Игоря Быкариза только за сентябрь взыскано административных штрафов на 90 тысяч рублей. Недавно пришли ещё три решения на 10 тысяч рублей каждое. И это только начало. Скоро глава вообще будет работать на одни штрафы! Ведь на карте округа значатся ещё порядка семи десятков малонаселённых деревень, которые по старому законодательству не требовалось обеспечивать контейнерными площадками, а сейчас — нужно обеспечить все и сразу. Если не успеваешь или денег в бюджете нет, твои проблемы.
ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА
Натянутость отношений между главой и прокурором в последнее время стала настолько очевидной, что на официальные мероприятия в администрацию и Думу стала делегироваться заместитель прокурора Наталья Лукащук. Молодая и безапелляционная, она тоже начала продавливать свои предложения со ссылкой на высокий статус прокуратуры. Работает это в нашем городе или нет? Сложный вопрос — слишком часто надзорный орган в прошлом выступал инструментом политической борьбы и сведения счётов. Поэтому и глава Игорь Быкариз, и начальник юротдела администрации Яна Болдина, и спикер Думы Дмитрий Чеплыгин на публике всегда благодарят прокуратуру за помощь в работе, но соглашаться с её предложениями не спешат.
На октябрьской Думе был вообще конфуз. Прокурор Михаил Третьяков прислал протест на ряд мероприятий из плана приватизации, которые были утверждены в середине лета. В частности, надзорный орган посчитал незаконным включение в план приватизации гаража по улице 50 лет Октября, 5 и земельного участка под ним, которые ранее находились на балансе гимназии № 1. По мнению Михаила Васильевича, все объекты, находящиеся на балансе образовательных учреждений, являются социальной инфраструктурой и участвуют в образовательной деятельности. Изымать эти объекты и приватизировать их можно только после комиссионной оценки, что утрата объектов не скажется на исполнении полномочий. Возражения юристов администрации, что гараж никаких образовательных услуг не оказывает и в процессе обучения школьников никак не задействован, не принимались.
Вторая часть протеста касалась приватизации 72 ‑х муниципальных газопроводов, которые администрация планирует продать за 28 миллионов рублей пермской «дочке» Газпрома. Прокуратура и здесь возражала, ссылаясь на закон о приватизации, который разрешает приватизацию объектов
СДЕЛКА БОЛЬШОГО ГАЗПРОМА
Рассмотрение протеста на Думе в части приватизации газопроводов было обречено на скандал. И мы тут даже не про возможные гладиаторские бои между юристами администрации и прокуратуры. Помимо знания законодательных нюансов, надо хоть немного ориентироваться в государственной политике. Если бы в прокуратуре следили за политической повесткой, то были бы в курсе, что ещё 17 июня губернатор Пермского края Дмитрий Махонин и председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер заключили соглашение по догазификации региона. Одним из достижений нового документа стало то, что газовый гигант согласился взять на обслуживание часть муниципальных газопроводов, избавив территории от ответственности за хлопотное хозяйство. Договорились, что это будет сделка, но безденежная. Газпром выкупает у муниципалитетов Прикамья часть газопроводов, а муниципалитеты гасят этими деньгами свои долги Газпрому.
Именно в рамках этого соглашения краснокамские газопроводы в конце июня были внесены в прогнозный план приватизации. И именно поэтому председатель комитета земельных и имущественных отношений Равиль Петров чувствовал себя на октябрьском заседании Думы уверенно и при докладе данного вопроса предложил протест прокурора в части приватизации газопроводов отклонить. Однако надзорный орган зачем‑то решил повоевать: государство бросило вызов государству.
— Если бы продажа объектов шла единым лотом,— взяла слово зампрокурора Наталья Лукащук,— то покупателем был бы Газпром. Тут же вы разбили на множество лотов. По миллиону рублей, по полтора. Какова гарантия, что купит именно Газпром?
— В представленных документах по каждому объекту определена цена,— отвечал Равиль Петров.— Но аукцион будет единым лотом.
— И всё‑таки, где гарантия, что купит Газпром? — настаивала Наталья Сергеевна.
— Это краевая позиция,— не выдержал и вступил в разговор глава Игорь Быкариз.— Она согласована со всеми ведомствами…
— С краевой прокуратурой она не согласована,— перебила его Лукащук, почему‑то взяв на себя функцию вещать ещё и от имени краевого прокурора.
— Мы не обязаны её с вами согласовывать,— продолжал, заметно раздражаясь, Быкариз.— Это краевая позиция. Она идёт в комплексном соглашении Пермского края с большим Газпромом. Покупатель будет Газпром. То, что вы беспокоитесь, за это вам большое спасибо. Всё будет сделано так, как надо.
— А где гарантии, что уйдет Газпрому? — не унималась запрокурора.
— Вам никто сейчас никаких гарантий не даст,— закипал глава.— И у нас ведь не торги сейчас происходят. Мы здесь принимаем решение о приватизации. В торгах вы можете поучаствовать. Посмотрите, как будет происходить.
— Может купить кто‑нибудь другой,— не сдавалась Лукащук.— Распилить…
— Ваши мысли и фантазии оставьте за собой,— грубо закончил Быкариз.
А после было голосование, где протест прокуратуры в части приватизации газопроводов был отклонён.
ЗАПАСАЙТЕСЬ ПОПКОРНОМ
Не сомневаемся, что отвоёванного гаража прокуратуре будет мало. Если надзорный орган пойдёт в суд и будет оспаривать прогнозный план приватизации, то наблюдателей и журналистов ждёт захватывающее зрелище: провинциальный прокурор ломает сделку большого Газпрома с Пермским краем. Чтобы не разочаровывать тех, кто под завязку затарился попкорном, прокуратуре надо хорошенько подготовиться и запастись какими‑то более весомыми аргументами. Фантазии про то, что кто‑то придёт и купит газопроводы почти за 30 миллионов рублей, чтобы их потом выкопать, распилить и сдать в металлолом,— в суде сочтут просто бредом.
Ну, и не стоит забывать про последствия. Сделкой по продаже краснокамских муниципальных газопроводов планируется покрыть 14 ‑миллионный долг МУПа
Редакция «ВК»