Свежий номер! 

  

 РИСКИ ОТОПИТЕЛЬНОГО СЕЗОНА 
Запуск тепла по учреждениям социальной сферы и жилфонду стартовал 16 сентября

  Полмиллиарда на глобальный ремонт

 Во второй половине сентября жители получат уведомления на уплату имущественных налогов

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

АВАРИЙКА, ТЫ ГДЕ? («ВК» №47)

Технический директор УК «Уралкомп» А.  П. Колоколов — об отключениях воды, переписке с «Водоканалом» и коммунальной политике

В ночь с воскресенья на понедельник возле дома по Калинина, 16 произошла серьёзная авария — прорвало магистральный водопровод. Вода мощным потоком устремилась по улице Комарова и рисковала превратить часть микрорайона Гознак в один большой ледовый каток. Спасла ливневая канализация у дома Комарова, 1 А, через которую поток ушёл в Пальту. Гололёд по всему пути следования водного потока, конечно же, остался. Ещё осталось чувство раздражения из‑за отключенной воды на целые сутки, ощущение незащищённости от бытовых неудобств. Мы сами не заметили, как за считанные годы где‑то привыкли, а где‑то даже смирились с постоянными авариями на сетях водоснабжения и канализации с полным отключение воды на сутки, а то и на двое. Ни помыться, ни постираться, ни еду приготовить, ни посуду помыть. Что стало не так?! Почему воду отключают по поводу и без?! Где аварийные бригады управляющих компаний и «Водоканала», которые должны оперативно устранять любые ЧП?! Что нужно менять в городской коммунальной политике, чтобы повысить надежность сетевой инфраструктуры?! На эти и другие вопросы отвечает технический директор УК «Уралкомп» Аркадий Колоколов, который за четверть века работы в коммунальном секторе реализовал себя на разных позициях, начиная с начальника управления ЖКХ в администрации района и заканчивая основателем первой в Пермском крае частной управляющей компании.

ТРУБЫ НЕ ДЕРЖАТ ДАВЛЕНИЕ

—  Аркадий Петрович, отключение воды из‑за аварий стало настолько частым, что перешло все разумные границы. Люди бесконечно жалуются в социальных сетях, пишут на губернаторский портал. Всё бестолку. Когда это кончится? Когда вернётся полноценное благоустроенное бытьё?

—  Вернётся ещё не скоро, если вообще когда‑нибудь вернётся. Проблема старая, связанная с проектами подачи питьевой воды на Краснокамск. Нытвенский водовод должен был решить водную проблему нашего города, но из‑за вредительских и коррупционных решений одного политика, фамилию которого вы все знаете, мы теперь получаем воду с Чусовских очистных сооружений. Плечо подачи в разы длиннее, чем с Нытвы. Воду приходится перекачивать в город под серьёзным давлением. Трубы старые, давление не держат и всё время рвутся. Воду на период устранения утечек приходится отключать. Больше беспокоит качество подаваемой воды. За 138 километров она идет более трех суток, плюс тройное хлорирование не делает воду лучше. Жильцы страдают, мы все страдаем.

Новая окружная власть начала перекладку городской водопроводной сети, что, конечно же, во благо. Процесс будет долгий, финансово затратный. Но снимет ли перекладка сетей проблему аварийности, я не знаю. Высокое давление рвёт любые сети. Возможно, технически это вообще нерешаемо и нужно искать для Краснокамска другой источник водоснабжения, гораздо ближе, чем ЧОС. Нытва, Майский…

СТАРЫМ ДЕДОВСКИМ СПОСОБОМ

—  Извините за наивный вопрос, но разве технологии ремонта сетей не подразумевают замену повреждённых участков на новые?

—  Конечно, нет. Сейчас я вам расскажу на конкретном примере, как это работает. Случай из жизни на территории присутствия УК «Уралкомп». Нынче первые морозы принесли первые сюрпризы. Небольшой фонтанчик-родничок на детской площадке перед домом по Комарова, 4 через несколько часов превратился в огромную лужу. Аварийная бригада «Водоканала» за четыре часа раскопок нашла лопнувшую трубу. В десяти метрах от «родничка», на глубине четырёх метров. Ремонт с установкой бандажа занял не больше часа. Итого пять часов десять домов сидели без воды. И это ещё отличный результат! Потому что два года назад такая авария «отключила» бы все двадцать домов! Но прогресс только в этом. В остальном результат тот же: «ржавая» вода, забитые фильтры, куча жалоб на управляющую компанию, не обеспечивающую жильцов питьевой водой из крана.

Нынешние технологии ремонта сетей — всё те же, дедовские. «Чопик», бандаж или частичная замена трубы. Всё это «мёртвому припарка», потому что только на этом участке — от ЦТП до переулка Пальтинский — уже не меньше двадцати «чопиков» и пяти бандажей. И это только то, что я лично видел или знаю. Проза жизни: с каждым годом всё больше аварий, потому что при ремонтах замена хотя бы части труб на пластик — редкость. Выход, на мой взгляд, как раз в том, о чём вы и говорили в своём вопросе. При каждой аварии менять ветхие трубы на новый пластик участками, от задвижки до задвижки. Если брать этот аварийный участок, то требуется заменить сто метров трубы-сотки, один отвод на школу, который тоже аварийный, и один гидрант, который ремонтируют каждую зиму ни по разу. Сделать это — и всё! Забыли про аварийный участок! И так — шаг за шагом, участок за участком.

ЗАСОРЫ И ПОДПОРЫ

—  В последнее время в социальных сетях стало встречаться много объявлений об отключении воды из‑за аварий на сетях канализации. Нас ожидает ещё один коллапс? Утонем в нечистотах?

—  На самом деле тема очень серьёзная. И я не понимаю, почему вопросы, связанные с канализованием стоков, окружная администрация до сих пор не включила в свою повестку. Всё же на виду. Отсутствие центральной канализации на Заводском уже привело к экологическим проблемам: Малая Ласьва скоро будет загажена стоками до состояния Пальты. Посёлок Молодогвардейцев больше года буквально тонул в канализации, без урожая остались десятки семей, земельные участки требуют рекультивации. Это про большое, а есть ещё и малые проблемы — аварийность на внутриквартальных канализационных трубопроводах. Зона ответственности «Водоканала», крайней всегда выглядит управляющая компания, а страдают, конечно же, жильцы.

Понимаю, тема специфическая, поэтому попробую объяснить на пальцах. Итак, засоры и подпоры. Засоры — это засорение внутриквартальных канализационных трубопроводов. Когда засоряется уличная сеть канализации, проходящая непосредственно перед домами, из домов канализационные стоки не могут выйти. Получается подпор и стоки скапливаются в трубах дома или попадают в подвал, если нарушена герметичность труб. Иногда от большого объёма стоков получаются порывы труб в подвалах домов, так как канализации некуда выходить. Мы, управляющие компании, вынуждены перекрывать воду в домах, пока «Водоканал» не прочистит засор. Люди сидят без воды. Ругаются. Мы тоже ругаемся на «Водоканал», пишем им письма.

Это стало проблемой, потому что за последние три года количество засоров и подпоров на жилфонде «Уралкомпа» увеличилось почти в два раза. В нашем журнале аварийно-диспетчерской службы за 10 месяцев этого года зафиксировано более 300 вызовов «Водоканала» на засоры и подпоры. При этом среднее время прибытия аварийной бригады составляет 8 часов 50 минут. Были случаи, когда прочистка длилась двое и более суток! Это, конечно, ни в какие ворота не лезет. Мало того, что жильцы страдают, потому что сидят без воды, так ещё и возникает риск, что из‑за подпора порвёт трубу и подвал дома затопит канализацией. Последствия мы все знаем. Управляющая компания тратит деньги жильцов на очистку подвала и терпит оскорбления от жильцов, возмущенных запахами в подъездах.

КОГДА ВСЕ ДОМА

— Откуда едут аварийные бригады? Почему так долго?

—  В организации работы «Водоканала» творится что‑то неладное. Подпоры обычно происходят вечером или в выходные, когда все дома. Но аварийные службы «Водоканала» с 20 часов вечера до 8 утра почему‑то не работают, отдыхают в самое ответственное время. В воскресные дни бригад работает тоже меньше. Единственная промывочная машина у них постоянно в ремонте. Поэтому, когда вечером происходит подпор, в «Водоканал» уходит заявка, которую они начнут исполнять, дай бог, только после восьми утра. Чтобы не рисковать внутридомовыми сетями, мы отключаем воду. Внутридомовые сети, кстати, тоже забиваются и их приходится чистить.

Замечу, что дежурные слесаря «Уралкомпа» работают круглосуточно, так же как диспетчеры, лифтёры и электрики. Потому что, если происходит засор канализации на первом этаже девятиэтажного дома, то прочистить его нужно срочно. Может затопить квартиру и отвечать будет УК. Так же происходит и с канализацией придомовой. Если «Водоканал» не прочистит вовремя колодец у дома, то на первых этажах может случиться потоп из канализации, особенно в многоэтажных домах.

СЛИШКОМ ЧАСТО ХОДЯТ В ТУАЛЕТ?

—  Вы предъявляли претензии «Водоканалу»? Не было желания их засудить от имени жильцов?

—  Нет, мы стараемся с ними партнёрствовать, насколько это возможно. Писали в адрес директора «Водоканала» письмо, указав на возросшее количество подпоров и засоров и на низкое качество ремонтов на внутриквартальных сетях. Попросили пересмотреть график работы аварийных бригад, предусмотрев работу в круглосуточном режиме. Директор Пётр Мосюр ответил, что во всём виноваты жители, которые засоряют канализацию и воруют крышки от люков, а также снегоуборочная техника, разрушающая колодцы. Как я понял по настрою, график работы аварийных бригад пересматриваться тоже не будет. А значит, проблемы никуда не денутся.

—  В общем, по версии «Водоканала», во всём виноваты жители. Слишком часто ходят в туалет?

—  При всей абсурдности ответа Петра Николаевича, доля правды в нём всё‑таки есть. Жители сливают в канализацию всё, что ни попадя: туалетную бумагу, прокладки и даже памперсы! Информационная работа с населением в этом плане вообще отсутствует. Никто не зомбирует из телевизора, что можно и что нельзя бросать в унитаз. Туалетная бумага сильно упала в качестве и не разлагается в воде за одну минуту, как положено по ГОСТу, поэтому нагрузка на канализацию возросла в разы. Промывка труб естественным образом тоже ушла в прошлое. Ведь если 15 лет назад город потреблял почти 20 тысяч кубов в сутки и её не считал, то теперь у всех счётчики и потребление упало до 7 тысяч кубов. Экономия на воде для канализации выходит боком, увеличивая риски засоров и подпоров.

—  Когда‑то вы работали начальником управления ЖКХ районной администрации и муниципальный «Водоканал» был под вашим кураторством. Как в те годы решали подобные проблемы с засорами и подпорами?

—  Тогда таких проблем не было, потому что, во‑первых, менталитет населения был другой. Бумагу в унитаз не бросали, памперсы ещё не завезли. Во-вторых, никому не приходила в голову мысль оставить город на ночь без аварийных бригад. Считали, что на этом экономить нельзя. Поэтому засоры устранялись в любое время дня и ночи с достаточной степенью оперативности. И, в‑третьих, городу в решении коммунальных проблем помогали предприятия. К примеру, у нефтяников всегда можно было взять ППУшку — машину, подающую пар под высоким давлением,— для прочистки трудных участков. Было понимание города, как нашего общего дома.

МЫ ВСЕГДА ОТКРЫТЫ К ПАРТНЁРСТВУ

—  Как же всё‑таки решать проблему с сетями канализации? Есть рецепт?

—  Есть. Решать её нужно сообща, как это делали с заменой и ремонтом сетей водопровода. В своё время «Уралкомп» участвовал в программе бюджетирования, в которой можно было запланировать замену водопроводных сетей с участием бюджетных денег. Наша компания, единственная в городе, заменила по этой программе вводы у двенадцати многоквартирных домов на пластик. Позже мы пытались работать с «Водоканалом» по замене таких вводов с последующей компенсацией или взаимозачётом. Мы выполнили работы по десяти домам и после двухлетнего препирательства получили частичную оплату только по трём. Хороший проект закончился из‑за нежелания партнёра исполнять обязательства.

Наша компания реализует свой проект по канализации. За последние три года мы были вынуждены заменить около 25 канализационных выпусков с домов. Предложение «Водоканалу» совместно ремонтировать канализационные сети не нашло поддержки. Скажу больше: мы предлагали «Водоканалу» забрать у него часть внутриквартальных канализационных сетей на своё обслуживание, с последующей оплатой или взаимозачётом. У нас есть специалисты, которые чистят сети от домов к колодцам, есть даже небольшие «кроты» для прочистки труб. У нас частное предприятие, дополнительные доходы нам бы не помешали. Мы могли бы вложить необходимые средства в приобретение техники для прочистки и санации трубопроводов, усилить городскую аварийную службу своей техникой и людьми.

Но, увы! «Водоканал», который легко отдаёт на бесплатный аутсорсинг финансово выгодные работы — вывоз канализации из частных домов, проверку водосчётчиков и так далее,— почему‑то не хочет отдать самые трудозатратные и малооплачиваемые, чтобы хотя бы на некоторых участках разгрузить свои бригады. Для меня это очень странно и непонятно.

Подготовлено редакцией «ВК»