Свежий номер! 

  

НАШ ЗЕМЛЯК В КХЛ
Хоккеист Евгений Митякин провел мастер-класс в СК "Ледовый"

Полиция Краснокамского городского округа ИНФОРМИРУЕТ...
Как в старые добрые времена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Реформа местного самоуправления и Краснокамский район («ВК» №15)

В марте 2013 года по инициативе депутатов Государственной Думы Российской Федерации на обсуждение вынесены поправки в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Немного краснокамской истории

Это тот самый закон, который в 2005 году разделил местное самоуправление Краснокамска на два уровня. Так в одной маленькой территории, где проживает чуть более 70 тысяч человек, появилось двоевластие. Конечно же, у этого события есть свои плюсы и минусы. Ранее, в новейшей истории России до 2005 года, на Майском, в Оверятах и Стряпунятах своих местных депутатов не избирали. В этих территориях власть представляли назначенные территориальные исполнительные органы. Это был несомненный плюс.

Впрочем, и минусов в разделении на двухуровневую систему местного самоуправления в нашем Крансокамском (теперь) районе достаточно. Так в самом Краснокамске действуют две исполнительных власти — городская и районная администрация. А в состав Оверятского городского поселения вошли исконно сельские территории, которые до реформы имели свои администрации и органы управления. Это село Мысы, село Черная, станция Шабуничи, деревня Новая Ивановка, деревня Брагино. Стало ли лучше жителям сельских территорий после этого «присоединения» к Оверятам, стоит спросить самих жителей. Чувствуют ли они заботу старшего «городского» товарища о них?

Реальность и попытки ее изменить

В 2013 году, ровно год назад, депутаты Земского Собрания и часть депутатов городской Думы Краснокамска выходили с идеей ликвидации двоевластия в части сокращения расходов на содержание второй, городской, администрации. Однако эта идея и возможность ее реализации, которые по результатам общественных слушаний были поддержаны подавляющим большинством жителей города, пришедших на слушания, не понравилась большинству депутатов городской Думы и самим городским чиновникам. Тогда этот вариант ликвидации двоевластия был назван «ленинградским». Запомним это название, мы еще к нему вернемся.

Свое нежелание сокращать затраты на городских чиновников «команда мэра» тогда прикрыла псевдо-идеей — проведением во время выборов 8 сентября 2013 года референдума о преобразовании Краснокамского городского поселения в городской округ. Однако эта их «альтернативная» идея оказалась пустышкой и всего лишь предвыборным пиаром. О референдуме забыли сразу же после назначения даты выборов мэра города и городских депутатов. Причем, в первую очередь, забыли и сами инициаторы.

Двоевластие — это не исключительная проблема Краснокамска. С ней столкнулись практически все муниципальные районы страны, где центр района — самое крупное муниципальное образование. В Краснокамске на сегодняшний день проживает практически 80% всех жителей района.

Пример — наш район. Самая «больная» проблема двух уровней — совместная работа. Наш мэр города не может найти взаимопонимания уже с четвертым по счету главой района. Как не было у него нормальных рабочих отношений (речь не о праздниках, торжественных мероприятиях, встречах и личных контактах, а о работе на благо жителей) с В. Д. Жуковым и с однопартийцами Д. В. Маркеловым и Н. Е. Белослудцевой, так и нет с сегодняшним главой района Ю. Ю. Крестьянниковым. Может быть, чиновники городского поселения и его глава существуют вне нашего государства? Словно нет для них указов Президента России о выделении земли для многодетных семей, нет федеральных законов о капитальном ремонте многоквартирных домов. Будто бы и не живут городские чиновники в Краснокамске, не пьют, так называемую, питьевую воду, не ездят по разбитым дорогам, не ходят по колено в грязи по несуществующим тротуарам. Сколько можно было сделать добрых дел, если бы было согласие двух уровней!

Новые варианты

Вернемся к «ленинградскому» варианту, который предполагал ликвидацию городской администрации и передачу исполнения городского бюджета на уровень района. Он был так назван, потому что полный вариант этой конструкции местного самоуправления был реализован в Ленинградской области. В этом регионе 17 муниципальных районов, в каждом из которых по нескольку городских и сельских поселений. В поселениях, как и в нашем Краснокамском районе, есть свои представительные органы (Думы или Советы депутатов), они, как и положено по закону, избираются путем всенародного голосования. А представительный орган всего района — Земское собрание — не избирается жителями района, а состоит из депутатов поселений и глав.

Этот вариант формирования районного представительного органа закреплен в п. п. 1 п. 4 ст. 35 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и гласит:

«4. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей; «

Именно на обстоятельства, связанные с формированием представительного органа муниципального района, в том числе, указывали противники ликвидации двоевластия по «ленинградскому варианту». И видимо, столь настойчивы они были в своем желании убедить жителей, что есть недостатки в этом варианте, что где-то наверху (в Госдуме или выше) «недостатки» решили превратить в достоинства и сделать одним из рекомендуемых вариантов местного самоуправления в районах.

В пояснительной записке, разосланной депутатам органов местного самоуправления, в частности, говорится:

«…муниципальные районы во многих случаях утратили заложенную в концепцию Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ сервисную, межмуниципальную функцию. При этом сельские поселения при заметном дефиците материальных, финансовых и кадровых ресурсов оказались перегружены полномочиями, осуществление которых, в основном, необходимо и характерно для обеспечения жизнедеятельности населения, проживающего на городских территориях. В настоящее время муниципальные районы фактически осуществляют не межпоселенческие полномочия на соответствующих территориях, а решают за поселения и вместо них значительный круг их вопросов местного значения, в том числе путем заключений соглашений о передачи осуществления органам местного самоуправления муниципальных районов большинства полномочий органов местного самоуправления поселений.

…В целях усиления позиций городских и сельских поселений в организации обеспечения деятельности муниципальных районов, повышения эффективности межмуниципальной кооперации и межмуниципального сотрудничества в муниципальных районах предлагается установить единственный способ формирования представительных органов муниципальных районов — из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой уставом данного муниципального района. «

Надо отметить, что изменения в формировании представительного органа муниципального района могут быть внесены в региональное законодательство. И, если это произойдет, то уже в 2015 году, когда закончатся полномочия депутатов Земского собрания Краснокамского муниципального района, новых выборов земских депутатов просто не будет. Районный бюджет, кстати говоря, сэкономит не менее 6 миллионов рублей, а часть депутатов сельских Советов и городских Дум, как и главы поселений, будут совмещать свою общественную нагрузку как депутаты Земского Собрания.

То есть, Земское Собрание Краснокамского муниципального района в 2015 году может состоять из четырех глав поселений (Краснокамского, Майского, Оверятского и Стряпунинского) и, к примеру, 12 депутатов (по три депутата, делегированных от каждого представительного органа).

Видимо, после этого и наступит то время, когда можно будет смело реализовать и оставшуюся часть «ленинградского варианта» — сократить еще и городских чиновников, объединив городскую и районную администрации в один исполнительный орган.

Законопроект об изменениях в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» будет рассмотрен Государственной Думой в конце апреля 2014 года в первом чтении.

Ксения Собчакова