В городской картинной галерее открылась необычная выставка «Pasta& Watch» краснокамца Сергея Пахомова
О жителе нашего города Сергее Пахомове и его увлечениях в Краснокамске известно гораздо меньше, чем за его пределами. Заядлый путешественник и творческий человек, зарабатывающий на жизнь предпринимательством в сфере рекламы, получил сначала региональную, а потом и всероссийскую известность как «паста-скульптор». Ведь не зря же его аккаунт в социальной сети Фейсбук венчает латинское изречение, перефразированное из PER ASPERA AD ASTRA (через тернии к звёздам) в PER ASPERA AD PASTA (через тернии к макаронам). Он начал ваять фигурки из макаронных изделий 13 лет назад. Были и знаки зодиака, и сказочные герои — Дон Кихот, Санчо Панса, бравый солдат Швейк и, конечно же, барон Мюнхгаузен. За годы работы с пастой он накопил большую коллекцию самодельных фигурок — около ста штук. С этой темой Сергея нашли американцы, пригласившие его на интересный творческий проект. А когда в Прикамье решила нагрянуть съёмочная группа Джона Уоррена для подготовки очередного сюжета для передачи «Поедем-Поедим», то центральное место в нём занял опять же наш земляк. И съемки прошли в его краснокамской квартире, где Сергей с Джоном за два часа сваяли автомобиль из макарон. Но не одной пастой жив краснокамец. Был период, когда он увлекался поисками сюжетов в географических картах: что напоминают очертания того или иного региона, страны, континента? Искал новые горизонты и смыслы. А сегодня мысли Сергея Пахомова сосредоточены на вечности — на часовых механизмах, которые уже отсчитали своё время и давно расстались со своими хозяевами. И его новая коллекция приросла не только уже знакомыми знаками зодиака, которые он когда-то лепил из пасты, но и иными сюжетами. К примеру, из шестерёнок, часов и иных механизмов он сделал аппликации на темы Статуи Cвободы и героев Диснейленда, а его работа «Песочные часы» наполнена ещё и глубоким философским смыслом. Пусть Сергей Пахомов всегда скромничает и просит не называть его художником, потому что считает свои увлечения несерьёзными, но мы придерживаемся иного мнения. Его работы интересны и могут стать одной из визитных карточек нашего города. Сегодня с его коллекцией может ознакомиться любой житель Краснокамска, потому что в картинной галерее организована его персональная выставка. А мы пригласили Сергея в редакцию «Вечернего Краснокамска», чтобы он рассказал о себе и своих необычных увлечениях.
ФАБРИКА ЗАКРЫЛАСЬ, А ПАСТА ОСТАЛАСЬ
— Сергей, в Краснокамске вас знают, как человека с либеральными взглядами, многолетнего члена территориальной избирательной комиссии и предпринимателя в сфере рекламы. А за пределами нашего города вас знают как творческого человека, последователя альтернативных направлений в искусстве и дизайне. Откуда это? Ходили в детстве в художественную школу? Работали на макаронной фабрике или часовой мастерской?
— Ого! Спасибо за столь высокую оценку. На самом деле все гораздо скромнее, никакого прорыва в искусстве я не совершил. И, как это ни покажется странным, никогда не ходил в «художку». Был лишь фотокружок в пятом классе. Видимо со временем «вскрылись» внутренние резервы. Это, кстати, может произойти с каждым. Кто знает, сколько всего в нас накопилось вместе с опытом и ищет выхода? Что касается макаронной фабрики, то я работал не на ней, а с ней. Всё это ни что иное, как побочный результат моей основной деятельности. Нас когда-то учили, что креативная составляющая в рекламе должна быть приоритетной. Да, именно для нашей Краснокамской макаронной фабрики в свое время и создавался этот рекламный проект с фигурками из пасты. Фабрика, увы, закрылась, а я остался с десятками видов пасты и бесконечными идеями, которые воплощаю до сих пор.
— Вы уже достаточно давно занимаетесь изготовлением фигурок из пасты. Вас знают в Америке, вы присутствуете в арт-каталогах. Хотелось бы понять вашу роль в этом процессе. Вы их лепите руками? Или разрабатываете модели, а лепит компьютер или кто-то другой?
— »Паста-скульптурой» я увлекаюсь с 2006 года. Моя роль самая непосредственная. От идеи до воплощения. Как Человек на заре цивилизации изобрел колесо, так примерно и я обнаружил удивительные свойства пасты. Это своего рода «LEGO». Главное — правильно подобрать «макаронины», приклеить и отсечь все лишнее. Все по Да Винчи. Компьютер здесь большой роли не играет. Если только в подборе картинок, детализации конкретных объектов. В каталогах — да, присутствую, но это не самоцель, а всего лишь способ лишний раз напомнить о своем творчестве. Иногда каталог попадает в руки заинтересованных людей, и они выходят на контакт. У меня, как и у других, есть основная работа, но именно эти виды деятельности выводят меня в публичное пространство, привлекают интерес масс‑медиа. Хотя изначально задача ставилась другая, чтобы заказчик, клиент в результате получил эффектную рекламную кампанию.
— Вообще вы используете настоящую пасту? Можно ли эти фигурки отварить и съесть? И любители ли вы сами пасту? Или это просто увлечение?
— Паста самая что ни на есть настоящая. Вся с полок магазинов. Сварить можно. Может, и съесть получится, но там присутствует клей. Поэтому я бы не рекомендовал. Сам я люблю пасту не больше и не меньше других продуктов. Без фанатизма. Но, средиземноморская кухня мне очень нравится. Паста с грибами, сыром, под сливочным соусом… Любимое блюдо.
ЧАСЫ МЕНЯ НАХОДЯТ САМИ
— С пастой ещё как-то можно понять. У нас в Краснокамске всегда была макаронная фабрика, которая с конца 80 ‑х выпускала спагетти по итальянским технологиям. Там вроде даже есть какой-то музей, где наверняка есть ваши фигурки. Но как вас осенило заниматься аппликациями из старых часов?
— Про музей и не слышал. Вроде бы там логистический центр одной крупной сети… А с часами тоже забавно получилось. Вначале мне досталась по наследству коробка старых часов из серии «Выбросить жалко». Пытался, как ребенок, складывать некую мозаику. Постепенно вырисовывались идеи будущих работ. Что-то докупал, что-то выпрашивал в мастерских. Потом одна из них закрылась, и мне передали несколько коробок часов и механизмов. Килограммов двадцать. И сам я, скажем так, часы не ищу. Они меня сами находят. Это, кстати, отнюдь не новое направление. Это одна из разновидностей «стим-панка»(steam-punk), изобилующего массой старых шестеренок и механизмов. Ну, вспомните Сальвадора Дали?! Или посмотрите на современные часы-скелетоны?!
— Где вы берёте столько часов? У кого скупаете? Попадаются ли такие, которые не хочется использовать для поделок, потому что они раритетные?
— Видимо слух расходится, как круги по воде. Одна девушка увидела в Перми мои работы, нашла меня и отдала часы деда, который занимался ремонтом. Да, бывают очень интересные экземпляры, которые не хочется вклеивать в картины. Я их откладываю в отдельную коробочку (смеётся). Я не большой эксперт в старых часах и ориентируюсь на собственное чувство вкуса. Антикварные лавки — это отдельный серьезный бизнес со своими каналами поставки и сбыта. Я от этого очень далек. Для меня здесь важнее творческое начало.
— У вас много необычных аппликаций-картин. Откуда берёте сюжеты? Какие картины любимые?
— Сюжет для картины из часов придумать сложнее, чем выполнить. Можно, конечно, делать «попсовых» кошечек, они всем нравятся. Да и мне тоже. Но иногда удаются работы, на которые публика реагирует очень бурно. Например, все те же «Песочные часы», где вместо песка сыплются настоящие часики. Это уже что-то философское, глубокое. Ну мы же помним, что можно бесконечно смотреть не только на огонь и воду, но и на то, как сыплется песок в таких часах.
За все время — несколько десятков работ. Часть из них выставлялась в пермском музее «Ретро-Гараж», еще часть украшает интерьер в магазине «Часы» на улице Борчанинова в Перми. Несколько работ — в частных коллекциях. Остальные храню дома, если нет выставок.
НУ, КАКОЙ ИЗ МЕНЯ УЧИТЕЛЬ?!
— Вы со своей арт-пастой и аппликациями из часов объездили уже пол‑мира. Смотрим ваш профиль в социальных сетях. Вы то в Нью-Йорке, то в Париже, то в Лондоне. Создаётся впечатление, что вы такая богема. На что путешествуете? На что там живёте?
— Вот! Путешествие и есть мое основное хобби. Но тут я прибегну к учению древнегреческого философа Эпикура и скажу, что «желания безграничны, возможности ограничены». Надо умещаться в этих рамках. Все мои поездки как-то связаны с местами, где живут мои друзья. Я много лет тусовался на одном сайте, где общаются фотографы-любители со всего света. Так что они и помогают с информацией, а часто и с размещением в их странах.
Иногда они навещают меня с ответными визитами. Есть возможность познакомить их с нашим краем, показать то, что они никогда не видели. Для своих поездок использую не «пиковый» сезон, ловлю скидки и акции на билеты. Последний раз жил месяц в Детройте по приглашению арт-резиденции. Выполнил масштабную копию одного исторического здания. Впрочем, это отдельная история.
— Вы представитель такого нового искусства. Нет ли желания открыть свою художественную школу, как альтернативу традиционной? Что пожелаете творческой краснокамской молодёжи? Как построить свою карьеру и судьбу, что быть востребованными и оставить свой след в искусстве?
— Ну, какой из меня учитель?! Сам учусь ежедневно чему-то. Как я сказал в самом начале, накопленный опыт сам найдет дорогу к реализации. У каждого свой путь. Могу только пожелать всем его найти. Он отыщется не сразу. И будет не похож на мой или ваш. На ум приходят только банальные слоганы типа «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
Ольга Девятовских
P. S. Полную версию интервью с Сергеем Пахомовым смотрите на канале «Краснокамск ТВ» оператора «Дельта» и на странице «ТВ Краснокамск» сети «ВКонтакте».