Свежий номер! 

  

ГОРОД БРОДЯЧИХ СОБАК  
Отлов бесхозяйных животных прекращен
Программа Ш межмуниципального музыкально-поэтического фестиваля "Кама-мама" 
Электронные сервисы Федеральной налоговой службы (окончание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Как помочь будущему первоклашке? («ВК» №29)

Близится время, когда дети пойдут в школу, и главными героями «праздника знаний» будут первоклассники. Это переломное событие коснется всех членов семьи. Кто-то приобретет новые обязанности, кто-то, напротив, станет уделять меньше времени домашним делам. Уже сейчас покупаются школьные принадлежности и одежда, организуется домашнее рабочее место будущего ученика. Разговоры все чаще связаны с тревогами и ожиданиями первого в жизни ребенка учебного года.

Что еще можно сделать в оставшееся время, чтобы вхождение в школьную жизнь не напоминало бесцельную суету и было для малыша безболезненным?

Чтобы ребенок успешно учился, он, должен хотеть идти в школу. Появление этого желания зависит от мнения близких взрослых. Часто проявляются две крайности: либо ребенка «запугивают» школой, говоря «вот пойдешь в школу, там …», либо говорят, что учеба — это здорово, интересно. В результате у ребенка либо возникает страх перед школой, либо создается впечатление легкости учебы, почти праздника. Родителям следует настраивать ребенка на то, что в школе, как в жизни — есть и трудности, и праздники, а учеба — это каждодневный труд, который потребует и настойчивости и усилий.

Уже сейчас постарайтесь привыкать к «школьному» режиму дня: ложиться и вставать пораньше, завтракать, заниматься в первой половине дня. Конечно, никому не хочется это делать летом, особенно в отпуске, но зато потом не придется тратить силы и нервы на перестройку «биологических часов», соответственно, стрессов и у малыша и у Вас будет меньше.

Летом приучайте ребенка к раннему пробуждению с определенной, приятной целью: интересная поездка, прогулка, утренний показ мультфильмов. Делайте это в будни, а в выходные дни можете отсыпаться и отдыхать в более свободном режиме.

Если ребенок до сих пор ложится спать поздно, постепенно укладывайте его все раньше, чтобы к сентябрю он смог засыпать в 21.00–22.00. Но не отправляйте ребенка в постель в наказание или «для тренировки». Он все равно не уснет, а будет маяться. Лучше посидите или полежите рядом, почитайте, поговорите, ласково поглаживая и помогая уснуть. Не стоит вспоминать неприятности и выяснять отношения. С тревожными детьми о школе перед сном лучше не говорить.

Утром будите ребенка медленно и спокойно. Проснувшись, пусть он увидит Вашу улыбку и услышит ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за вчерашние оплошности. Для более легкого пробуждения сделайте массаж спинки, ручек, ног, головы. Говорите при этом ласковые, добрые слова, фразы «я радуюсь тому, что…», «у тебя получится», «ты сможешь», «я горжусь тобой». Можно говорить о школе как о ситуации будущего успеха ребенка, источнике радости и гордости за него.

Предлагайте ребенку утром завтрак, хотя бы подслащенный чай или йогурт. Большинство детей с трудом привыкают к ранней еде: сложно «разбудить» желудок в 7.30, ведь даже в детском саду завтрак в 8.30. Но в будущем ребенку до школьного завтрака уже придется много поработать, а как гласит народная мудрость «голодное брюхо к учению глухо».

В первой половине дня вместе с ребенком «играйте в школу». В течение 1,5–2 часов (с обязательными перерывами — «переменами») пусть малыш рисует, раскрашивает, лепит, складывает пазлы, собирает что-то из конструктора, то есть сидит за столом и занимается деятельностью, которая вырабатывает усидчивость. Почитайте ему, даже если ребенок читающий. Побеседуйте о прочитанном или «о жизни». Можно купить книжку по подготовке к школе и заниматься с ребенком счетом, развитием памяти, внимания, логики, моторики.

Только ни в коем случае не стоит тренировать ребенка, монотонно что-то заучивая или сидеть, не двигаясь, полчаса! Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой, но не превращать игру в нудные «занятия с наказанием».

В «переменки» можно выйти из-за стола, побегать, попрыгать, поиграть с игрушками на полу. Но не включайте телевизор и компьютер.

Во время таких своеобразных «уроков» дайте ребенку возможность что-то выполнять под Вашим руководством, а что-то — самому (можно на время отойти, а потом проверить результат). Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала, даже если не очень получается — необходимы. Не превращайтесь в «строгого учителя». Ребенку важно знать, что дома его любят, даже если он чего-то не умеет.

Не обвиняйте малыша в лености, неумелости, безалаберности, невнимательности и вообще во всех мыслимых грехах. Не стоит также в присутствии ребенка проявлять тревогу о его слабом здоровье, нервозности или чувствительности и вероятных школьных проблем, связанных с этим. Выказывайте уверенность, что, не смотря на это, у него все сложится благополучно, и это будет дополнительный повод для Вашей гордости им. 

Не стоит излишне опекать ребенка, ему полезны самостоятельность и самообслуживание. Научите его дома открывать и закрывать входную дверь, выключать перед уходом электроприборы, закрывать форточки, проверять краны с водой, пользоваться микроволновкой или плитой. В магазине под Вашим присмотром пусть ребенок делает несложные покупки: сам обратится к продавцу, поздоровается, перечислит товар, отобьет чек в кассе, отдаст его продавцу и заберет товар. Если умеет считать, пусть пересчитает деньги и сдачу. В транспорте пусть малыш оплачивает проезд и сохраняет билеты. Если в Вашем присутствии к ребенку обратились с вопросом, не торопитесь отвечать за него или подсказывать ответ, прежде чем он откроет рот. Пусть он преодолевает страх общения и сам пробует выстраивать отношения с взрослыми и детьми. В школе ему это очень пригодится.

Вы можете заранее порепетировать, какими фразами отвечать в том или другом случае. Периодически играйте в игру «Представь, что меня здесь нет…» Но если ребенок что-то сказал невпопад или не так, как сказали бы Вы, не критикуйте, не ругайте, ведь «вас здесь нет…» Потом подскажете и научите «как надо».

Не запугивая, расскажите ребенку о личной безопасности; объясните, что люди бывают разные, и хорошие и плохие, поэтому важно знать, как правильно себя вести, как общаться или уходить от общения. Подумайте с ребенком, как избежать опасности и попросить помощи в разных предполагаемых ситуациях.

Самое главное при подготовке к школе — это положительное отношение к ней и оптимистичный взгляд на предстоящие перемены. Заверьте ребенка, что если он чего-то не умеет — Вы подскажете, провинится — простите, неуспешного — поддержите, обиженного — утешите и защитите. Чаще напоминайте ребенку, что родные люди любят друг друга не за оценки, успехи и «правильность», а потому что они — родные, и трудности и проблемы преодолевают вместе!

Психолог Дина Нагимова