Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

МЫ БЛАГОДАРНЫ ЛЮДЯМ ЗА ТЕРПЕНИЕ!
События и люди Краснокамска
Плохое поведение ребенка:
наблюдаем, изучаем, исправляем
 
 

Реклама

Как помочь «белой вороне»? ч.2 («ВК» №5)

Продолжение. Начало в № 4.

Если ребенок застенчивый

Важно отличать застенчивого ребенка от ребенка, который любит уединение, его не тяготит одиночество, он не будет скучать, если остался один дома, а займется чем-нибудь интересным, ничуть не страдая.

Страдают от стеснительности, в основном, чувствительные, впечатлительные дети, которые все принимают близко к сердцу. У них повышенное чувство долга, им трудно быстро подстраиваться под меняющуюся ситуацию, обманывать, хитрить. Они достаточно робкие, страдают от своих мнимых недостатков, а свои положительные качества, наоборот, не замечают и не ценят. Они боятся, что будут выглядеть смешно в глазах других, скажут что-нибудь глупое, что некрасиво одеты и т. д. Они очень чувствительны к любым отзывам о себе.

Робкие, нерешительные дети часто ведут себя неадекватно, скованы, зажаты, у них неестественные движения, мимика и жесты. С другими ребятами застенчивые дети общаются мало, потому что считают себя хуже других. Они часто колеблются в принятии решения, не проявляют инициативы, не могут защитить себя. Из-за этого их часто вообще не замечают, поэтому застенчивость часто сопровождается нереализованными возможностями.

Впрочем, некоторые дети, напротив, проявляют спонтанную агрессию, пытаясь обороняться от мнимой угрозы, а потом еще сильнее переживают от своей нелепости и чужих насмешек. Все это приводит к «выключенности» застенчивых детей из общественной жизни.

Чтобы помочь таким детям, родителям, прежде всего, следует обратить внимание на свое собственное поведение. Если вы сами часто проявляете беспокойство и мнительность, ребенок быстро перенимает такое поведение, и оно в дальнейшем закрепляется. Постарайтесь подавать пример уверенного, контактного поведения. Не замыкайтесь в себе, сами стремитесь к общению с окружающими.

Не навязывайте ребенку те правила, которые он не в состоянии выполнить, даже если вы считаете, что это должно его мобилизовать. Часто именно невыполнимые требования заставляют ребенка бояться того, что он не справится с ситуацией и получит наказание. Это ведет к тому, что ребенок постоянно неуверен в своих силах и начинает считать себя слабым. Не нужна и излишняя принципиальность и критичность в оценках. Не надо постоянно читать мораль о том, что должен делать «порядочный человек» или «хороший мальчик», или «послушная девочка» и стыдить по любому поводу. Излишнее давление только усиливает неуверенность в себе.

Дети усваивают лучше, когда видят, как надо поступать. Если вы сами не можете послужить примером, то предложите ребенку выбрать для этих целей какого-нибудь человека (родственника, знакомого), на которого он мог бы ровняться. Обратите внимание ребенка на то, как выглядит уверенный человек. Какой у него голос — громкий или тихий. Как расправлены плечи. Какое спокойное и открытое выражение лица. Какая походка, улыбка, мимика, жесты.

Не создавайте проблем там, где без этого можно обойтись, не драматизируйте ситуацию, если у ребенка есть затруднения в общении со сверстниками. Это еще не конец света.

Напишите шпаргалки, как уверенно вести себя в разных ситуациях. Например, во дворе, желая поиграть с ребятами, нужно:

1. подойти к ним,

2. улыбнуться,

3. сказать «Привет»,

4. спросить, можно ли поиграть вместе с ними и т. д.

Проигрывайте сюжеты, тренируйтесь друг с другом, меняйтесь ролями, репетируйте разные ситуации, включая отказы и убеждаясь в том, что ничего страшного при этом не происходит. Бывает полезно заучить начало разговора, для того, чтобы преодолеть первое, самое сильное волнение.

Часто дети боятся показаться глупыми, не сообразить, что можно ответить, поэтому поощряйте своего ребенка высказываться. Не «затыкайте» ему рот, даже, если он говорит что-то, с вашей точки зрения, несуразное. Иначе он еще больше будет стесняться своих слов, своих мыслей, самого себя. И застенчивость только усилится.

Для повышения самооценки помогите ребенку составить список его положительных и отрицательных качеств, причем положительных должно быть значительно больше. Пусть он удивится и обрадуется, узнав, что в нем так много хорошего!

И, конечно же, универсальными средствами от многих личностных проблем являются чувство юмора, оптимизм и самоодобрение. Развивайте их в ребенке и в себе.

Если ребенка дразнят в школе или детском саду

Как быть, если вашего ребенка дразнят и из-за насмешек сверстников он не хочет ходить в школу или в детский сад?

Прежде всего, родителям не стоит открыто вмешиваться в конфликт детей. Вряд ли ваше вмешательство заставит других детей по-иному относиться к ребенку. Возможно, сверстники будут меньше дразнить его открыто, но играть с ним на равных, принимать в свою компанию не станут — он «ябеда», не смог справиться сам, а привел старших. И ваше заступничество окончательно восстановит детей против вашего ребенка. Таким образом, стремление лично разобраться с обидчиками либо требование, чтобы учительница/воспитательница своей властью «прекратила эти издевательства» приведет, скорее всего, к изоляции вашего ребенка в кругу сверстников.

И, как ни парадоксально, ваше вмешательство может ухудшить отношение к вам со стороны вашего ребенка. Ведь он обратился к вам за помощью, а ситуация только ухудшилась. Кроме того, ребенок сделает вывод: ни он сам, ни вы не в состоянии справиться с проблемами. И это окончательно лишит его уверенности в собственных силах.

Некоторые родители советуют выяснить отношения с обидчиками напрямую, открыто спросив, что не устраивает насмешников. Зачастую эти выяснения переходят в драку, в которой не всегда побеждает тот, кто прав. Справедливости ради нужно сказать, что подобная тактика иногда приводит к положительным результатам. Участие в драке, даже если победа не была абсолютной, достаточно часто помогает ребенку самоутвердиться. Но увлекаться этим не стоит.

Продолжение следует…

Психолог Дина Нагимова