Продолжение. Начало в № 11.
Жадность порождает бедность, алчная слепота затмевает разум.
Генрих Гейне
Как любое человеческое качество жадность вызывает неоднозначную оценку окружающих. Она имеет множество проявлений и варьируется от разумной бережливости до алчности и крохоборства.
Старшее поколение с детства учили, что любить деньги и материальные блага стыдно. А молодежь уверена, что любить их не стыдно, а наоборот — приятно и хорошо. Главное — научиться любить их правильно. И детей нужно воспитывать так, чтобы они умели и копить, и делиться.
Если вы подозреваете себя в излишней бережливости, если скупость разрушает гармоничные отношения с окружающими, если вы перестали радоваться жизни
Возможно, вы считаете, что отдавая другим собственные деньги или время, вы обделяете себя. Осознайте себя как личность, отдельно от своего имущества. Почувствуйте разницу между собой и своей материальной собственностью. Поймите, что вы способны не только накапливать, но и создавать, творить, тогда и делиться с окружающими станет гораздо легче.
А может быть, ваша жадность — это желание контролировать ситуацию и жизнь окружающих. Если бережливость одного члена семьи вынуждает остальных выпрашивать каждую копейку, тщательно обосновывая необходимые траты, если подарки и похвалы нужно «заслуживать», если постоянно возникают ссоры на «денежной почве», придирки к членам семьи типа «вы слишком много тратите», то речь идет не о расчетливости, а о жажде власти. Но ведь жадность может приумножить деньги и вещи, а не любовь и уважение. Таким способом невозможно заслужить доверие, избавиться от внутреннего одиночества и страхов. Домашнюю тиранию, со временем, либо свергают, либо от нее сбегают, поэтому стоит поискать иное применение своим лидерским и организаторским способностям.
Жадный человек редко отдает себе отчет в своей скупости, поэтому не стоит напрямую говорить о его недостатке. Лучше подчеркните его достоинства, благодарите за знаки внимания, за незначительные подарки, словно невзначай напоминайте, что именно доставляет вам радость. Если жадина — член вашей семьи, не драматизируя ситуацию, открыто, но мягко выражайте свои чувства: «Я отлично тебя понимаю, но больше не хочу терпеть постоянные лишения. Ведь у нас есть возможность жить в достатке и перестать экономить на всем».
Нередко люди не хотят делиться из страха быть использованными, либо опасаются ситуации, как в поговорке «Не делай добра — не получишь зла». Научитесь доверять Судьбе:
Нередко жадность возникает как потребность отстаивания своих интересов и защита своего психологического пространства. Особенно актуально это в детском возрасте, когда формируется личность, происходит осознание таких понятий, как «Я», «мое», «не мое», «чужое». Когда отношения с окружающими людьми складываются как доверительные или враждебные.
Как научить ребенка разумному отношению (обращению) с миром вещей и денег?
1. Правильно проявляйте заботу. Когда вы твердите малышу: «Быстренько кушай кашку, а то придет киска (папа, сестренка) и все съест! «, или, одаривая его, говорите: «Спрячь, пока никто не увидел! «, то сами подстегиваете в крохе жадность: «Не хочу, но съем (или возьму), главное, чтоб другому не досталось! «
2. Учитывайте особенность детского восприятия. На третьем году жизни кроха начинает осознавать, что ему принадлежат определенные вещи. Игрушки, одежда, книжки, и даже родители воспринимаются не отдельно сами по себе, а как составная часть самого ребенка. Попытки
3. Для предотвращения конфликтов обеспечьте ребенка собственными игрушками на прогулке и в гостях. Лучше гулять с малым количеством игрушек — одна или две — все, что помещается в руки. В этом случае малышу легче будет защищать свое и сложнее отбирать чужое.
4. В детском саду возникают ситуации, когда
5. Деликатно вмешивайтесь, если один из малышей пытается покушаться на игрушки второго. Причем, на стороне того, у кого забирают. Когда дети начинают тянуть игрушку каждый в свою сторону, нужно спокойно присесть рядом и аккуратно потянуть игрушку в сторону «обижаемого» со словами: «Это Машина игрушка, когда она захочет, то поделится с тобой, а пока игрушка ей нужна. А ты поиграй вот с этим…» При этом оба ребенка чувствуют, что находится под защитой взрослого человека, что благотворно сказывается на формировании доверительных отношений. Получив разрешение не делиться, «обижаемый» ребенок перестает бороться за это право и отстаивать его криком и агрессией. Он может выбирать — дать игрушку или не дать, и эта внутренняя свобода выбора делает его великодушнее. Таким образом, в психологическом плане выигрывают оба ребенка.