Объявления

Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

Вот и лето пришло
Проект «Хранители сокровищ родного края»

От халата к халатности
 
 

 

Реклама

Мама, папа, я ... и телевизор ч.3 («ВК» №16)

Продолжение. Начало в № 14,15.

С помощью телевизора ребенок начинает познавать мир, но делает это пассивно. Не нужно ходить в кино, театр, музей, на прогулку — сегодня все впечатления и информацию можно получить дома, сидя на диване. У ребенка начинает пропадать желание читать, познавать мир опытным путем, фантазировать, мыслить.

Вторая опасность телевидения заключается в том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость (мания). Даже взрослые склонны попадать под обаяние голубого экрана. Телемания — это зависимость от телевизора, потребность все время проводить у экрана, забросив все другие дела.

Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять малыша, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается, всегда рядом — чем не настоящий друг?

Ученые выяснили, что телевизор оказывает гипнотическое действие на мозг ребенка. Вот почему дети иногда сидят перед экранами, как зомби, ничего не замечая вокруг. Кроме того, у детей, злоупотребляющих просмотром телевизора, активнее работает правое полушарие, отвечающее за эмоциональное развитие, поэтому после длительного просмотра, ребятишки становятся более капризными и беспокойными. Кроме того, у детей, расположенных к эпилепсии, ритмическая стимуляция сетчатки глаза прерывистыми вспышками света может вызвать приступ.

Маленькие дети в возрасте 3–6 лет вообще воспринимают всю информацию в буквальном, некритичном смысле. Вы замечали, что малыши не понимают юмора, они все воспринимают за чистую монету, им трудно отличить где правда, а где ложь. Так и всю полученную из телевизора информацию они воспринимают как норму и переносят ее в свою маленькую жизнь, в свои игры, манеру поведения. «Мнение телевизора», а не мнение родителей пользуется авторитетом, становится критерием истины, формирует убеждения ребенка, воспитывает его.

Длительные просмотры телевизора могут привести к расстройствам сна. Так, если 12–13-летний подросток проводит более 3 часов в день перед телевизором (равно как и перед компьютерм), то начинает испытывать заметные трудности со сном, которые могут сохраняться и во взрослом возрасте. Подростки меньше общаются с родителями и сверстниками, меньше пишут и читают, все хуже владеют родной речью. Часто телевизор и компьютер становятся единственными «суррогатными» собеседниками ребенка.

Еще одна проблема — это сидячий образ жизни и потеря физической активности, что приводит к ожирению и другим болезням внутренних органов. Чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем чаще он употребляет в пищу суррогатные продукты и сладкие напитки. Пищевая и теле-булимия(теле-обжорство) нередко сопутствуют друг другу: машинально, неосознанно ребенок поглощает и пищу, и информацию, не усваивая ни то, ни другое. Это поднимает риски превышенного индекса массы тела, диабета, сердечной болезни, высоких уровней холестерина в крови, гормональных нарушений. Плюс гиподинамия и нарушение зрения, головные боли, ослабление функций внимания и памяти и, как следствие, более низкая успешность в обучении. Врачи не зря говорят о том, что здоровье закладывается с детства, а просиживание у телевизора ему явно вредит.

Ни для кого не секрет, что телевизионные программы пестрят сценами жестокости, насилия и аморальных поступков — такие программы категорически нельзя смотреть детям. Популяризация насилия приводит к детской агрессии, изменению нравственных принципов. Поначалу на сцены насилия на экране мозг ребенка реагирует так же, как если бы это происходило «вживую»: он чувствует тревогу, страх, при этом включаются рефлексы бегства или оборонительной активности (агрессии). Но со временем реакции ребенка притупляются, он начинает привыкать к насилию и безнравственности и относиться к ним как к нормальным элементам поведения взрослой жизни. Надо ли говорить о том, что, стремясь повзрослеть в глазах окружающих и доказывая свою «взрослость», он будет все более агрессивен и бессердечен.

Можно долго говорить о том, как вредно подсаживаться на телевизор, сколько времени отнимает бездумный просмотр, как он обедняет жизнь и взрослых и детей. Все это так, но все же полностью отказываться от телевизора не стоит. Есть более рациональное решение проблемы — надо научиться смотреть телевизор с умом и с пользой.

Продолжение следует...