Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

КОНДУКТОР,
НАЖМИ НА ТОРМОЗА!

События и люди Краснокамска
Безделье, проведенное с пользой
 
 

Реклама

Не все своровано, что украдено ч.1 («ВК» №21)

О причинах детского воровства.

Детское воровство — это один из самых пугающих проступков ребенка, с которым могут столкнуться родители. И, одновременно, это один из самых удачных примеров того, что за одним явлением часто кроется множество совсем других.

Согласно определению, «воровство — это спланированное присвоение чужого имущества ради его материальной ценности. При этом человек осведомлен о социальном и моральном запрете на такие действия, осознает степень вреда для жертв кражи и возможность наказания для себя».

Как видим, воровство — довольно сложное явление, и далеко не всегда, когда ребенок берет чужое, он ворует.

Несмотря на распространенность данной проблемы, взрослые, столкнувшиеся с ней, часто оказываются один на один со своими переживаниями и испытывают растерянность. Они не знают, что считать воровством, а что нет, почему оно возникает, как обсудить произошедшее с ребенком, нужно ли его наказывать и многое другое. Они боятся обсудить свои подозрения с кем бы то ни было, опасаясь обвинений в том, что они плохие родители, невнимательные воспитатели или недобросовестные учителя. Но детское воровство — это социо-культурная болезнь, имеющая множество причин возникновения и форм проявления.

Попробуем в них разобраться.

Возрастные особенности

Существуют определенные возрастные «всплески», во время которых дети наиболее падки на чужие вещи, игрушки и деньги. К ним относятся периоды в 3–4 года, 7–8 лет и подростковый возраст 13–15 лет. Родители детей именно этого возраста чаще всего обеспокоены нахождением в доме игрушек и вещей неизвестного происхождения или же обескуражены пропажей денег из своих кошельков.

В каждом из этих периодов ребенок проживает определенные стадии развития личности, которые побуждают его брать чужие вещи.

3–4 года

Начиная с трех лет и вплоть до школы, ребенок учится взаимодействовать с окружающими по поводу явления: «мое — чужое». И от взрослых требуется терпение и способность объяснить основы этого взаимодействия: Как попросить на время поиграть то, что не принадлежит, но очень нравится? Как пережить отказ? Как дарить и принимать подарки? Как поменяться? Как вовремя вернуть то, что одолжил? и многое другое.

В этом возрасте малыши активно общаются. Они совершают первые походы в гости, идут в детский сад или на развивающие занятия. Особенно нелегко отделить свое и чужое ребятишкам, растущим в тех семьях, в которых понимание «мое — не мое» не сформировано даже у взрослых. По принципу: «Мы одна семья: у нас все общее!» В таком доме все вытираются одним полотенцем и носят одни тапки. Взрослые умиляются, когда ребенок ест из их тарелок приглянувшиеся ему лакомые кусочки. Одежда и обувь старших детей передается по наследству младшим, и таким образом, тоже становится обшей. Для детских, особенно девичьих, забав мамы отдают вышедшие из употребления сумочки, косметички, бижутерию, косметику и прочее.

Попадая на детскую площадку, такой ребенок не способен понять, почему нельзя просто взять себе все, что ему нравится. И если ему не удается заполучить желаемую игрушку по-хорошему, он стремится отобрать ее силой. А если и этот номер не проходит, то пытается прихватить ее с собой тайком.

Рекомендации:

* Позаботьтесь, чтобы в доме помимо «всего общего», у каждого члена семьи были свои личные вещи. А главное, чтобы существовали правила обращения с этими вещами и уважение к их неприкосновенности.

* Не забывайте, что ваш ребенок также является хозяином собственных вещей. Если малышу подарили игрушку, он может ее разобрать, передарить или отдать в долг. Вы должны подсказывать, в каких случаях это делать уместно, а в каких — нет. Но не запрещайте ему распоряжаться своими куклами и мишками.

* Будьте готовы к тому, что у детей нет денежного эквивалента вещей. Не исключено, что, уйдя с утра в детский сад с дорогостоящей игрушкой, вечером ребенок может вернуться счастливым обладателем наклейки, которую он выменял у приятеля. Предложите ребятишкам обратный обмен через некоторое время, когда они насладятся обладанием понравившейся вещи.

* Поток игр и игрушек, которые дарятся ребенку, не должен быть бесконечным, иначе их ценность в глазах ребенка будет снижаться, а количество обменов или пропаж увеличиваться. Искренне посочувствуйте малышу, если он осознал неудачность обмена или переживает из-за потери. Но не бросайтесь в магазин за обновкой. Объясните, когда вы сможете (и сможете ли вообще) купить эту вещь опять и почему.

* На «охоту за чужим» детей часто провоцирует излишне строгое или сильно ограничивающее воспитание. Зависть к чужому «игрушечному богатству» и обида на собственных родителей приведут к тому, что воровство станет тайным способом повышения самооценки и психологической компенсацией переживаний.

Иногда ребенок попадается за поеданием конфет из чужого кармана. Конечно, такую добычу дополнительного питания из чужих сумок и карманов нельзя оставлять без внимания. Но в этом возрасте она не имеет никакого отношения к воровству, а связана с несформированностью навыков культурного поведения, физиологическими нарушениям (возможно, со стороны эндокринной системы) или определенными эмоционально-личностными проблемами ребенка. Так что, пожалуйста, дорогие взрослые, не торопитесь обличать, а постарайтесь разобраться, чем вызвана данная ситуация, и окажите ребенку помощь, в которой он нуждается.

Продолжение следует...

Психолог Дина Нагимова.