Продолжение. Начало в № 31.32.
11. Не критикуйте. «Детей воспитывают до пяти, а не после двадцати». Взрослого человека перевоспитать очень трудно. А если он недоволен общением с Вами и воспринимает Вас вместе с Вашей критикой «в штыки» — то вообще невозможно. Вам бы понравилось, если бы
12. Уступить — не значит проиграть. Упрямо настаивая на своем, мы становимся похожи на… капризных детей. Бойтесь быть капризными! Разумные уступки полезны для дела, а кроме того, еще и вызывают уважение окружающих. Прислушивайтесь к точке зрения ваших оппонентов, уважайте их наравне со своей. Самокритично относитесь к своему взгляду на проблему. Допустите, что и вы можете ошибаться.
13. Юмор и раздражение несовместимы! Шутки, розыгрыши — отличное средство для того, чтобы овладеть своим раздражением. Попробуйте освоить три приема:
а). Представьте ситуацию или человека, который Вас раздражает, как можно смешнее и нелепее, например, маленьким волосатым гномиком в детском чепчике с пустышкой во рту. Важно вызвать образ, который в эту минуту вас развеселит, или, по крайней мере, отвлечет от переживаний. Если смеяться в данный момент неприлично — просто улыбнитесь!
б). Не бойтесь посмеяться над своей ошибкой, неловкостью, над своим собственным раздражением. При этом вы отделяете себя от этого качества, демонстрируйте себе и другим, что это — неглавное в вас, что это — временное и случайное явление, от которого можно избавиться. Учитесь вспоминать и рассказывать раздражавшие вас
в). Наигранный розыгрыш: несоответствие между незначительностью повода и преувеличенными размерами раздражения вызывает улыбку. Например, «Ты опять сегодня не завела настенные часы, поэтому я пробью дырку в потолке и буду определять время по солнцу и звездам!». Следствие должно быть нелепым или, как минимум безобидным.
14. Постарайтесь меньше общаться с людьми, которые Вас раздражают. Если же избежать этого нельзя, представьте волшебный щит, колпак или стену, которые защищают вас. Найдя удачный образ, вы всегда можете сознательно вызвать его. И раздражение либо не возникнет совсем, либо будет не таким сильным, как раньше. При этом допускайте, что другой человек (как и вы сами) имеет полное право выражать собственное мнение и давать свою оценку ситуации, в том числе и негативную. И это не повод, чтобы друг от друга раздражаться.
15. Один из психологических приемов управления раздражением основывается на различении источника и адресата раздражения. Беспокоит нас одно, а достается — другим. Озвучьте это несоответствие, например: «Ты сегодня не вытер после себя воду в ванной, и это для меня особенно нестерпимо, … (пауза) потому что я не знаю, в чем мне вечером идти в гости». Этот прием помогает,
16. С сильным раздражением часто помогает справиться рисуночный метод:
— Нарисуйте шарж на своего обидчика, подпишите его. Или напишите обидчику письмо, не стесняясь в выражениях!
— Сконцентрируйте в течении 20 секунд свое раздражение на кончике карандаша/ручки.
—
— Разорвите рисунок на части, на
17. Используйте аффирмации. Для профилактики эмоционального напряжения помогает прием повторения коротких, простых утверждений. Например:
* Я чувствую себя все лучше и лучше;
* Спокойствие и концентрация внимания;
* Я управляю собой;
* Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на беспокойство;
* Радости в моей жизни значительно больше;
* У меня все будет в порядке.
Можно придумать свои собственные формулировки. Сделать их краткими и позитивными; проговаривая многократно каждый день (вслух или про себя) или записывая на бумаге.
18. Часто раздражение сопровождает состояние нашей внутренней несвободы. Попробуйте заменить слово «должен/обязана» на «хочу», «хотелось бы», «было бы неплохо». Наше сознание
Конечно, это всего лишь малая часть рекомендаций по борьбе с раздражительностью. Но начав применять хотя бы эти простые приемы, вы сделаете свою жизнь спокойнее, и может быть, счастливее.
В заключение нашей темы поговорим о том, как вести себя, если приходится общаться с раздражительным, быстро «закипающим» человеком. Как уцелеть в огне чужого гнева, не «пропитываясь» негативными эмоциями.
Продолжение следует…
Психолог Дина Нагимова