Окончание. Начало в № 25.
7. Можно представить поездку в лагерь как возможность стать более самостоятельным и взрослым. Найдите преимущества отдыха вдали от дома и родительской опеки: самому решать, в какие кружки записаться, с кем дружить, в каких играх принимать участие. Кроме того, в отряде соберутся незнакомые между собой дети, коллектив будет абсолютно новый, и нужно самому постараться найти в нем свое место.
8. Если ребенок робкий и трудно сходится с людьми, вместе с ним разработайте план, как лучше познакомиться с товарищами по группе. Объясните, что все дети в отряде чувствуют то же самое. Тоже волнуются. И будут рады знакомству.
9. Основной задачей развития ребенка в лагере является адаптация к новому коллективу. Поэтому, еще до отъезда ребенка в лагерь, нужно говорить с ним о том, что помогает налаживать общение, а что может привести к конфликту с детьми.
Одной из причин неприятия может стать то, что ребенок
10. Объясните ребенку, что в лагере есть взрослые люди: воспитатели, педагоги дополнительного образования, психолог, врачи и другие сотрудники. С каждым отрядом постоянно находятся вожатые. Их надо слушаться, к ним можно обратиться за помощью и поддержкой. В каждом лагере и в отряде есть свои законы, традиции, их необходимо выполнять.
11. Дети начинают скучать по родителям, по привычному домашнему укладу. Некоторые плачут и просятся домой. Главное для родителей — не поддаваться унынию ребенка, а постараться настроить его на оптимистичный лад. К тому же для встреч есть «родительские дни».
12. Ребенку нужно объяснить, что в лагере одобряется самостоятельность и аккуратность в бытовых вопросах. Это вызывает уважение и экономит время и силы. А потому надо заранее приучать ребенка ухаживать за собой и своими вещами. Умываться — чистить зубы, высмаркиваться, мыть ноги, мыть голову и все тело; мыть руки после посещения туалета, смывать унитаз. Стирать мелкие вещи (трусы, носки, купальники и т. д. ) и закрывать за собой краны.
13. Напомните правила поведения в коллективе: нельзя драться, обижать, брать чужие вещи без разрешения, обманывать воспитателя, не выполнять распорядок дня. И обязательно уделите особое внимание разговору о технике безопасности.
14. Однако, наставляя ребенка дома, не прибегайте к системе запретов и постарайтесь избегать частицы «не»: «не заплывай далеко «, „не гуляй по ночам“, „не кричи“, „не балуйся“. У ребенка может сложиться впечатление, что его отправляют туда, где ничего нельзя, то есть практически наказывают лагерем.
15. Важно, чтобы ребенок был настроен на дисциплину, знал, что правила поведения в коллективе отличаются от правил поведения дома. Ему нужно внушить, что от дисциплины зависит его безопасность.
16. Дети должны знать: нет ничего постыдного в том, чтобы обратиться за любой помощью к взрослым, не надо стесняться «обеспокоить» их, даже если они этим поначалу недовольны. Нельзя покрывать правонарушителей
17. Снять психологическое напряжение ребенку поможет ведение дневника или зарисовок. Блокнот или альбом, куда ребенок ежедневно заносит свои впечатления, будет служить хорошим психотерапевтическим средством в течение смены.
18. Детям в оздоровительном лагере всего важнее выполнять распорядок, указания вожатых и руководства, ориентироваться на товарищей. А самостоятельность требуется только в некоторых вещах и больше касается организованности ребенка: не забывать наставления и правила; быть в курсе расписания, помнить о предстоящих мероприятиях, что надо брать с собой на занятия; не отвлекаться, вовремя собираться, не «тормозить», не отставать от отряда, не теряться.
19. Не всегда целесообразно давать ребенку мобильный телефон. Ему в первые дни бывает грустно, он скучает по дому, по родителям. К такой ситуации вожатые готовы и стараются максимально отвлечь его от грустных мыслей, вовлечь в мероприятия, а если происходят постоянные звонки родителей своему чаду и наоборот, то период адаптации к лагерю и новому коллективу затягивается, а это заставляет нервничать, как родителей, так и их детей.
20. Подготовку и сборы к отъезду в лагерь нужно проводить совместно с ребенком. Научите его собирать и упаковывать сумку — когда настанет пора уезжать, мамы рядом не будет, а аккуратно складывать вещи ребенку придется самому.
21. Весьма желательно все вещи подписать или промаркировать
22. Не давайте в лагерь ничего тяжелого, портящегося,
23. Если вы даете ребенку карманные деньги, их должно быть умеренное количество. Соблазнов много, поэтому потратится любая сумма, и
24. Провожать со слезами и причитаниями, поминутно напоминая
Очень часто ребенок, поначалу не желавший покидать домашний очаг, потом становится большим поклонником отдыха в лагере. Лагерь — это маленькая школа жизни и для детей и для родителей. И в ней не всегда все бывает гладко,— но все меняется. Наши дети взрослеют. И тогда, со временем их можно будет со спокойным сердцем отпустить не только в летний лагерь, но и во взрослую жизнь.