Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

МЫ БЛАГОДАРНЫ ЛЮДЯМ ЗА ТЕРПЕНИЕ!
События и люди Краснокамска
Плохое поведение ребенка:
наблюдаем, изучаем, исправляем
 
 

Реклама

Сквозь туман фанатичной веры («ВК» №27)

Есть такая притча: «Пригласил к себе царь Соломон мудрецов и спросил: «Есть ли такое слово, которое одно определяло бы все сущее и на земле и в космосе; все предметы, события и явления? «И ответили мудрецы: «Есть такое слово. И слово это — мера! ««

Действительно, все хорошо в меру: в меру кушать, в меру спать, в меру работать, в меру отдыхать. Даже любить, общаться с людьми, посвящать себя идее служения нужно в меру. Иначе недалеко до неумеренности и фанатизма, а это особенно опасно, когда речь идет о духовных исканиях.

В поисках истины, спасаясь от душевной боли, некоторые попадают под влияние харизматичных личностей, проникаются какой-либо«сверх-идеей» и становятся ее ярыми поклонниками. Именно на такой почве произрастают такие разнообразные, но, в целом, неприятные явления, как религиозный фанатизм, сектантство, увлечение новомодными духовными верованиями, псевдо-философскими и псевдо-психологическими учениями, участие в коммерческих пирамидах, на основе сетевого бизнеса. Из всего этого возникает собирательное понятие «культ», которое отражает деятельность любой группы, предполагающей манипулирование — изменение установок и поведения других людей в соответствии с собственными скрываемыми интересами лидеров.

Особенно опасно вовлечение в культ детей и подростков: дети некритично воспринимают идеи, предлагаемые взрослыми людьми, а подростки отличаются максимализмом, бунтом против родительского влияния, недостаточной ответственностью, стремлением найти упрощенные ответы на сложные вопросы. В группу риска попадают и пожилые люди, уставшие от жизненных невзгод и одиночества.

Какие же причины приводят людей в ряды религиозных адептов или страстных приверженцев какой-нибудь«сверх-идеи»:

1. Эмоциональное неблагополучие в семье — один из наиболее значимых факторов. Унылое безрадостное существование, взаимные осуждения и придирки, постоянные ссоры, эмоциональная холодность членов семьи по отношению друг к другу, «выгоняют» кого-то из них на улицу в поисках тепла и участия.

2. Пережитый кризис, возникновение ситуации, когда стабильный уклад жизни и душевный мир человека разрушился: смерть близкого человека, тяжелая болезнь, развод, увольнение с работы, утрата социального статуса и другие серьезные события, глубоко травмирующие и порой приводящие к потере смысла жизни.

3. Своеобразный духовный вакуум, существующий в нашем обществе в последние десятилетия. После распада СССР и идеологического краха, мы достаточно долгое время живем в отсутствии каких-либо значимых идей. Однако «свято место пусто не бывает», поэтому ловкие недобросовестные люди пытаются пользоваться этим обстоятельством и в своих целях заполнять вакуум в головах людей религиозными, оккультными, эзотерическими и псевдо-социальными идеями.

4. «Одиночество в толпе», разобщенность людей, положение, когда они в большинстве своем равнодушны друг к другу. И даже если в семье все нормально, человек — существо социальное, и ему для полноценной жизни важно успешно вписаться в более широкое сообщество, но для кого-то — это нелегкая задача.

5. Тяга к самопознанию, интерес ко всему необычному, мистическому, особенно естественные в юном возрасте. Факторами, способствующими вовлечению в деструктивный культ, являются такие черты личности, как доверчивость, наивность, тревожность, застенчивость, инфантильность. Дополнительными обстоятельствами служат: склонность к депрессиям, состояние разочарования и безнадежности, страх и чувство вины, потребность в защите, теплых отношениях и авторитарной опеке. Известно, что дети из благополучных семей легче «клюют на удочки» из всевозможных обещаний. Дети же из неблагополучных семей, прошедшие суровую школу выживания, менее восприимчивы к внушению, но и они попадают в секты — в поисках доброты и смысла жизни. Наиболее уязвимы те, кто находится в состоянии стресса или конфликта с самим собой и с обществом, но в то же время более других нуждается в понимании и приятии окружающих.

Есть несколько признаков, по которым можно определить, что человек подвергается обработке, что его втягивают в культ, формируют из него фаната какой-то идеи:

1. Появление в доме многочисленных красочных брошюр, книг и журналов, которые кто-либо дал бесплатно с целью «просвещения», или же пригласив на некое просветительское мероприятие.

2. Появление новых «друзей» и их излишняя навязчивость. При этом их общение носит характер обволакивающей доброжелательности и доверительной таинственности.

3. Появление большого количества предметов, к которым человек раньше был равнодушен: свечи, знаки, амулеты, ароматические вещества.

4. Появление дисков со специфической тягучей, вяжущей музыкой (иногда перемежающейся непонятным текстом) — так называемых «трансовых» ритмов.

5. Резкое изменение в поведении: например, человек часами сидит в прострации, смотрит в одну точку: в окно, на стенку, или на какой-то новый, необычный предмет или портрет культового характера, иногда он при этом что-то бормочет, раскачивается из стороны в сторону. Или скрытность поведения: отказ говорить, куда и с кем идет, для чего и кому отдает деньги и т. д.

6. Речевые, словарные изменения. Человек начинает говорить как по тексту сценария. Выражения и слова — чужие. Вместо ответов на вопросы постоянно что-то цитирует.

7. Туманные разговоры о смысле жизни, о добре и зле, о конце света, о лучшей жизнь после смерти или второго пришествия, об избранности и жертвенном страдании и т. д. При этом взгляды человека расходятся с теми, что приняты в семье и с его собственными, которые были у него раньше.

8. Эмоциональная холодность и отчужденность от членов семьи и прежних друзей.

9. Отказ от мирских целей в жизни, от мирского образования, а иногда и от работы.

10. Резкие перемены во внешности, например, закрытая одежда темного цвета, тяга к «униформе».

11. Изменение структуры питания: резкое сокращение количества и качества пищи.

12. Сокращение количества сна в пользу медитаций, молитв, чтения культовой литературы.

Бороться с фанатичной убежденностью и страстным поклонением кому-либо или чему-нибудь чрезвычайно сложно, но все-таки возможно. Мы продолжим разговор об этом в следующем номере газеты.

Продолжение следует.