Дорогу перебежала черная кошка. Птица села на подоконник. Разбилась тарелка. Просыпалась соль. Упал нож.
Десятки вроде бы незначительных событий вызывают мысль: «К чему бы это? «И память начинает услужливо перебирать приметы, разделяя их на хорошие и плохие. И мы радуемся или расстраиваемся, даже если понимаем, что наши чувства абсолютно не логичны.
Почему мы верим приметам, хотя часто убеждаемся в том, что они «не работают»? Почему упорно вспоминаем их сами и передаем нашим детям? Почему так живучи эти «пережитки прошлого» в век высоких технологий и научного прогресса?
Приметы и суеверия — это отголоски древних традиций, дошедшие до наших времен. И возникли они в силу таких психологических качеств человека как наблюдательность, воображение и вера.
Именно благодаря наблюдательности человек примечал взаимосвязь различных явлений природы и их влияние на свое самочувствие, выделял характерные особенности людей и отличительные признаки предметов, пытался определить, как те или иные обстоятельства повлияют на события в будущем. Так возникали приметы. Они сохранились в народе и, передаваясь из поколения в поколение, дошли до наших дней. Люди относятся к ним
Но есть люди, которые любым приметам придают мистический смысл, и у них вера в приметы превращается в предрассудок — ставший привычным ложный взгляд на
Вера в ирреальные силы и стала причиной появления суеверий, то есть попыток объяснить происходящее в настоящем как результат проявления сверхъестественных сил: знамение судьбы, предвестник предопределенного будущего. Легко заметить, что слово суеверие состоит из двух слов: «вера» и «суе» — «напрасно, без осознания причин». Суеверие — это вера в суетное (напрасное верование, тщетное, пустое). Например, рассыпать соль — к скорой ссоре, упавшая вилка — к визиту женщины, долго смеяться — к слезам.
Вера в приметы, предрассудки и суеверия напрямую связана с психологическим складом человека, а именно, с уровнем его тревожности. Тревожный человек уверен в том, что реальный мир полон угроз. Его жизнь превращается в постоянное ожидание проблем и неприятностей. Такое ожидание истощает психику, и человек вынужден искать
Появление суеверий — это еще и результат внушения, своеобразный стиль воспитания детей. Например, ребенку с самого детства говорят: «Не сиди на столе — денег не будет; не зашивай на себе вещи — памяти не будет; не вытирайся одним полотенцем с другим человеком — поссоритесь». Таким образом, правила этики, гигиены и культуры поведения преподносятся как суеверия. Закрепляясь в сознании, они создают поведенческую программу на всю оставшуюся жизнь. Поэтому, родителям важно понимать: если уж что внушать ребенку, то пусть это будут внушения позитивные или объясняющие истинные причины запретов и ограничений.
Люди делятся на два типа: те, кто больше верит в плохие приметы, и те, кому больше по душе — хорошие. Пессимисты, как правило, верят в плохое: в нехорошие числа (13, 666), в дурные сны, в плохие предзнаменования. Оптимисты, напротив, ищут удачу в «счастливых» для себя числах и приметах, обзаводятся магическими амулетами, уповают на
Справедливо выражение: «Какая жизнь — такие и приметы». Однако правдиво и обратное высказывание: «Во что верите — то и обретете: каковы приметы, такова и жизнь». Вера в плохое всегда вызывает тревогу и усиливает чувство опасности, а в хорошее — пробуждает энтузиазм и дает ощущение благополучия в жизни. По природе своей человек — существо программируемое, следовательно, если он будет думать, что соблюдая приметы, он будет богат, здоров и счастлив, то в конечном итоге так оно и будет.
Верить в суеверия или нет — это личное дело каждого человека. Люди, не склонные к мистике, люди с научным мировоззрением к суевериям и предрассудкам безразличны. С их точки зрения, подгонять свою жизнь под рамки того, что научно не обосновано, глупо. Но с другой стороны, приметы и суеверия — это память и народная мудрость наших предков, которую не стоит забывать.
Более того, и приметы, и суеверия, и предрассудки отражают особенности быта, культуры и этики того или иного народа. У каждого народа существуют
Все это доказывает, что с одной стороны, суеверия и предрассудки — дело субъективное и зависит не от законов природы и объективной реальности, а от эмоционального человеческого восприятия. Личный опыт, основанный на случайных эмоциональных впечатлениях, становится источником бытовых суеверий.
С другой стороны, приметы, суеверия и предрассудки отражают психологию народов (этническую психология, этнопсихологию) — науку, изучающую психологические особенности рас и народов, отличие их культур, а также влияние этнического самосознания на личностные свойства своих представителей.
Приметы, суеверия, обряды и традиции при пытливом исследовании открывают много интереснейших страниц из истории и психологии своего (и не только своего) народа. И тогда они перестают быть пережитками прошлого, но остаются крупицами духовного наследия предыдущих поколений.