Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

КОНДУКТОР,
НАЖМИ НА ТОРМОЗА!

События и люди Краснокамска
Безделье, проведенное с пользой
 
 

Реклама

Приметы?.. Суеверия?.. Этнопсихология! («ВК» №31)

Дорогу перебежала черная кошка. Птица села на подоконник. Разбилась тарелка. Просыпалась соль. Упал нож.

Десятки вроде бы незначительных событий вызывают мысль: «К чему бы это? «И память начинает услужливо перебирать приметы, разделяя их на хорошие и плохие. И мы радуемся или расстраиваемся, даже если понимаем, что наши чувства абсолютно не логичны.

Почему мы верим приметам, хотя часто убеждаемся в том, что они «не работают»? Почему упорно вспоминаем их сами и передаем нашим детям? Почему так живучи эти «пережитки прошлого» в век высоких технологий и научного прогресса?

Приметы и суеверия — это отголоски древних традиций, дошедшие до наших времен. И возникли они в силу таких психологических качеств человека как наблюдательность, воображение и вера.

Именно благодаря наблюдательности человек примечал взаимосвязь различных явлений природы и их влияние на свое самочувствие, выделял характерные особенности людей и отличительные признаки предметов, пытался определить, как те или иные обстоятельства повлияют на события в будущем. Так возникали приметы. Они сохранились в народе и, передаваясь из поколения в поколение, дошли до наших дней. Люди относятся к ним по-разному:кто-то верит в них, другие — игнорируют, а для кого-то работа с приметами стала профессией. Например, фермеры и метеорологи наблюдают за приметами природы, определяя по ним погоду. Педагоги, психологи и врачи по тем или иным внешним приметам и симптомам недугов судят о человеке и его здоровье.

Но есть люди, которые любым приметам придают мистический смысл, и у них вера в приметы превращается в предрассудок — ставший привычным ложный взгляд на что-нибудь. Само слово «предрассудок» образовано от слов «пред, перед» и «рассудок, рассудительность», и означает «вывод без знания, без рассуждения, без логики». Предрассудки пришли к нам из далекой древности, когда люди недостаточно владели информацией об окружающем мире и не всегда посредством наблюдений могли найти объяснение многим явлениям. И тогда помогало воображение: люди придумывали какие-либо потусторонние силы, влияющие на все, чем жил человек. Считалось, что эти силы нельзя познать, но можно получить у них защиту или достичь с ними приемлемого компромисса в решении определенных жизненных ситуаций (например, попросить у них поддержки, а взамен задобрить их жертвоприношением).

Вера в ирреальные силы и стала причиной появления суеверий, то есть попыток объяснить происходящее в настоящем как результат проявления сверхъестественных сил: знамение судьбы, предвестник предопределенного будущего. Легко заметить, что слово суеверие состоит из двух слов: «вера» и «суе» — «напрасно, без осознания причин». Суеверие — это вера в суетное (напрасное верование, тщетное, пустое). Например, рассыпать соль — к скорой ссоре, упавшая вилка — к визиту женщины, долго смеяться — к слезам.

Вера в приметы, предрассудки и суеверия напрямую связана с психологическим складом человека, а именно, с уровнем его тревожности. Тревожный человек уверен в том, что реальный мир полон угроз. Его жизнь превращается в постоянное ожидание проблем и неприятностей. Такое ожидание истощает психику, и человек вынужден искать какую-нибудь защиту. И на помощь приходят специальные «оберегающие» предметы, действия и ритуалы. Вера в них значительно облегчает жизнь человеку (хотя бы до определенного времени), и дает ему возможность почувствовать некоторый контроль над событиями настоящего и будущего. Действительно, достаточно постучать по дереву, посидеть «на дорожку», подержать пуговицу после встречи с черной кошкой,— и вроде на душе спокойнее, и не ждешь беды.

Появление суеверий — это еще и результат внушения, своеобразный стиль воспитания детей. Например, ребенку с самого детства говорят: «Не сиди на столе — денег не будет; не зашивай на себе вещи — памяти не будет; не вытирайся одним полотенцем с другим человеком — поссоритесь». Таким образом, правила этики, гигиены и культуры поведения преподносятся как суеверия. Закрепляясь в сознании, они создают поведенческую программу на всю оставшуюся жизнь. Поэтому, родителям важно понимать: если уж что внушать ребенку, то пусть это будут внушения позитивные или объясняющие истинные причины запретов и ограничений.

Люди делятся на два типа: те, кто больше верит в плохие приметы, и те, кому больше по душе — хорошие. Пессимисты, как правило, верят в плохое: в нехорошие числа (13, 666), в дурные сны, в плохие предзнаменования. Оптимисты, напротив, ищут удачу в «счастливых» для себя числах и приметах, обзаводятся магическими амулетами, уповают на ангела-хранителя.

Справедливо выражение: «Какая жизнь — такие и приметы». Однако правдиво и обратное высказывание: «Во что верите — то и обретете: каковы приметы, такова и жизнь». Вера в плохое всегда вызывает тревогу и усиливает чувство опасности, а в хорошее — пробуждает энтузиазм и дает ощущение благополучия в жизни. По природе своей человек — существо программируемое, следовательно, если он будет думать, что соблюдая приметы, он будет богат, здоров и счастлив, то в конечном итоге так оно и будет.

Верить в суеверия или нет — это личное дело каждого человека. Люди, не склонные к мистике, люди с научным мировоззрением к суевериям и предрассудкам безразличны. С их точки зрения, подгонять свою жизнь под рамки того, что научно не обосновано, глупо. Но с другой стороны, приметы и суеверия — это память и народная мудрость наших предков, которую не стоит забывать.

Более того, и приметы, и суеверия, и предрассудки отражают особенности быта, культуры и этики того или иного народа. У каждого народа существуют какие-то свои суеверия и приметы, которые в других странах могут означать нечто другое, а зачастую — совершенно противоположное. Например, у нас есть суеверие, что встретить черного кота — к беде, а в Англии считают, что черные коты приносят удачу и достаток. В Шотландии есть примета: черный кот на крыльце — будет достаток в доме. А у моряков есть поверье, что если на корабле есть черная, без единого белого волоска, кошка, то плавание будет удачным.

Все это доказывает, что с одной стороны, суеверия и предрассудки — дело субъективное и зависит не от законов природы и объективной реальности, а от эмоционального человеческого восприятия. Личный опыт, основанный на случайных эмоциональных впечатлениях, становится источником бытовых суеверий.

С другой стороны, приметы, суеверия и предрассудки отражают психологию народов (этническую психология, этнопсихологию) — науку, изучающую психологические особенности рас и народов, отличие их культур, а также влияние этнического самосознания на личностные свойства своих представителей.

Приметы, суеверия, обряды и традиции при пытливом исследовании открывают много интереснейших страниц из истории и психологии своего (и не только своего) народа. И тогда они перестают быть пережитками прошлого, но остаются крупицами духовного наследия предыдущих поколений.