Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

ВТОРАЯ ВОЛНА
События и люди Краснокамска
Полезная и опасная ртуть
 
 

Реклама

Трудолюбие или трудоголизм («ВК» №35)

Окончание. Начало в № 34.

Трудолюбие — похвально, но его превращение в трудоголизм приносит множество проблем.

На первой, начальной, стадии трудоголизма сотрудник лишь изредка задерживается на работе. На второй, критической, стадии работа становится уже настоящей страстью и полностью подчиняет себе всё личное время. На третьей, хронической, стадии трудоголик превращается человека, стремящегося к безупречности, совершенству. Он добровольно берёт на себя всё новые обязанности, хотя уже не успевает с ними справляться. Чрезмерно усердствующего работника неизбежно ждёт переутомление, а значит, ухудшение памяти и ослабление внимания. На последней, четвертой, стадии, сотрудник становится больным и физически, и психологически. Работоспособность катастрофически снижается, проявляются хроническая усталость и апатия, потребность в повышенных дозах кофеина, никотина и алкоголя. Физическая и моральная усталость приводят к эмоциональному выгоранию сотрудника, к потере трудоспособности и даже к летальному исходу.

Трудоголика, сколь бы успешным человеком он ни казался, трудно назвать гармонично развитой личностью. Это проявляется не только сложностями в семье, но и конфликтами на работе: ревностных трудоголиков не слишком любят коллеги, ведь на их фоне даже нормально справляющиеся со своими обязанностями сотрудники кажутся лентяями.

Как не превратить прекрасное качество — трудолюбие — в трудоголизм? Как найти ту тонкую грань, которая отделяет увлечённость делом от трудового фанатизма?

1. Первым делом, нужно захотеть изменить ситуацию. Надо понять: трудоголизм, как алкоголизм или игромания — это одна из форм психологической зависимости. Необходимо научиться отдыхать и расслабляться. Отвлечься от трудовых проблем помогают хобби, оздоровительные процедуры и занятия физкультурой.

2. Для поддержания и укрепления своей работоспособности нужно помнить о физиологических нормах жизнедеятельности человека. Каждый из нас должен спать по 6–8 часов в сутки, бывать на свежем воздухе, давать себе двигательную нагрузку, качественно питаться.

3. Необходимо постепенно сокращать время, посвящённое работе. Например, можно сказать себе: «Мой рабочий день до 18.00. Мне нужен отдых. Поэтому сегодня я могу задержаться не до 20.30, а только до 19.00 — после этого времени я уйду из офиса и перестану отвечать на рабочие звонки».

4. Желательно предупреждать коллег и клиентов, чтобы они звонили по рабочим вопросам до 18.00. После этого времени можно сказать, что вы уже вне офиса и не можете сейчас ответить на вопрос, и предложить перезвонить утром.

5. Ещё одни помощники — домашние животные, особенно, собаки. Их нужно кормить, выгуливать, воспитывать, лечить. Ответственность за жизнь существа, полностью зависимого от вас, хорошо лечит от трудоголизма.

6. «Клин клином вышибают» — важно найди такую деятельность, которая будет так же нужна, как основная работа. Затеять дома ремонт. Найти подработку, желательно не связанную с основной деятельностью. Записаться в спортивную секцию или на какие-либо учебные курсы. Главное условие: вся эта «заместительная» терапия должна быть интересна.

7. Повысить эффективность деятельности помогает тайм-менеджмент — учёт и планирование времени, затраченного на ту или иную работу. Вначале нужно записывать, сколько часов и минут уходит на выполнение того или иного задания, а потом, составляя план работы на день, нужно устанавливать лимиты времени. И стараться в них уложиться.

8. Согласно закону Парето при правильном планировании, 20% усилий дают 80% результата. Это означает, что необходимо сосредоточиться на том, что действительно важно, и тратить меньше времени на всё остальное. Поэтому перед началом работы уделите несколько минут для обдумывания и записи 3–5 самых важных дел на текущий день. А потом сосредоточьте свои усилия на выполнение этого короткого списка.

9. Стоп мультизадачности. Ещё одна ошибка трудоголиков — стремление делать несколько дел одновременно. Видимый эффект такой работы имеет обратную сторону: «распыление» внимания, частые отвлечения увеличивают время выполнения отдельно взятого задания, приводят к ошибкам и оплошностям, заставляют клиентов и других сотрудников дольше ожидать решения своих вопросов. Учитесь делать одно дело с минимальными переключениями, желательно — в один приём.

10. Хорош принцип «здесь и сейчас»: на работе — полное погружение в производственный процесс, а с завершением трудового дня все вопросы, связанные с делами, остаются в офисе. Приходит время частной жизни, и работе «вход воспрещен»!

11. Команда сотрудников сделает всегда больше, чем один человек, даже очень компетентный и трудолюбивый, поэтому важно уметь перераспределять обязанности и делегировать полномочия, отдавая часть заданий и ответственность за их выполнение другим специалистам. Это также необходимо, чтобы заранее подготовить трудоголикам замену.

12. Трудоголизм часто сопровождается информационной перегрузкой. Её симптомы: снижение работоспособности, упадок сил, рассеянное внимание, заторможенные реакции, потемнение в глазах или ухудшение зрения. Это сигналы того, что мозг перестал справляться с потоком информации. Однако более полезна своеобразная информационная диета — резкое уменьшение объёма поступающей внешней информации, а также проведенного у компьютера, телевизора, с газетами и профессиональными журналами. Общение с другими людьми, особенно обсуждение рабочих вопросов и новостей, также желательно сократить. Иногда можно даже устраивать информационно — «разгрузочные» дни: заниматься всем, что не имеет отношения к работе. Домашние и садово-огородные работы в эти дни допустимы при условии, что вы не будете проявлять себя в них, как трудоголики.

Работа — это важная часть жизни, но не основная. Мир не ограничивается рамками рабочего пространства. Сотрудники и коллеги — не единственные знакомые и друзья. Надо уделять время и другим вещам: семье, благотворительности, творчеству, спокойным размышлениям. Работать нужно столько, сколько это необходимо для самореализации и материального обеспечения. Хорошо, когда работа радует, но не надо «прорастать в неё корнями».