Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ
События и люди Краснокамска
Секреты счастливых семей
 
 

Реклама

Ошибка ошибке - рознь («ВК» №40)

«Человеку свойственно ошибаться» — это крылатое выражение мы любим цитировать, когда сами допускаем ошибки или видим, что кто-то совершил оплошность. Однако ошибка ошибке рознь. Одно дело — неправильно написать слово, и совсем другое — принять неправильное решение, сидя за рулем автомобиля. В первом случае результат — смущение за безграмотность, а во втором — авария с большим материальным уроном и пострадавшими. Одни ошибки легко исправить, а другие, к огромному сожалению, могут стать непоправимыми.

В совершении ошибок признаваться трудно. И даже признавшись, хочется найти себе оправдание и извинение. «Очень устал», «Меня отвлекли разговорами», «Чувствовал себя очень плохо», «Столько новой информации, трудно запомнить», «Все произошло так быстро, не успел сориентироваться» — самые распространенные объяснения. Любую ошибку мы воспринимаем как неудачу и стремимся скорее забыть о ней, а если помним, то с горьким сожалением. И хотя знаем, что «на ошибках учатся», не всегда умеем воспринимать их в качестве уроков жизни и извлекать из них пользу.

Конечно, любому человеку довольно сложно самостоятельно проанализировать свою жизнь и посмотреть на себя со стороны, выделить ошибки во взаимоотношениях и в своей работе. С другой стороны, если не знать как «проводить работу над ошибками», то как можно изменить свое существование и улучшить качество своей деятельности?

Определим наиболее типичные ошибки, которые допускают люди:

1. Случайные ошибки, или промахи в результате действия «на автомате». Это может быть машинальное выполнение лишнего действия или «забывание» действия нужного. Основные причины — усталость и утомление, особенно в конце рабочего дня или после тяжелой рабочей недели. А еще стрессы и плохое самочувствие, болезни и реакция на изменение погодных условий. Поспешность, невнимательность, тем более, халатность тоже приводят к промахам. Чтобы их было меньше, важно отдыхать, заботиться о своем здоровье и концентрировать внимание на том, чем в данный момент занимаешься.

2. Ошибка, совершенная по незнанию. Эти ошибки возникают из-за отсутствия знаний и опыта, недостатка образования, низких профессиональных и коммуникативных навыков, неумения вовремя найти нужную информацию, непонимания или неправильной оценки ситуации. Вывод один: чтобы не совершать этих ошибок, надо учиться, учиться и еще раз учиться.

3. Сознательные, преднамеренные ошибки, возникающие при попытке нарушить инструкции и правила в целях достижения личной выгоды или при производственной необходимости. Сюда относятся различные махинации, подтасовки данных, противоправные или излишне самонадеянные действия в надежде; «авось пронесет! «Однако „проносит“ не всегда, в результате — обвинение в противозаконных действиях и возможная встреча с правоохранительными органами.

Когда какая-либо наша ошибка становятся очевидна, большинство из нас сильно расстраивается. И это не удивительно, ведь осознание ошибки порождает страхи: страх осмеяния, страх наказания, страх отвержения. А зарождается эти страхи в раннем детстве.

Рассмотрим пример: малыш пытается достать что-нибудь со стола, пока мама отвлеклась. В результате он может разбить тарелку, порезаться об острый нож или обжечься горячим чаем. Ребенок пугается последствий своих действий, к тому же испытывает боль. А еще и мама, испугавшись за него и коря себя за оплошность,— напугает его еще больше! Возникает «волнение вдвойне», которое пугает обоих и надолго запоминается. Мама может схватить малыша на руки, оттащить от стола, отругать,— в общем, сделать все, чтобы он не повторял своих попыток. И возникает рефлекс: поступок — ошибка — боль — наказание — страх повторения.

Закрепляется страх ошибок в школе. Учителями высоко оценивается безошибочность: в правописании, в решении задач и примеров, в знании фактов и дат, в точном цитировании правил. Считается, что если хорошо выучишь, не будешь ошибаться то… далеко пойдешь. Ну а если ученик неправильно отвечает на уроках? Кроме плохих оценок и порицания учителя, наказанием за ошибки будут служить насмешки одноклассников и гнев родителей, да еще лишение прогулок, сладостей и прочих детских радостей. Но самыми главными неприятностями будут чувства стыда перед сверстниками и вины перед взрослыми. И страхи: быть осмеянным, отверженным…

Чем старше становится ребенок, тем чаще страх учебной ошибки дополняется страхом в сфере взаимоотношений. Например, когда подросток ошибается в выборе друзей и сближается с теми, кто влияет на него негативно. И последствия таких ошибок — конфликты в семье и школе, испорченная репутация, проблемы с правоохранительными органами… — и страх наказания и осуждения.

Или когда вспыхивает первая любовь, первое чувство привязанности. И возникает ситуация, когда один из влюбленных (или оба) не так поступил, не так посмотрел, не то сделал, проигнорировал чувства другого, не понял его намерений — в общем, совершил ошибку. И отношения разрушаются, драматично и болезненно. И снова страх! А когда отношения не складываются раз за разом, может сформироваться страх будущего и всего нового: новых чувств, новой любви, новых отношений, новых поступков, новой работы, потому что в последствие предполагаются новые разочарования и потери.

В результате многочисленных и многолетних повторений травмирующих ситуаций может возникнуть так называемый «страх активных действий». Поскольку большинство «хороших учеников» не обучены тому, как совершать ошибки и учиться на них, то они вообще их пугаются и… избегают. И не извлекают уроки из них. Ребенок, а потом и взрослый человек, предпочитает ничего не предпринимать, не планировать, не делать, лишь бы только не ошибиться. Пассивность становится психологической защитой от ошибок. А если таковые все же произошли, то человек старается их «не видеть», или найти сторонних виновников, а самому — оправдаться. Конечно, так происходит не со всеми.

Вообще, реакция человека на ошибки позволяет многое узнать о нем, о его характере, убеждениях, мотивах поведения. Один обвиняет всех и вся: жену, начальника, власть, судьбу, жизнь… Другой предпочитает не признавать ошибок, пытаясь зарыть их поглубже. Третий оправдывается: «эх, ежели бы мне… да я и не собирался… хотел, как лучше… «Четвертый впадает в самообман: „Это не я“, „Я этого не делал“… и ищет на кого или на что свалить ответственность за совершенное. И лишь тот, кто способен взять ответственность на себя, сможет контролировать и собственные мысли, и дальнейшее развитие ситуации: увидеть и оценить содеянное, проанализировать все плюсы и минусы сложившегося положения. А значит, понять ценность урока жизни: знать, как надо поступать и как поступать не надо.

Мы часто совершаем ошибки, о которых можем пожалеть, но именно благодаря им мы обретаем знания и навыки, которых не имели раньше. Не всегда ошибки, которые мы совершаем, оборачиваются неприятностями для нас. Не все они — роковые. В некоторых случаях именно благодаря спонтанному решению, «вылетевшему» слову или машинальному действию,— которые вначале казались ошибочными,— мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы. Часто человек грустит, что сделал необдуманный поступок, при этом забывая о том, что может именно этот шаг дал ему толчок развития вперёд.

Нужно ли обеднять свою жизнь из-за боязни совершить ошибки: в желаниях, в работе, в любви? И как учится на ошибках, своих и чужих,— изменяя свою жизнь соответственно урокам, иногда неприятным, преподанным ею? Об этом мы поговорим в следующем выпуске газеты.

Окончание следует.