РАБОТАЮЩИМ ГРАЖДАНАМ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ЛИЦЕВОМ СЧЕТЕ В ПФР
У каждого работающего гражданина есть индивидуальный лицевой счет (ИЛС), который ему открывает Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).
ПЕНСИОННЫЕ ПРАВА
Индивидуальный лицевой счет в системе обязательного пенсионного страхования — это не аналог банковского счета. На этом счете хранятся не деньги, а информация о пенсионных правах гражданина. В течение всей Вашей трудовой жизни работодатели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые фиксируются на Вашем индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде России. Здесь же отражается информация о Ваших добровольных взносах на будущую пенсию, а также данные о страховом стаже.
Где бы Вы ни работали в разные периоды своей жизни, сведения о Вашем стаже и страховых взносах Ваших работодателей в пенсионную систему поступают в ПФР, фиксируются на Вашем индивидуальном лицевом счете и определяют Ваши будущие пенсионные права.
Индивидуальный лицевой счет открывается на основании анкеты, которую Вы можете подать либо самостоятельно в территориальный орган ПФР по месту жительства, либо через своего работодателя. В подтверждение открытия счета Вы получите на руки свидетельство обязательного пенсионного страхования, так называемую «зеленую карточку» с уникальным номером этого счета — СНИЛС. Большинство россиян были зарегистрированы в ПФР еще в 1996–2001 годах.
Информация на индивидуальном лицевом счете конфиденциальная и хранится в системе обязательного пенсионного страхования с соблюдением установленных правил, предъявляемых к хранению персональных данных граждан.
ЗАРПЛАТА И ПЕНСИЯ
Основа Вашей будущей пенсии — страховые взносы работодателя, которые ежемесячно уплачиваются за Вас в Пенсионный фонд Российской Федерации. При серых схемах оплаты труда страховые взносы либо уплачиваются в минимальном размере, либо не уплачиваются совсем. В этих случаях средства на пополнение Вашего пенсионного счета не поступают или Ваша будущая пенсия формируется в минимальном размере.
Помните, что только с белой зарплаты формируется Ваш пенсионный капитал. Проверяйте состояние Вашего индивидуального лицевого счета, чтобы узнать, перечисляет ли работодатель за Вас страховые взносы в надлежащем объеме.
Чем выше зарплата и продолжительнее срок, в течение которого уплачивались страховые взносы, тем больше пенсионный капитал гражданина. Чем больше сумма отражена на пенсионном счете, тем выше будет пенсия.
КАК УЗНАТЬ СОСТОЯНИЕ СЧЕТА
До 2013 года узнать состояние своего пенсионного счета можно было из ежегодных «писем счастья» ПФР — почтовых извещений о состоянии индивидуального лицевого счета. В 2013 году обязательная рассылка «писем счастья» была отменена, но все же получить извещение заказным письмом тоже можно. Для этого необходимо прийти с паспортом и свидетельством обязательного пенсионного страхования в территориальный орган ПФР и написать соответствующее заявление. ПФР подготовит извещение и направит его по адресу, указанному в заявлении, заказным почтовым отправлением не позднее чем через 10 дней с момента обращения. При этом существуют и другие способы узнать состояние ИЛС, в том числе более современные:
Самостоятельно
Необходимо прийти в ПФР по месту жительства или работы с паспортом и страховым свидетельством обязательного пенсионного страхования и написать соответствующее заявление. Через 10 дней с момента обращения Вы сможете лично забрать выписку из индивидуального лицевого счета;
Через интернет
Необходимо зарегистрироваться на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. После получения кода доступа к «Личному кабинету» на портале в разделе «Электронные услуги» необходимо выбрать подраздел «Пенсионный фонд Российской Федерации», где Вы сможете получить информацию о состоянии ИЛС в режиме онлайн;
Через банк
Необходимо обратиться с заявлением в офис банка (Сбербанк, «Уралсиб», Газпромбанк, Банк Москвы). Выписку со счета можно получить в печатном виде у операциониста или через банкоматы, в электронной форме — через
ЧТО ДЕЛАТЬ?
При утере «зеленой карточки»
При утрате страхового свидетельства необходимо обратиться в отдел кадров на работе с заявлением о восстановлении свидетельства. Неработающие граждане должны подать заявление о восстановлении страхового свидетельства в территориальный орган ПФР по месту жительства, который в течение месяца со дня обращения выдает дубликат страхового свидетельства.
При смене фамилии
Личные данные, указанные на «зеленой карточке», должны соответствовать данным паспорта, поэтому при смене фамилии необходимо получить новое страховое свидетельство. Для этого в территориальный орган ПФР подается (через работодателя или лично) заявление о замене страхового свидетельства. Старое страховое свидетельство прикладывается к заявлению. СНИЛС при смене свидетельства остается прежним.