Объявления

Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

Возрождение Соснового бора
на набережной
Художества бывшего мэра
или благоустройство по-чечеткински

Изящная защита от бестактного любопытства
 
 

 

Реклама

О культуре инвалидности в массовом сознании ч.2 («ВК» №45)

Продолжение. Начало в № 44.

Формирование культуры инвалидности начинается тогда, когда люди задумываются над «неудобной» для них темой, над тем, какие стереотипы и предрассудки следует преодолеть. Один из главных стереотипов — отношение к инвалидности как к неспособности, невозможности. Возникновению его способствовало сами слова, обозначающие это явление. Например, «инвалид» (от латинского invalidus) — значит, «бессильный», «слабый». Или «человек с ограниченными возможностями» — как будто есть люди с неограниченными возможностями!

Нередко инвалидность возникает в результате трагедии, но вся последующая жизнь человека должна стать стремлением преуспеть. А для этого надо искренне поверить в то, что это возможно! Ведь инвалидность не отнимает жизнь у человека, а наоборот — она, как это не парадоксально звучит, нередко дает новые возможности для творчества, работы, общения. Многие люди с ограниченными возможностями здоровья заводят семьи, рожают детей и даже ставят олимпийские рекорды! Инвалид — это отсутствие духа, а не части тела!

Чтобы разрушить этот стереотип есть простое решение: чем больше будет людей с инвалидностью в качестве консультантов в различных предметных областях, тем быстрее будет формироваться культура инвалидности в нашем обществе.

Один из прекраснейших примеров прошлого — Франклин Делано Рузвельт, заболевший полиомиелитом в 1921 году, и, тем не менее, четыре срока подряд (с 1933 по 1945 годы) удостоенный чести быть избранником американского народа на высшем посту государственной власти страны. Один из примеров настоящего — Ник Вуйчич, родившийся без рук и без ног, всемирно известный христианский проповедник, преуспевающий бизнесмен, миллионер, автор воодушевляющих книг, прекрасный семьянин, муж и отец.

Но кроме позитивных вдохновляющих примеров для формирования культуры инвалидности в массовом сознании нужно учиться оказывать адекватную поддержку каждому человеку, придавая ему уверенность в том, что он полноценный член общества. Да и просто знать правила этикета в общении с людьми, имеющими физические недостатки.

Для того, чтобы своим поведением не ранить чувства человека с инвалидностью и установить доброжелательный контакт, нужно соблюдать некоторые правила, рекомендованные Международным движением за права инвалидов:

1. При виде такого человека пристальное внимание — бестактность. Инвалиды привыкли к тому, что на них смотрят. Но им не приятно, когда их рассматривают. Это принципиально разные вещи.

2. Не надо стараться убежать или отодвинуться подальше — инвалидность не заразна.

3. Не нужно отводить взгляд или в замешательстве опускать глаза. Учитесь открыто и доброжелательно смотреть в лицо человеку и активно вступать с ним в контакт.

4. Если этот человек что-то спрашивает, не надо отвечать повышенно громким голосом, чересчур членораздельно и усиленно жестикулируя. Говорите спокойно, обращаясь непосредственно к собеседнику, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые могут присутствовать при разговоре.

5. Если человек с ограниченными возможностями что-то умеет делать сам, то не следует это делать за него. Желая помочь, проявляйте не жалость, а участие. Уместно будет сначала поинтересоваться: «Могу я вам чем-то помочь? «Интонация вопроса — достаточно обезличенная, нейтральная, ведь помощь можно предложить кому угодно — человеку, несущему тяжелые вещи, или женщине с коляской и ребенком на руках, или пожилому пенсионеру,— а не только инвалиду.

Но будьте готовы и к тому, что от вашей помощи откажутся. Не обижайтесь, а поймите: каждому человеку одинаково важна и забота окружающих, и ощущение своей внутренней независимости.

6. Находясь в обществе инвалида, уберите жалостливый взгляд. Лучше поднимите ему настроение доброй улыбкой. Спокойствие и уверенность в том, что у человека есть силы — это платформа, на которой должны строиться все отношения.

7. Когда Вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку (правую или левую), что вполне допустимо — даже тем, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом.

8. При общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении, не прикасайтесь к тростям, костылям и ходункам. Тем более, не опирайтесь и не висните на инвалидной коляске, не ставьте на нее свои сумки. Инвалидные принадлежности — это своеобразное продолжение тела, часть неприкасаемого пространства человека, который ими пользуется. Начать катить коляску без согласия инвалида — то же самое, что схватить и понести вещи без разрешения хозяина.

9. Разговаривая с человеком, испытывающим затруднения в речи, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль. Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка. Если трудно общаться устно, спросите, не будет ли проще переписываться. Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта человека.

10. Не разговаривайте с человеком, имеющим инвалидность, из-за спины, заставляя его выкручивать шею, ведь обернуться ему труднее, чем вам. Старайтесь быть в «поле зрения», даже при общении с незрячими людьми.

11. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые рядом с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, кто говорит и к кому в данный момент он обращается. Обязательно предупреждайте вслух, когда вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).

12. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничто не заслоняло ваше лицо. Иногда контакт достигается, если неслышащему говорить шепотом. В этом случае улучшается артикуляция рта, что облегчает чтение с губ.

13. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом? «тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Передавая что-либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите „Пощупай это“ — говорите обычные слова „Посмотри на это“.

14. Для самоощущения человека, с которым мы общаемся, очень важны слова, которые мы произносим. Поэтому нужно быть осторожными в употреблении некоторых определений. Некорректными являются следующие выражения: «человек с ограниченными возможностями», «прикованный к коляске», «парализованный», «безрукий», «калека». Грубостью считается характеристика человека через болезнь — «немой», «глухонемой», «слепой», «паралитик», «дэцэпэшник». И уж совсем не допустимы выражения, унижающие достоинство человека: «неполноценный», «даун», «псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик».

Выражения, вызывающие вполне нейтральные ассоциации и не задевающие достоинство людей, начинаются со слова «человек»: «человек с ограниченными физическими возможностями», «человек на коляске», «с травмой позвоночника», «с инвалидностью», «незрячий (слабовидящий) «, «неслышащий (слабослышащий) «, «с инвалидностью по зрению (слуху) «, „с синдромом Дауна“, „с ДЦП“, „с особенностями психического (эмоционального) развития“.

Слово «инвалид» вызывает различные чувства. Кому-то оно режет слух и может обидеть человека, к которому обращено. Однако большинство людей считают его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое в разговорной речи и в документах, и ставшее в определенной степени абстрактным.

15. Желая помочь или оказавшись в неловком положении, смущаясь от незнания, не стесняйтесь спрашивать у самих людей с инвалидностью, как будет правильнее поступить.

Культура инвалидности проявляется не только в том, что мы не стыдимся своей или чужой инвалидности, а в том, что мы перестаем замечать таковую, когда открыто и доброжелательно общаемся с Человеком.