Свежий номер! 

  

СОСИСКА ДЛЯ БРОДЯЧЕЙ СОБАКИ
В округе начат отлов бесхозяйных животных

 Прививка против вандализма

"Добро. Центр" для добрых людей

 

 

 

 

 

Реклама

Воспитание - в ногу со временем ч.3 («ВК» №3)

Окончание Начало в N 51, 52

С учетом вышеназванных особенностей детей, рекомендуется:

* Обучая мальчиков, опираться на их поисковую активность, сообразительность, оригинальность мышления. Обучая девочек, не только разбирать с ними принципы выполнения заданий, но и учить их действовать нестандартно, а не по заранее разработанным схемам.

* Ругая мальчика, помнить, что он не способен долго удерживать эмоциональное напряжение; очень скоро он «отключается» и перестает слушать и слышать. Лучше кратко и точно, без лишних эмоций, изложить ему свое недовольство и конкретные требования. Что касается девочки, то следует знать, что ее эмоциональность может помешать ей понять, за что ее ругают. Лучше спокойно разобрать ее ошибки и подсказать варианты их исправления.

* Для гармоничного развития ребенка любого пола необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически путем рассуждений, образно через ассоциации и воображение, интуитивно с помощью чувств и наития).

* Учитывать, что ухудшение успеваемости у девочек и мальчиков происходит по разным причинам. Девочки истощаются эмоционально: они начинают капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). А мальчики истощаются информационно: перестают усваивать новые знания, пока «не уложились» предыдущие (снижение активности левого «рационально-логического» полушария).

* Помнить, что не зависимо от пола для ребенка является нормой: чего-то не знать, что-то не уметь, в чем-то ошибаться.

Правило второе: пресекать негативные качества, определяемые полом ребенка.

Например, девочки умеют льстить и добиваться своего, заставляя других людей изменять свою точку зрения. Конечно, хорошо, когда девочка растет настойчивой; к тому же, имеет талант убеждать людей в своей точке зрения. Если ее намерения позитивны, этот талант надо поддерживать. Если же нет,— сохраняя хладнокровие, следует оставаться при своем мнении, как бы яростно ребенок не спорил и какие бы доводы не приводил. Девочки, желая добиться чего-либо, частенько прибегают к манипуляциям, например, говоря: «Мамочка, ну, пожалуйста, если ты меня любишь…», или «А другим девочкам родители разрешают (дают, покупают…) «, или «Почему другим это можно, а мне вы запрещаете? «Важно сразу пресекать подобные манипуляции и не позволять себя шантажировать, стоять на своем, аргументировать свою позицию, попытаться найти компромисс. Девочки проявляют свою агрессию через слова и эмоции. Если мальчики проявляют свою злость физически, то девочки атакуют словами: обидными комментариями, обзывательствами, сплетнями. Нужно учить девочек „держать язык за зубами“, так как своими словами они нередко провоцируют агрессию между другими детьми, а также против самих себя. Девочки более обидчивы. Это свойство, с которым приходится считаться, но, в то же время, ему ни в коем случае нельзя потакать. Если ребенок хочет выговориться и излить обиду — надо выслушать. Но если хочет эту обиду выместить на ком-то — не позволять этого делать. Говоря с девочкой о ее чувствах, важно напоминать, что чувствуют другие и учить ее справляться с негативными эмоциями с помощью рассудка.

Что касается мальчиков, то по сравнению с девочками, они более активны физически. Они постоянно в движении: носятся, прыгают, куда-то залезают, падают. Они всегда что-нибудь ломают или повреждают, часто травмируются сами. Происходит это по двум причинам: из-за высокой физической активности и низкой эмпатии: способности понимать чувства других людей, связанные с собственным поведением, «смазанной» гранью между понятиями «хорошо» и «плохо». Вот это им постоянно приходится разъяснять. Мальчики более агрессивны, склонны к соперничеству, обладанию и доминированию. Они предпочитают игры с технической и военной тематикой, игрушки устрашающего вида. Чтобы сдерживать агрессивность мальчиков, можно направлять их игры таким образом, чтобы деспотичные действия преобразовывались в безобидные или смешные. Например, вместо взрыва устраивать салют; бороться не с врагом, а со стихией, штормом, бурей; рисковать и отличиться не в кровопролитном бою, а в кругосветном путешествии. Мальчики чаще ломают игрушки, разбирают их на части. Это не всегда агрессия, а чаще — и интеллектуальное любопытства. Поэтому лучше покупать игрушки, специально предназначенные для процесса познания, игрушки, которые разбираются и собираются. Мальчики менее терпеливы, чем девочки. Они стремятся быстрее реализовать то, что придумали. Их раздражает необходимость кого-то подождать, спокойно посидеть в очереди, потерпеть временное неудобство и однообразие. Если мальчику все же удастся проявить терпение — его обязательно надо похвалить: для него это не так просто, как кажется. Если будет скандалить — придется придумать ему какое-то дело, переключить его внимание, в крайнем случае, увести.

Правило третье: развивать универсальные положительные черты характера, независимые от половой принадлежности ребенка: уживчивость, доброту, упорство, активность. Интеллект, грамотную речь, культуру поведения надо формировать с детства и у мальчиков, и у девочек, благо, сейчас достаточно познавательной литературы, развивающих игр и конструкторов. Занятие в творческих объединениях и спортивных секциях также не зависит от полового признака ребенка.

Хорошо, когда и мальчики, и девочки адаптированы в быту: приучены помогать родителям при уборке квартиры, умеют пользоваться бытовыми электроприборами, могут постирать и выгладить свою одежду, пришить оторвавшуюся пуговицу, приготовить хотя бы простые блюда. Элементарные, привитые с детства навыки самообслуживания, делают человека любого пола внутренне независимым, к тому же в дальнейшем избавляют от многих проблем и конфликтов семейной жизни.

Именно поэтому нельзя, воспитывая детей, противопоставлять их друг другу по половому признаку, например, говоря мальчику: «Что ты ноешь, как девчонка? «, или упрекая девочку: «Опять ты вымазалась как мальчишка! «В этом противопоставлении — большая ошибка родителей: сначала они сами устанавливают искусственный барьер между мужским и женским началами, восстанавливают девочек против мальчиков (и наоборот), а потом удивляются, почему это дочь (или сын) не может найти взаимопонимания с противоположным полом и искренне переживают из-за несложившейся семейной жизни своих уже взрослых детей.

Правильным будет приучать детей общаться с противоположным полом, сохраняя этическую дистанцию, но находя взаимные интересы и взаимопонимание. Очень хорошо эти навыки развивают, к примеру, занятия бальными или народными танцами — там, где мальчики и девочки танцуют в парах. Волей-неволей им приходится налаживать контакт, учиться понимать друг друга…

Конечно, пол ребенка определяет некоторые нюансы его воспитания, хотя опытные родители и педагоги скажут, что основные сложности все же не зависят от пола — все определяется характером и особенностями личности. И, наверное, правильным воспитанием будет такое, в результате которого мальчики и девочки внешне будут выглядеть — в соответствии со своей биологией, говорить и поступать — в соответствии с нормами культурного поведения и обладать практическими навыками приспособления к требованиям современной жизни.