Окончание Начало в N 51, 52
С учетом вышеназванных особенностей детей, рекомендуется:
* Обучая мальчиков, опираться на их поисковую активность, сообразительность, оригинальность мышления. Обучая девочек, не только разбирать с ними принципы выполнения заданий, но и учить их действовать нестандартно, а не по заранее разработанным схемам.
* Ругая мальчика, помнить, что он не способен долго удерживать эмоциональное напряжение; очень скоро он «отключается» и перестает слушать и слышать. Лучше кратко и точно, без лишних эмоций, изложить ему свое недовольство и конкретные требования. Что касается девочки, то следует знать, что ее эмоциональность может помешать ей понять, за что ее ругают. Лучше спокойно разобрать ее ошибки и подсказать варианты их исправления.
* Для гармоничного развития ребенка любого пола необходимо научить его
* Учитывать, что ухудшение успеваемости у девочек и мальчиков происходит по разным причинам. Девочки истощаются эмоционально: они начинают капризничать
* Помнить, что не зависимо от пола для ребенка является нормой:
Правило второе: пресекать негативные качества, определяемые полом ребенка.
Например, девочки умеют льстить и добиваться своего, заставляя других людей изменять свою точку зрения. Конечно, хорошо, когда девочка растет настойчивой; к тому же, имеет талант убеждать людей в своей точке зрения. Если ее намерения позитивны, этот талант надо поддерживать. Если же нет,— сохраняя хладнокровие, следует оставаться при своем мнении, как бы яростно ребенок не спорил и какие бы доводы не приводил. Девочки, желая добиться
Что касается мальчиков, то по сравнению с девочками, они более активны физически. Они постоянно в движении: носятся, прыгают,
Правило третье: развивать универсальные положительные черты характера, независимые от половой принадлежности ребенка: уживчивость, доброту, упорство, активность. Интеллект, грамотную речь, культуру поведения надо формировать с детства и у мальчиков, и у девочек, благо, сейчас достаточно познавательной литературы, развивающих игр и конструкторов. Занятие в творческих объединениях и спортивных секциях также не зависит от полового признака ребенка.
Хорошо, когда и мальчики, и девочки адаптированы в быту: приучены помогать родителям при уборке квартиры, умеют пользоваться бытовыми электроприборами, могут постирать и выгладить свою одежду, пришить оторвавшуюся пуговицу, приготовить хотя бы простые блюда. Элементарные, привитые с детства навыки самообслуживания, делают человека любого пола внутренне независимым, к тому же в дальнейшем избавляют от многих проблем и конфликтов семейной жизни.
Именно поэтому нельзя, воспитывая детей, противопоставлять их друг другу по половому признаку, например, говоря мальчику: «Что ты ноешь, как девчонка? «, или упрекая девочку: «Опять ты вымазалась как мальчишка! «В этом противопоставлении — большая ошибка родителей: сначала они сами устанавливают искусственный барьер между мужским и женским началами, восстанавливают девочек против мальчиков (и наоборот), а потом удивляются, почему это дочь (или сын) не может найти взаимопонимания с противоположным полом и искренне переживают
Правильным будет приучать детей общаться с противоположным полом, сохраняя этическую дистанцию, но находя взаимные интересы и взаимопонимание. Очень хорошо эти навыки развивают, к примеру, занятия бальными или народными танцами — там, где мальчики и девочки танцуют в парах.
Конечно, пол ребенка определяет некоторые нюансы его воспитания, хотя опытные родители и педагоги скажут, что основные сложности все же не зависят от пола — все определяется характером и особенностями личности. И, наверное, правильным воспитанием будет такое, в результате которого мальчики и девочки внешне будут выглядеть — в соответствии со своей биологией, говорить и поступать — в соответствии с нормами культурного поведения и обладать практическими навыками приспособления к требованиям современной жизни.