Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

НЕВЕСЁЛЫЕ ГОРКИ
События и люди Краснокамска 
Почему? Почему? Почему?

Реклама

И чистый, и сухой ч.2 («ВК» №13)

Продолжение. Начало в № 12

Прививать туалетные навыки ребенку можно с любого этапа и с любого возраста от нескольких недель до 2 лет. Можно начинать с первого этапа и последовательно проходить все три, но можно начинать со второго, и даже с третьего, особенно, если родителям первые месяцы удобнее решать «туалетные» проблемы младенца с помощью подгузников. Рассмотрим особенности приучение ребенка к горшку на каждом из упомянутых выше этапов.

1 этап. Подержать над тазиком

Практически с самого рождения малыша можно научиться понимать сигналы, которые он подает перед тем, как опорожниться. Новорожденный ощущает беспокойство при переполнении кишечника и мочевого пузыря и «транслирует» это беспокойство маме. Он начинает плакать, причем плач этот отличается от того, каким малютка показывает, что хочет кушать или спать. Всеми силами — телодвижениями, попискиваниями, жестами, мимикой — он сообщает, что хочет в туалет: ерзает попкой, кряхтит, морщится, тужится, краснеет, а потом — когда «процесс» пошел — расслабляется. Обычно малыши делают это в определенное время: чаще всего, во время или сразу же после еды, а также после сна.

Задача родителей: первое время, когда малыш опорожняется, ничего не предпринимать, а только произносить звуки «пс-пс-пс» или «а-а-а», чтобы у ребенка сформировался условный рефлекс между услышанным звуком и своими действиями. После завершения процесса ребеночка надо обязательно приласкать, погладить по голове, поцеловать в макушку, похвалить. И так — в течение нескольких недель.

Одновременно можно отмечать временные интервалы между «пописами». Когда они будут около 1,5–2 часов, можно приступать к следующей стадии обучения: держать малыша над тазиком. Это метод называется «высаживание», хотя точнее его следовало бы называть «выдерживание над тазиком», так как это не буквальное усаживание на горшок. С грудничком так не получится, да это эму и противопоказано.

Лучше использовать небольшой тазик диаметром 30–35 см (в такой легче попасть) и держать его в комнате, в которой находится ребенок. Держать над тазиком малютку надо после сна, после еды и после прогулки,— в общем, когда подошло время, а малыш еще сухой. Произнося соответствующие звуки «пс-пс-пс», ждать свершения процесса. Постараться попасть в тазик, а после — похвалить и малыша, и себя.

Если процесс затягивается, или малыш капризничает, выгибается, плачет, можно дать ему попить воды из бутылочки или пососать пустышку. Или включить для «провокации» тонкой струйкой воду. Это абсолютно безвредный для здоровья крохи способ.

Этот метод тем и хорош, что его можно применять с самого раннего возраста. Но не надо путать его с приучением к горшку.

Одна из самых распространенных ошибок, которую делают родители на этом этапе — принуждение и попытка навязать ребенку действие «по команде». Ничего подобного делать нельзя!

Когда же малыш начнет сидеть, то вместо держания над тазиком его можно сначала держать над горшком, а потом и усаживать на него. Если это делать не насильственно, а постепенно, чередуя оба приема, то малыш не будет протестовать, быстрее привыкнет к новому предмету и поймет, для чего он предназначен.

Конечно, подгузники и пеленки все-равно нужны (в длительную поездку, в общественные места), да и «аварии» неизбежны (ведь родители могут быть заняты, упустят сигналы или не успеют), но количество мокрого и грязного белья при этом методе существенно сокращается. А самый важный результат — ребенок учится заранее воспринимать сигналы своего тела, «показывать» их взрослому и, по-возможности, сдерживаться.

2 этап. Усаживание на горшок

В 7–8 месяцев, когда большинство детей уже уверенно сидят, наступает время знакомства ребенка непосредственно с горшком. Одни детишки приучаются к нему быстро, другим — нужно больше времени. Но это не означает, что дети, освоившие этот предмет позже сверстников, менее сообразительны, усидчивы или хуже развиваются. Процесс приучения к горшку зависит от многих факторов. Девочки по своей природе более сговорчивы, чем мальчики, и, как правило, их легче уговорить и усадить на горшок. У мальчиков процесс обучения происходит несколько дольше. Немалую роль играет и характер. Спокойный ребенок быстрее приучится к горшку, его можно завлечь разговором, игрушкой, и таким образом удержать на месте. Шустрый малыш может длительное время отказываться сидеть на горшке — ведь ему некогда! Ему надо всюду успеть, все узнать, везде залезть, поиграть, и совершенно не хочется тратить время на скучное сидение на одном месте.

Есть несколько признаков, указывающих на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к привитию «горшочного» навыка:

* ребенок остается сухим более двух часов или просыпается сухим после дневного сна;

* он проявляет отрицательные эмоции, когда подгузник или трусики грязные (мокрые);

* любыми способами — мимикой, звуками, жестами — дает понять, что хочет в туалет.

Если малыш ранее не знал, что такое одноразовый подгузник, то научить его ходить на горшок будет легче. С детьми, которые привыкли к памперсам, дело обстоит немного сложнее.

Приучение «памперсных» детей к горшку идет через парадокс: сначала они должны научиться чувствовать дискомфорт, а потом — обучиться способу, как его избегать. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно на этом этапе, конечно, не следует, так как они пригодятся для поездок в транспорте, во время сна, на прогулке, на период болезни. А дома желательно, чтобы на малыше был минимум одежды, чтобы ее можно было быстро и легко снять. Поэтому приучать к горшку лучше в теплое время года или пока в доме не отключили отопление.

Начиная высаживать ребенка на горшок, родителям нужно набраться терпения и спокойствия. Стабильные результаты появятся через недели и месяцы, и важно весь этот период сохранять позитивный настрой и ласковые взаимоотношения с малышом. Не все будет гладко, особенно, если ребенок болен или капризничает.

Для ребенка в этом возрасте горшок является игрушкой. Сидя на нем, перебирая ногами, он может «путешествовать» по комнате, играть другими игрушками или смотреть книжку. А попутно — справлять нужду. Горшок должен быть не только привлекательным для малыша, но и удобным и устойчивым. Упав с него хотя бы один раз, ребенок долго не захочет на него возвращаться. Важен и размер горшка, он должен соответствовать попке малыша: на маленьком ребенку может быть больно, а в большой он будет проваливаться. Если малыш относится к горшку настороженно, не стоит торопиться: пусть он сначала привыкнет к новой вещи, поиграет с ней, а потом можно начать обучение. Для девочки горшок может быть круглой формы, а для мальчика — со специальным возвышающимся выступом впереди: он избавит от «промахов» и мокрых пятен на полу. Невысокая опора для спины не помешает. Не стоит покупать музыкальные горшки (когда в них попадает жидкость, они играют веселую мелодию), так как, услышав где-либо знакомую музыку, ребенок может по привычке описаться. Не советуют также приобретать горшки, похожие на креслица и стульчики. Это чревато тем, что ребенок будет мочиться, садясь на стул или в автокресло. Важно, чтобы ребенку горшок нравился, и он с ним эмоционально «сдружился».