Окончание. Начало в № № 12, 13.
Чтобы ребенок быстрее привык к горшку, тот должен находиться в пределах видимости, лучше в той комнате, где малыш обычно играет или спит. Главное, чтобы при появлении у ребенка позывов, горшок оказался «под рукой».
Малышам не рекомендуется долго сидеть на горшке. Это вредно с медицинской точки зрения. Более того, если ребенок не хочет в туалет, боится, испытывает боль или дискомфорт, выгибается, кричит, обучение теряет смысл: расстроенный кроха ничего не усвоит. Поэтому не имеет смысла произносить звукосочетание
Не стоит препятствовать познанию ребенком акта мочеиспускания и дефекации: малыш должен знать свои половые органы и видеть, как происходит «процесс». Он должен изучить свое тело, чтобы понять, для чего нужны попа и половые органы. Иначе как он установит связь между позывами и следующими за ними испражнениями?
Крохе необходимо напоминать, что ему пора на горшочек, особенно если видны признаки приближения «процесса».
Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, зачем он нужен: «Давай пописаем (покакаем) в горшочек». Если произошла «авария», стоит ласково напоминать ребенку о существовании горшка. Можно недовольно поморщиться
Высаживать на горшок нужно не только тогда, когда ребенку пора, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, после сна и после еды, до и после прогулки, а также перед купанием. Мальчика, с того времени, как он сможет устойчиво стоять на ножках, можно приучать писать стоя.
Конечно, не все будет идти гладко. Возможны периоды «возврата назад», когда приученный к горшку ребенок опять начинает писаться в штаны. Это случается, если ребенок недомогает, у него режутся зубки, он испытывает боль, в общем, тогда, когда ему очень сложно сосредоточиться на других своих ощущениях и «услышать» позывы. Протест против горшка характерен в период кризиса одного года, когда маленький человечек бурно сопротивляется практически любым действиям взрослых и на любое предложение говорит «нет!».
При «застопоривании» обучения, не нужно давить на ребенка, ругать и наказывать его. Если не получается, надо успокоиться и подождать. Вернуть малышу подгузники и возобновить попытку усадить на горшок спустя несколько недель.
3 этап. Сознательный контроль.
С
* кроха уверенно ходит, может садиться, нагибаться, поднимать с пола небольшие предметы;
* показывает предметы своей одежды и части своего тела, когда их называет взрослый;
* подражает родителям или старшим братьям/сестрам;
* пытается расставлять вещи по местам;
* понимает обращенную к нему речь взрослого и сам произносит некоторые слова, может выразить простейшие желания, объяснить или показать, чего хочет;
* понимает смысл слов «пописал», «покакал», «мокрый — сухой», «грязный — чистый»;
* не любит ходить в грязных штанах и требует их сменить;
* стремится самостоятельно снять и одеть трусики;
* начинает ощущать позывы в туалет и пытается
* умеет потерпеть: может сознательно задержать «процесс», пока не сядет на горшок;
* знает, где стоит горшок, умеет находить его глазами, движется к нему в правильном направлении;
* правильно усаживается на горшок;
* произвольно расслабляет удерживающие мышцы и тужится, чтобы лучше опорожниться;
* стремится вытереть попку и одеться (или зовет
Если малыша до двух лет уже высаживали на горшок, то по мере взросления, ему необходимо купить новый, большего размера, взамен предыдущего, который становится мал. И отношение к новому горшку иное: после двух лет важно, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. «На стуле сидят, на кровати спят» — и, по аналогии,— «На горшке писают и какают». Поэтому уже не стоит поощрять забавы с горшком, как с игрушкой.
Держать его лучше в туалете или в ванной — это поможет ребенку понять, что пользоваться горшком — все равно, что унитазом, как это делают взрослые. Кроме того, можно приобрести специальную крышку с детским сиденьем к унитазу, а также небольшую скамеечку. На нее ребенку удобно ставить ноги, когда он сидит, а мальчика можно на нее ставить, если он захочет писать стоя. Его обязательно надо приучить поднимать сиденье перед опорожнением мочевого пузыря и опускать, после того как он сходил в туалет. Совмещать горшок с унитазом — вполне приемлемый вариант, тем более, что в перспективе ребенок будет ходить только на унитаз.
Ребенок не должен находиться в туалете слишком долго, нельзя заставлять его сидеть, если ему не хочется. Усаживать его надо не более, чем на 3–5 минут. Надо побуждать его говорить фразы: «хочу на горшок», «хочу
Кроме этого, желательно проговаривать все действия, непосредственно связанные с горшком: как его достать, как открыть, как снять и одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как его помыть, как закрыть и поставить на место. Все это можно проводить в виде интересной совместной игры. Еще один вариант игры,— когда малыш сам приучает к туалету куклу. Пусть он последовательно делает каждый шаг, а взрослый вслух комментирует: снимаем с куколки штанишки, сажаем на горшок, говорим
После каждого успешного похода в туалет, ребенка нужно приласкать, однако не надо выказывать чрезмерного энтузиазма.
Иногда могут случаться «аварии». Они вероятны не только тогда, когда ребенок заигрался, но и когда он находится в незнакомом месте, не знает, где там туалет или боится опорожняться при посторонних.
Обычно к двум годам функция задержки мочеиспускания настолько укрепляется, что начинает проявляться и во время сна: большинство детей перестают писаться ночью. Тем не менее, на ночь горшок лучше переносить в комнату и ставить под детскую кровать. Перед сном малышу нужно предложить сходить на горшок, а ночью, если он вдруг начал беспокоиться во сне, крайне деликатно спросить, не хочет ли он писать, и высадить на горшок.
Конечно, пройдет достаточно много времени, прежде чем малыш сможет ходить в туалет без помощи взрослых: навык этот окончательно формируется у