Продолжение. Начало в № 23, 24
8. Противоречивыми по своему влиянию могут быть и куклы, созданные для мальчиков: Бетман, Спайдермен, Супермен,
То же самое касается
К опасным относятся и пиратские игрушки, так как пираты — это фактически убийцы и грабители, окруженные ореолом романтики. В сознании ребенка может произойти нравственная подмена: малыш считает, что пират хороший, потому что спас
Но, пожалуй, одна из самых опасных игрушек, открыто пропагандирующая убийство и насилие,— американский
9. Антиигрушками могут быть даже настольные игры. С одной стороны, кубики, мозаика, пазлы, строительный конструктор развивают интеллект, сообразительность, приучают к терпению, тренируют моторику. Но, с другой стороны, названия и смысл игр могут подталкивать ребенка к тщеславию и агрессии — «Повелитель Вселенной’, „Завоеватель“, „Звездные войны“, особенно если их главными героями являются жестокие инопланетяне, чудовища, монстры.
10. И еще одно важное правило: слишком большое количество игрушек становится антиигрушкой.
Как же выбирать игрушки, по каким критериям отделять плохие от хороших? Несколько рекомендаций взрослым:
1. Не торопитесь покупать ребенку игрушку просто потому, что он просит, а у вас есть желание и повод сделать ему подарок.
2. Не приобретайте игрушку, персонаж которой вам не знаком. Отложите покупку, пока не познакомитесь с историей возникновения и идеологией игрушечного героя. Совместно с ребенком посмотрите о нем фильм или мультфильм, почитайте художественное произведение, посвященное ему. Сформируйте свое представление о его позитивности или негативности.
3. Посмотрите на игрушку и постарайтесь отметить первичное, вызванное ею чувство. Не подавляйте голос интуиции:
4. Поскольку ребенок одушевляет игрушки, представьте, что она ожила и стала жить своей жизнью, с поступками и речью, заложенными в ее образе. Какие чувства возникнут, если мысленно представить долгое общение с такой «ожившей» игрушкой? А какие действия хочется совершить в отношении ее?
5. Подумайте, созвучен ли образ игрушки вашим культурным, этическим и
6. Как вы отнесетесь к тому, что ваш ребенок станет копировать внешность и поведение, «заложенные» в игрушке, будет носителем ее идеи. Какие качества (обязательно отметьте и положительные и отрицательные) будут при этом развиваться в нем? Если предполагаемые качества явно противоречат задачам воспитания и культурного развития ребенка, игрушку покупать малышу опасно.
7. Поскольку для ребенка интересна не
8. Придумайте, как вложить в новую игрушку позитивный сценарий, чтобы она стала хорошей.
9. Выберите время и разберитесь с имеющимися дома игрушками вашего ребенка. Попробуйте соотнести его поведение и речь с наличием у него тех или иных игрушек. Если влияние
10. Если игрушек у ребенка слишком много, спрячьте часть из них на некоторое время, чтобы он о них забыл. И когда вы их снова достанете, он воспримет их как новые.
11. Если ребенок настойчиво требует купить антиигрушку только потому, что такая есть у друга или подружки, будьте тверды и не поддавайтесь на уговоры. Объясните ребенку, почему игрушку, которую он просит, вы считаете плохой. Можете купить ему хорошую игрушку, и объяснить, чем она хороша. Придумайте про нее историю, чтобы сразу включить ребенка в игровую ситуацию, пробудить к игрушке симпатию.
12. Детей часто притягивают уродства, шокирующие образы, все нестандартное и непривычное. Поэтому родителям надо стараться прививать детям хороший вкус, формировать привязанность к обаятельным игрушкам, показывать через игрушки, что такое человеческая теплота.
13. Следует уделить больше внимания нравственному воспитанию ребенка, больше общаться с ним, читать добрые детские книги, ограничивать просмотр боевиков,
К радости, не все плохо на «игрушечном» рынке. Есть много хороших, грамотно продуманных и с душой изготовленных авторских и массового производства игрушек. Пусть именно они украсят детство ваших детей.