Макушка лета — середина длинных школьных каникул: время отдыха, общения, поездок, новых знакомств и развлечений. Дети и подростки, особенно те, чей досуг не организован, много времени проводят, будучи предоставлены сами себе: свободно гуляют, встречаются с приятелями, «тусуются» в компаниях, ходят друг к другу в гости, веселятся на дискотеках. И порой так увлекаются отдыхом, что теряют всякую бдительность и забывают о тех опасностях, которые могут подстерегать их, казалось бы, в самых безопасных местах.
Конечно, никому не хочется думать о ворах и мошенниках, а тем более,— о маньяках, насильниках, убийцах и грабителях. Но, к сожалению, из года в год статистика преступлений против несовершеннолетних пополняется новыми фактами. А потому разговор о правилах личной безопасности всегда актуален, тем более, что дети и подростки психологически более уязвимы, привычно подчиняются авторитету взрослых, а к тому же — доверчивы и беспечны! Большинство из них легкомысленно думают, что уж с
Порой несовершеннолетние по незнанию или от скуки сами ищут «приключений на свою голову». К группе повышенного риска относятся подростки с их жаждой новых ощущений и впечатлений, с неконструктивными формами бунтарства, когда они стремятся
Плохо, когда дети и подростки ведут себя с чужими людьми непредусмотрительно и глупо, но еще хуже, когда они ведут себя провоцирующее: пробуют алкоголь в случайных компаниях, совместно смотрят фильмы и передачи эротического содержания, катаются на автомобилях с малознакомыми людьми, прогуливаются в безлюдных местах, ездят на чужие квартиры и дачи. Подобные вольности могут закончиться бедой, а бывшие «друзья и подружки» — разделиться на преступников и жертвы. Ведь известно, что сексуальные и разбойные нападения могут совершаться и незнакомцами с устрашающей внешностью, и вполне «симпатичными» приятелями и знакомыми. И произойти инцидент может не только в тёмной аллее парка или в неосвещённом подъезде, но и в собственном доме у жертвы, или в гостях.
Поэтому так важно, чтобы родители объяснили детям, чем различаются понятия «свои» и «чужие» и обучили их главному правилу поведения с «чужими», а именно — не доверять чужим людям, особенно первое время. И даже если человек уже
Однако мало рассказать детям о правилах личной безопасности, необходимо периодически повторять их, подчеркивая, как важно не терять бдительности, казалось бы, в привычных и комфортных условиях: в собственной квартире, в подъезде, в лифте, на знакомой улице, на бабушкиной даче, и даже — на подростковом сайте в интернете. Виртуальное пространство не такое уж безопасное: статистика мошенничеств и преступлений сексуального характера повысилась в несколько раз
Важно предупредить ребят, что преступник не всегда имеет страшное лицо; любой маньяк или грабитель на время может превратиться в милейшее существо, чтобы втереться в доверие и усыпить бдительность своей жертвы. Обаяние, показная доброта и демонстративная открытость — вот те «удочки», на которые могут попасться и взрослые, и дети.
Итак, чтобы сохранить свою жизнь и душевное благополучие (а также спокойствие и имущество родителей) дети и подростки должны запомнить четыре ситуации, в которых они обязаны вести себя с частицей «НЕ»:
1. Не разговаривать с незнакомцами на улице. Даже если незнакомец обратится с невинной просьбой показать нужную улицу, поднести сумку, проводить к остановке, ребенок может объяснить, где находится эта улица или остановка, но ни в коем случае не провожать. Или сказать: «Обратитесь к
2. Не впускать чужих людей в дом, не заходить с ними в подъезд и в лифт. Каждый ребёнок обязан уяснить, что по серьёзному делу взрослые будут разговаривать только с родителями. Поэтому незачем отворять дверь. Ребенок должен просто сказать, чтобы пришли в тот час, когда дома будет
3. Не садиться в машину к незнакомым или малознакомым людям, даже, если там сидит женщина. Если рядом тормозит машина, открывается дверь, ребенка подзывают и обращаются к нему с просьбой или вопросом, он должен как можно дальше отойди от машины, сказать, что ничего не знает, и уходить в направлении, противоположном движению транспорта.
4. Не задерживаться на улице, особенно с наступлением темноты. «Светлые дела в темное время не делаются». Эта поговорка учит главному — дети должны быть там, где освещено и безопасно: либо дома, либо с родителями, либо с теми, кто может их защитить. Одиночные прогулки по темным, безлюдным пустырям или скверам опасны даже для взрослых людей, а не то, что для детей.
И еще надо знать четыре ситуации, в которых несовершеннолетние должны категорично говорить «НЕТ»:
1. Если предлагают зайти в гости или предлагают подвезти до дома. Согласно статистике местом совершения преступлений примерно в одной трети случаев является квартира (к сожалению, родные стены не спасают), в остальных случаях,— парки, скверы, чердаки, подвалы, лифты, нежилые дома. Абсолютно неважно, где ребенок окажется наедине с преступником — это везде опасно.
2. Если за ребенком, отдыхающим вне дома, пришел (приехал) посторонний (даже знакомый!), а родители не предупредили об этом заранее. И неважно, мамина ли это коллега или папин приятель, и каковы причины визита. Пока педагоги не получат разрешение родителей, ребенок не должен «срываться с места».
3. Если в отсутствие родителей пришел малознакомый человек, который просит впустить его в квартиру или предлагает идти с ним
4. Если незнакомый человек
Следует помнить, что существует четыре соблазна, на которые дети и подростки легче всего поддаются, и которые используются преступниками как самые сильные средства психологического давления:
1. Тщеславие. Ребенок должен знать, что человек, который очень настойчив и говорит: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает»,— опасен! Не надо ничего доказывать. Можно отделаться усиливающей негатив фразой: «Да, ни мама, ни папа не разрешают! «,— и решительно уходить.
2. Доброта и отзывчивость. Нередко чужой человек может демонстрировать ребенку искреннюю заинтересованность, заботу, сочувствие. Предлагать помощь в разрешении
3. Жадность и корысть. Иногда преступники могут обратиться к ребенку с просьбой, обещая заплатить за нее или предлагая взамен
4. Амбиции. Еще один способ, с помощью которого преступники «заманивают» своих жертв — это предложение участвовать в
И, наконец, есть пять личностных качеств, которые абсолютное большинство родителей воспитывают в своих детях, но, которые могут невольно привести ребенка к беде:
1. Жалость, сочувствие. Преступнику очень просто обмануть отзывчивого ребенка просьбой покормить больного котенка или птичку с подбитым крылом, а для этого — спуститься в подвал или зайти за гаражи. А еще, как это нередко бывает, сказать, что с родителями ребенка
2. Любопытство, заинтересованность. Дети любознательны, и непорядочный человек может воспользоваться этим, например предложив «сходить и посмотреть
3. Доверчивость, правдивость. Родители приучают детей говорить правду, наказывают за ложь, и есть дети, которые боятся хитрить даже в мелочах, сами себя осуждают за малейшую неискренность. Однако в ситуации опасности невинная ложь может стать спасением. Ложь — не всегда зло. Например, если ребенок заметил, что чужой человек идет за ним «по пятам», может сделать вид, что увидел друзей, издали помахать им рукой, или, проходя мимо
4. Любовь ко всему таинственному. Дети любят тайны и «секретики», а подростки вообще отдаляются от родителей и предпочитают утаивать от них свои мысли, чувства и намерения. Но если ребенка уговаривают
5. Послушание, покорность. Если ребенок
Главная привычка, к которой надо приучить ребенка — рассказывать обо всех ситуациях и людях, представлявших для него потенциальную угрозу. И даже, если с точки зрения взрослого человека все было абсолютно безобидно, не надо «успокаивать» ребенка, говоря, что «не стоило тревожиться, это как раз не опасно», тем самым притупляя его бдительность. Лучше похвалить за то, что он помнит родительские уроки и ответственно относится к своей жизни.
Продолжение следует.