Пожалуй, это одно из тех качеств личности, которые у наших современников с каждым поколением меняются (а возможно, теряются) все больше и больше. Применительно ко многим молодым людям, подросткам и детям его можно употребить только с частицей «не» — «невоспитанность», синонимами которого являются грубость, глупость, хамство, наглость. И хотя эти негативные проявления в людях достаточно часто бросаются в глаза, но и с воспитанностью как с социальным явлением не всё обстоит так уж плохо. Просто отношение к ней меняется. Попробуем разобраться в «плюсах» и «минусах», которые она несет.
Педагогический энциклопедический словарь трактует понятие «воспитанность» как умение вести себя в обществе: учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением тактично общаться с окружающими людьми в любых ситуациях. В широком смысле воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения, но и внутреннюю культуру человека, проявляющуюся в уважении к другим людям.
Основы воспитанности закладываются с самого раннего детства в семье, а педагоги только корректируют и шлифуют созданный родителями фундамент. Но нужна ли современным детям воспитанность? Может быть, в наш стремительный век она ни к чему? Может, это только помеха на пути к достижению своих целей? Может, нужнее нахрапистость и напор? Вопросы непростые, ведь воспитанность может оказаться и достоинством человека, и его недостатком.
Простой пример: малыши играют в песочнице, каждый со своим набором ведерок, совочков, формочек, кукол и машин. И как обычно бывает, практически у всех малышей возникает соблазн взять чужую игрушку. Но одного ребенка родители учат сначала попросить, а потом брать, а другого поощряют хватать всё подряд, да ещё гордятся этим: «А
В более старшем возрасте одного ребенка родители учат соблюдать правила поведения: терпеливо ждать своей очереди, помогать старшим, пропускать вперед тех, кто слабее. А другого,— в гостях расталкивающего локтями малышей, чтобы быстрее схватить самый аппетитный кусок торта,— родители одобряют: «Кто смел, тот и съел! Наглость — первое счастье. Выживет сильнейший, так что бери от жизни всё, что сможешь! «
И в отношении привития хороших манер позиции родителей весьма противоречивы. Многие не понимают, зачем вообще нужны хорошие манеры; это старомодно, фальшиво, скучно, ненужно. К тому же, хорошие манеры не гарантия порядочности человека: под их маской могут скрываться весьма дурные поступки. А другие
Какое же мнение правильное? Каких стандартов воспитания придерживаться? Каким формировать ребенка? Побойчее да понастырнее, чтоб в жизненной гонке был лидером? Или чуткого, скромного и заботливого, умеющего соотносить свои желания с мнением других людей, но
Воспитанность — вещь сложная и относительная. На первый взгляд она невыгодна: воспитанному человеку приходится себя во многом ограничивать, а в столкновении с невоспитанным человеком воспитанный порой проигрывает: он не может себе позволить то, что легко позволит себе человек, свободный от воспитанности. Ему приходится считаться со многими правилами и ограничениями. И это основной психологический «минус». Ведь иногда, чтобы почувствовать себя счастливым человеку нужно разрешить самому себе быть свободным от
Так зачем же ребенка заставлять делать то, что будет ограничивать его свободу, зачем формировать деликатность и тактичность, которые будут мешать ему жить? Самый главный «плюс» — воспитанность является одним из мощных факторов успешности человека в современном мире. И тому есть несколько причин.
А все для того, чтобы было удобно. Что касается человеческого сообщества, то в основе воспитанности и всех хороших манер лежит забота о том, чтобы один человек не мешал другим людям, чтобы все вместе они чувствовали бы себя хорошо.
Благодаря воспитанности во многих жизненных ситуациях дети могут получить в дар и практически без усилий то, что другим дастся только с боем, да еще и с последующим лишением и наказанием. Воспитанного ребенка хочется приласкать, поощрить и одарить, а невоспитанного — приструнить и наказать.
Воспитанность дает человеку более позитивный взгляд на жизнь, приучает видеть в людях хорошее. Доброжелательное и спокойное лицо воспитанного человека, обходительные манеры, приятная речь вызывают у окружающих людей положительный отклик, а его уважительное отношение к ним пробуждает ответное уважение и чувство радости. Все это — тоже факторы душевного здоровья.
Есть интересное мнение, что большинство психологических проблем можно было бы разрешить (или они просто не возникли бы), если бы люди в абсолютном своем большинстве обладали истинной (а не поверхностной) воспитанностью: знали бы, как вести себя в разных жизненных ситуациях на людях и наедине с собой, как разрешать конфликты, как адекватно реагировать на недоразумения, как в равной степени заботиться и о себе и об окружающих людях.
И, наконец, четвертая причина успешности заключается в том, что воспитанность в человеке (или невоспитанность) видна издалека и является очень важным социальным маркером. Воспитанность — это своего рода кастовый признак, дающий право принадлежать к кругу избранных людей, к элите. Воспитанные люди образуют некое сообщество, куда допускаются не все, а только те, кто обладает особым нематериальным «капиталом» — воспитанностью. Это качество вызывает у окружающих симпатию, и не секрет, что именно благодаря ему, можно найти хорошую работу, получить более высокую должность или удачно жениться. То есть реально занять более высокое социальное положение.
Все это вместе взятое убеждает в том, что формировать воспитанность у детей абсолютно необходимо. Это и приятно, и полезно, и выгодно! Конечно, каждый родитель сам выбирает, на что ориентировать в жизни свое чадо. Воспитанность предполагает определенные обязательства, то есть, что ребенок