Свежий номер! 

  

ГОРОД БРОДЯЧИХ СОБАК  
Отлов бесхозяйных животных прекращен
Программа Ш межмуниципального музыкально-поэтического фестиваля "Кама-мама" 
Электронные сервисы Федеральной налоговой службы (окончание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

О воспитанности («ВК» №32)

Пожалуй, это одно из тех качеств личности, которые у наших современников с каждым поколением меняются (а возможно, теряются) все больше и больше. Применительно ко многим молодым людям, подросткам и детям его можно употребить только с частицей «не» — «невоспитанность», синонимами которого являются грубость, глупость, хамство, наглость. И хотя эти негативные проявления в людях достаточно часто бросаются в глаза, но и с воспитанностью как с социальным явлением не всё обстоит так уж плохо. Просто отношение к ней меняется. Попробуем разобраться в «плюсах» и «минусах», которые она несет.

Педагогический энциклопедический словарь трактует понятие «воспитанность» как умение вести себя в обществе: учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением тактично общаться с окружающими людьми в любых ситуациях. В широком смысле воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения, но и внутреннюю культуру человека, проявляющуюся в уважении к другим людям.

Основы воспитанности закладываются с самого раннего детства в семье, а педагоги только корректируют и шлифуют созданный родителями фундамент. Но нужна ли современным детям воспитанность? Может быть, в наш стремительный век она ни к чему? Может, это только помеха на пути к достижению своих целей? Может, нужнее нахрапистость и напор? Вопросы непростые, ведь воспитанность может оказаться и достоинством человека, и его недостатком.

Простой пример: малыши играют в песочнице, каждый со своим набором ведерок, совочков, формочек, кукол и машин. И как обычно бывает, практически у всех малышей возникает соблазн взять чужую игрушку. Но одного ребенка родители учат сначала попросить, а потом брать, а другого поощряют хватать всё подряд, да ещё гордятся этим: «А мой-то вон какой бойкий! «

В более старшем возрасте одного ребенка родители учат соблюдать правила поведения: терпеливо ждать своей очереди, помогать старшим, пропускать вперед тех, кто слабее. А другого,— в гостях расталкивающего локтями малышей, чтобы быстрее схватить самый аппетитный кусок торта,— родители одобряют: «Кто смел, тот и съел! Наглость — первое счастье. Выживет сильнейший, так что бери от жизни всё, что сможешь! «

И в отношении привития хороших манер позиции родителей весьма противоречивы. Многие не понимают, зачем вообще нужны хорошие манеры; это старомодно, фальшиво, скучно, ненужно. К тому же, хорошие манеры не гарантия порядочности человека: под их маской могут скрываться весьма дурные поступки. А другие мамы-папы считают, что хорошие манеры созданы опытом множества поколений и отражают желание людей быть лучше и жить красиво.

Какое же мнение правильное? Каких стандартов воспитания придерживаться? Каким формировать ребенка? Побойчее да понастырнее, чтоб в жизненной гонке был лидером? Или чуткого, скромного и заботливого, умеющего соотносить свои желания с мнением других людей, но из-за этого — неконкурентоспособного?

Воспитанность — вещь сложная и относительная. На первый взгляд она невыгодна: воспитанному человеку приходится себя во многом ограничивать, а в столкновении с невоспитанным человеком воспитанный порой проигрывает: он не может себе позволить то, что легко позволит себе человек, свободный от воспитанности. Ему приходится считаться со многими правилами и ограничениями. И это основной психологический «минус». Ведь иногда, чтобы почувствовать себя счастливым человеку нужно разрешить самому себе быть свободным от каких-то условностей. Одному — набраться смелости выразить свое недовольство, другому — решительно сказать «нет», третьему — преодолеть внутренний страх осуждения, четвертому — просто быть собой. Но между свободой проявления своих чувств и несвободой в словах и поступках стоит такое личностное качество как воспитанность. Она кажется довольно правильной, но накладывает весьма неудобные рамки и ограничения, порой мешает проявлять человеку его истинные чувства и желания.

Так зачем же ребенка заставлять делать то, что будет ограничивать его свободу, зачем формировать деликатность и тактичность, которые будут мешать ему жить? Самый главный «плюс» — воспитанность является одним из мощных факторов успешности человека в современном мире. И тому есть несколько причин.

Во-первых, следование правилам необходимо, чтобы человеку легче жилось. Ведь даже заводя домашнее животное, человек учит его каким-то правилам, объясняя, что — можно, а чего — нельзя.

А все для того, чтобы было удобно. Что касается человеческого сообщества, то в основе воспитанности и всех хороших манер лежит забота о том, чтобы один человек не мешал другим людям, чтобы все вместе они чувствовали бы себя хорошо.

Во-вторых, рядом с воспитанным человеком всем окружающим психологически комфортно, удобно и безопасно, ведь воспитанный человек — это, прежде всего, человек, уважающий других людей; тот, кто хочет и умеет считаться с их мнением и интересами. Именно поэтому воспитанный человек вызывает симпатию и доверие, подсознательно пробуждает чувство благодарности. Не секрет, что воспитатели и учителя, по долгу профессии, обучая и развивая всех ребятишек с которыми работают, любят воспитанных! А значит, воспитанность дает ребенку больше шансов получать адресное внимание, поддержку и различные блага от взрослых, будь то заглавная роль на детском утреннике или более высокая оценка за устный ответ у доски. И какие-то ошибки и оплошности воспитанным детям прощаются быстрее.

Благодаря воспитанности во многих жизненных ситуациях дети могут получить в дар и практически без усилий то, что другим дастся только с боем, да еще и с последующим лишением и наказанием. Воспитанного ребенка хочется приласкать, поощрить и одарить, а невоспитанного — приструнить и наказать.

В-третьих, установлено, что воспитанность тесно взаимосвязана с душевным здоровьем: с одной стороны, душевно здоровый человек легче приобретает воспитанность (то есть, воспитанность — показатель душевного здоровья!), а с другой — воспитанность способствует сохранению хорошего душевного здоровья даже в очень сложных жизненных обстоятельствах. Ведь в ее основе — умение не мешать другим, не доставлять неудобств, не портить настроение, не сбрасывать на окружающих негативные эмоции, не устраивать лишней суеты вокруг себя, а значит, не «трепать» нервы ни себе, ни другим. 

Воспитанность дает человеку более позитивный взгляд на жизнь, приучает видеть в людях хорошее. Доброжелательное и спокойное лицо воспитанного человека, обходительные манеры, приятная речь вызывают у окружающих людей положительный отклик, а его уважительное отношение к ним пробуждает ответное уважение и чувство радости. Все это — тоже факторы душевного здоровья.

Есть интересное мнение, что большинство психологических проблем можно было бы разрешить (или они просто не возникли бы), если бы люди в абсолютном своем большинстве обладали истинной (а не поверхностной) воспитанностью: знали бы, как вести себя в разных жизненных ситуациях на людях и наедине с собой, как разрешать конфликты, как адекватно реагировать на недоразумения, как в равной степени заботиться и о себе и об окружающих людях.

И, наконец, четвертая причина успешности заключается в том, что воспитанность в человеке (или невоспитанность) видна издалека и является очень важным социальным маркером. Воспитанность — это своего рода кастовый признак, дающий право принадлежать к кругу избранных людей, к элите. Воспитанные люди образуют некое сообщество, куда допускаются не все, а только те, кто обладает особым нематериальным «капиталом» — воспитанностью. Это качество вызывает у окружающих симпатию, и не секрет, что именно благодаря ему, можно найти хорошую работу, получить более высокую должность или удачно жениться. То есть реально занять более высокое социальное положение.

Все это вместе взятое убеждает в том, что формировать воспитанность у детей абсолютно необходимо. Это и приятно, и полезно, и выгодно! Конечно, каждый родитель сам выбирает, на что ориентировать в жизни свое чадо. Воспитанность предполагает определенные обязательства, то есть, что ребенок «что-то должен» (делать, не делать, говорить, молчать, терпеть, учитывать и т. д. ). Но чувство долженствования угнетает, поэтому правильнее будет заменить «ты должен» на «тебе это нужно, для тебя это важно». Таким образом, не подавляя чувств и свободолюбия ребенка, родители приучат его к выдержанности и разумным самоограничениям, к дисциплине, без чего невозможна воспитанность. Но главное в ней — не ограничения, а стремление научиться бережному и уважительному отношению к миру: к обществу, к природе, к своим ближним, к истории своей семьи и своего края, и к самому себе как к части этого мира. Не сотни правил, а стремление к красоте, к гармонии в отношениях и в окружающем пространстве — вот та цель, ради которой наших детей надо приучать к воспитанности.