Окончание. Начало в № № 33, 34
Когда цели определены, то появляется желание сразу же их реализовать. Но не надо суетиться: каждую цель рекомендуется разделить на отдельные задачи, определив, что, когда и в какой очередности сделать. Например, цель — путешествие во время отпуска. Задачи — решить, куда поехать, накопить определенную сумму денег, оформить все необходимые документы, купить билеты, собраться в дорогу и т. д. Все это лучше записывать, соблюдая следующие рекомендации:
* Задачи формулировать конкретно, используя «активные» глаголы: прочитать, выучить, решить, собрать, купить, обеспечить и т. п.
* Крупные задачи делить на более мелкие: чем задача конкретнее, тем легче в исполнении.
* Формулировать задачи, так, чтобы их выполнение можно было оценить в
* Устанавливать сроки выполнения, хотя бы приблизительные, и пытаться в них уложиться.
* Хвалить себя после того, как очередная задача выполнена.
Вот теперь, в списке ежедневных домашних и профессиональных дел появляются ориентиры, которые помогают осмыслить, что работает на достижение целей и задач, а что — является ежедневной рутиной, а то и пустой потерей времени. С помощью этих ориентиров можно планировать свою деятельность на любой срок: на день, неделю, месяц, год и т. д.
Для чего нужно планирование? Не все любят составлять планы, поскольку считают это лишней тратой времени и сил, которых и так не хватает? Однако успешные люди делают это всегда, так как именно планирование повышает производительность работы и эффективность жизни вообще.
Если же человек не имеет ясной картины своих дел, то все, что ему нужно сделать, представляется в виде беспорядочного вороха крупных и мелких задач. Его мозг вынужден удерживать в памяти и постоянно обдумывать большое количество дел (вынести мусор, купить хлеб, позвонить родителям, выкупить лекарство в аптеке и т. п. ). И чем больше таких дел, тем труднее понять, что важно, а что — не важно, что — срочно, а с чем можно повременить. Многие вещи попросту забываются или остаются незамеченными, притом, что мозг работает с перегрузкой. Дела делаются в случайном порядке, который зависит от сиюминутного настроения человека, от других людей и внешних обстоятельств. В результате такого «дергания» человек вроде бы целый день
Для этого сначала составляем список дел — записываем все, чем предстоит заниматься, например, в течение следующего дня. Лучше начать это делать заранее, накануне вечером, а утром, на свежую голову — подкорректировать.
Теперь определяем очередность выполнения дел, занесенных в список, то есть расставляем приоритеты. Для этого хорошо подходит метод «АБВГД». Буквой А отмечаются самые важные дела с самыми нужными результатами и с самыми серьезными последствиями в случае невыполнения. Дела, отмеченные буквой Б — вторые по значимости, В — третьи и т. д. Буква Д означает «долой! «: ею отмечают малосущественные занятия, которые ни на что особенно не влияют. Главное правило метода „АБВГД“ состоит в том, что не стоит браться за дело Б, пока не выполнено А, а за дело В, пока не сделано Б, и т. д.
Составляя план, не стоит все абсолютизировать и пытаться сосчитать каждую минуту. Будем реалистами и учтем несколько важных моментов.
И,
Однако планирование может оказаться не эффективным, если на некоторые вроде бы небольшие дела, затрачивается неожиданно много времени.
4. Поэтому на следующем этапе мы учимся экономить время, сокращая его потери с помощью различных методик и приемов.
Одна из них — методика распределения дел по степени их регулярности и неотложности. Для нее желательно составить список дел на несколько дней, например, на неделю. В этом списке будут дела сложные и простые. Сначала эти дела надо упорядочить, а именно разделить сложные на несколько более простых. В результате в списке остаются простые, конкретные задачи, для каждой из которых определены день и время выполнения.
Затем составленный список разделяется на два: список регулярных дел и список прочих (нерегулярных) дел. К регулярным относятся дела, процедура выполнения которых остается одной и той же; или те, которые нужно делать периодически: каждый день, каждую неделю, месяц.
Сократить количество «горящих» дел помогает использование различных «напоминалок», особенно если взять за привычку заглядывать в них перед тем, как составить план завтрашнего дня. Еще один вариант «напоминалок» — записывать «негорящие» дела на определенную дату ежедневник, и вот
Кстати, уже упомянутый выше прием деления сложных дел на простые существенно экономит время. Так, если генеральная уборка квартиры пугает своими масштабами, можно в своем плане ежедневно выделять 20–30 минут для поддержания чистоты и порядка.
Еще один эффективный прием экономии времени — классификация и объединение по темам. Это относится к вещам, документам, к информации, которую необходимо сохранять. Например, чтобы не теряться в ворохе квитанций, счетов, инструкций и не тратить время на поиски, можно выделить для документов отдельный ящик письменного стола, рассортировать их по темам и разложить по отдельным файлам и папкам: личные документы, коммунальные услуги, гарантийные талоны, инструкции по эксплуатации и т. п.
Прием совмещения несколько дел одновременно не только высвобождает время, но и дает двойную выгоду (сочетание полезного с приятным). Например, можно готовить еду и слушать познавательную передачу по радио и т. д.
5. Ну и наконец, пора переходить к самому приятному — к отдыху.
Чтобы плодотворно работать, нужно хорошо отдыхать. Не всегда правы те, кто думает, что чем больше они поработают, тем больше дел переделают. Уставший человек менее работоспособен: невнимателен, раздражителен, рассеян. Он начинает делать ошибки, на исправление которых
Отдых — это не блажь, не лень, не уход от работы, а забота о сохранении сил и ясности мыслей. Можно считать, что это — работа по восстановлению потраченной энергии, чтобы потом вновь направить ее на достижение целей и решение жизненных задач.
И вот тут можно вспомнить о «поглотителях времени» и посмотреть на них с другой стороны. Почему нам трудно от них избавиться? Почему мы попадаем в зависимость от них? Да потому, что они дают нам возможность отдохнуть от дел и работы, отключиться от забот. Нет ничего плохого в просмотре телевизионных передач, в компьютерных играх, в