Реклама

Мир в семье: пожилые родители и взрослые дети ч.3 («ВК» №49)

4. Многие пожилые родители болезненно переживают утрату чувства собственной значимости.

После выхода на пенсию, когда профессиональная жизнь закончилась, а вместе с ней ушли в прошлое и социальные роли, сопутствующие ей, у пожилых людей появляется опасение, что в них перестанут нуждаться и дома, а это, в свою очередь, провоцирует раздражительность, депрессивность и повышенную потребность во внимании.

Чтобы вернуть ощущение своей нужности необходимо повысить свою самооценку, а для этого, в первую очередь, надо наполнить свою жизнь разнообразными впечатлениями и интересами, а во вторую,— определить круг обязанностей, которые посильно выполнять на благо семьи.

Поэтому так важно выделить в своем расписании время на регулярное общение и телефонные звонки не только детям и внукам, но и другим родственникам, подругам, друзьям. Кроме того, надо выделить время и денежные средства на регулярные походы в музеи, на выставки или на «посиделки» в кафе c друзьями или подругами, на поездки в кино, на концерты, на отдых и поездки в санатории.

Похвально следование семейным традициям — например, проводить обеды в семейном кругу по воскресеньям или организовывать выезды с родственниками на пикники по праздникам.

Полезнейшим во всех отношениях занятием является написание мемуаров. Любые воспоминания — ценнейшая вещь для семьи. Записывать можно не только историю жизни, но и сохранившиеся в памяти кулинарные рецепты, советы по ведению домашнего хозяйства. Осмысление собственного жизненного опыта и стремление передать через мемуары накопленные знания — это отличный способ активизации мыслительных процессов.

С возрастом родителям становится все труднее выполнять домашние обязанности, и многих из них расстраивает мысль, что они станут для своих детей обузой. Перспектива «сидеть и отдыхать» мало кого радует. Посильной помощью детям может быть приготовление еды, уход за одеждой и обувью, присмотр за домашними животными, проверка домашних заданий у внуков, обучение их каким-либо умениям или бытовым навыкам.

Однако нельзя позволять взрослым детям эксплуатировать своих пожилых родителей по принципу: «ты — бабушка, значит, должна сидеть с внуками». Общение с внуками должно проходить с радостью, ведь для них бабушка и дедушка — самые близкие люди после родителей, которые всегда накормят? /? напоят, обласкают и побалуют. Но не заменят собой родителей!

С внуками желательно дружить, а для этого следует избегать занудливых нравоучений в их адрес; не надо негативно сравнивать их с детьми и внуками соседей, своих подруг или с героями книг и сериалов, и тем более, обвинять в этом родителей.

5. Лучше направить свою энергию на поиск увлечений и на новые занятия, которые будут развивать даже в престарелом возрасте.

Например, записаться в группу здоровья, на йогу или в бассейн, ходить на танцы, совершать лыжные прогулки, заняться скандинавской ходьбой. А ещё — научиться пользоваться компьютером, хотя бы потому, что при разумном подходе он активизирует работу мозга. Кроме того, в интернете есть немало полезного и интересного для общения, рукодельного творчества, информационного насыщения и социальной активности.

Но и кроме компьютера, есть много возможностей развивать себя и делать свою жизнь интересной даже в преклонные годы. Например, многие люди старшего поколения когда-то любили петь песни, участвовали в самодеятельных ансамблях. Пусть молодежь подарит караоке, и интересное время препровождение будет у всех членов, да и у гостей семьи.

Даже телевизор может быть не просто фоном домашней жизни, а весьма полезным «другом». Хотя молодое поколение иной раз раздражает увлеченность бабушек-дедушек сериалами, ничего плохого в этом нет. Однако кроме сериалов нужно смотреть и интеллектуальные передачи, документальные фильмы. Своеобразную психотерапию смехом создадут добрые кинокомедии и юмористические программы.

Для людей с ослабленным зрением, любивших читать, есть замечательное изобретение — аудиокниги. Их выбор в интернете огромен.

Однако люди преклонных лет, даже имея под рукой современную технику, не пользуются ею, так как либо ленятся учиться, либо боятся своими неумелыми действиями сломать ее, и тем самым вызвать гнев, расстройство и «разорение» детей и внуков. И лень и страх придётся преодолевать, ведь все технические средства придуманы именно для того, чтобы облегчить и украсить жизнь человека, а пожилого — особенно.

6. Немало проблем между поколениями «отцов» и «детей» возникает и из-за квартирного вопроса.

Конечно, если у пожилых людей есть возможность, то жить лучше отдельно от детей, ведь самое большое раздражение вызывает необходимость подстраиваться под чужой уклад жизни. С возрастом всё больше хочется тишины и размеренности, всё выше склонность к созерцательности и размышлениям.

Если же жить приходиться вместе, то необходимо четко определить границы в отношениях и учиться взаимному уважению, сохраняя автономность друг от друга в супружеских вопросах и в воспитании детей.

Чем старше возраст пожилых людей, тем реже они покидают свое жилье. И тогда актуальным становится создание уюта и поддержание чистоты в нем. Дом пожилого человека — это хранилище воспоминаний, где каждая вещь наполнена особым смыслом. Но иногда квартира превращается в свалку ненужных, особенно поломанных вещей. Со старьём надо бороться: либо выбрасывать с благодарностью за долгую службу, либо ремонтировать и декорировать, превращая в винтажное произведение.

Многие пожилые люди не любят покупать новые вещи — мол, денег жалко, да и не удастся ими толком воспользоваться. Однако новые вещи и особенно, одежда, вносят в жизнь свежую энергию и ощущение моложавости. Поэтому никогда не надо отказываться от новых вещей, купленных или подаренных. В пожилом возрасте покупать и принимать в качестве подарков нужно новинки бытовой и кухонной техники, обновки, элегантные украшения, наборы и инструменты для творчества, сертификаты на массажи и в салоны красоты, хорошие витамины, туристические поездки, путевки на отдых и т. ?д.

Перед родителями пожилого возраста жизнь ставит очень важные задачи. Во-первых, дать наглядный пример своим детям и внукам, как нужно уважительно и оптимистично относиться к себе и к своему возрасту. Во-вторых, не заставлять их понять прошлый жизненный опыт, а доказать им, что этот опыт — прежде всего, преодоления, трудов и потерь — позволяет быть адаптированным к современному миру, что в нем — даже устаревшем и порой травматичном — заключены внутренняя сила и духовный ресурс. И, в-третьих, показать детям и внукам пример построения гармоничных отношений между старшими и младшими членами семьи. Ведь известно немало случаев, когда конфликтные отношения между бабушками-дедушками и мамами-папами бумерангом возвращались в следующие поколения. А те, кто научился с уважением принимать своих пожилых папу и маму, сами заканчивали свою жизнь в окружении любящих детей и внуков.

Решение задач своего возраста — а не просто доживание отпущенных лет — это и есть подлинная мудрость и залог мирных отношений между пожилыми родителями и взрослыми детьми.